Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 22:45, реферат
Целью данной работы я считаю раскрытие понятия картины мира, а также анализ изменений этого понятия в мировой и, в частности, русской культуре и науке. В связи с этим, я ставила перед собой следующие задачи: раскрыть энциклопедический смысл самого термина «картина мира», его структуру и особенности, а также развитие и становление этого понятия. Также считаю нужным подчеркнуть зависимость картины мира от смены ценностных систем и порядок смены одной картины мира на другую.
1.Введение
2.Картина мира как понятие
3.Художественная картина мира как культурологическая проблема
4.Происходит ли в случае смены ценностных систем кардинальное обновление картин мира?
5. Куда исчезают элементы предшествующей картины мира, когда возникает новая?
6.Заключение
7.Список используемой литературы
Соотношение новой и предшествующей картин мира как соотношение между сознанием и бессознательным позволяет, поскольку предметом нашего внимания оказывается картина мира в ее художественных формах, по этому принципу представлять и соотношение между художественным и нехудожественным. Для этого или иного времени высшей художественной ценностью будет соответствующая утверждающей себя в культуре новой картиной мира художественная ценность. Все, что этой последней не соответствует, естественно, оценивается как нехудожественное. По мере утверждения картины мира возникает и внутренняя упорядоченность конкретных текстов, их иерархичность, в соответствии с которой одни тексты оказываются вверху, ибо в большей степени соответствуют картине мира и выражают ее ценности, другие-внизу и, следовательно, не во всем соответствуют ценностным критериям. Такая же упорядоченность пронизывает и отношения между текстами, находящимися внутри картины мира, и текстами, ей не соответствующими, т. е. с точки зрения этой картины мира нехудожественными. Естественно, эти как внутренние, так и внешние оппозиции могут достигать крайнего напряжения, когда картина мира в своем развитии достигает пика, а следовательно, и некоторой исчерпанности, она перестает осуществлять свои эстетические функции, представление о которых в культуре также формируется под воздействием утверждающей себя картины мира. В этой ситуации границы между художественными и нехудожественными текстами способны изменяться.9
Будучи самосознанием символизма как одного из художественных направлений, теория искусства в лице теоретиков символизма пошла еще дальше. С символизма начинается новое прочтение логики художественного развития человечества. Символизм подхватывает некоторые тенденции романтизма, диктуя принципиально новую теоретическую постановку традиционных вопросов искусства. Начиная с символистской эпохи, мы оказались в ситуации истории искусства, необычайно благоприятствующей открытию логики в эволюции искусства, приоткрывающейся лишь в больших длительностях истории. Однако такая логика осознается лишь в том случае, если искусство ставится в связь с эволюцией культуры, а точнее, с взаимодействием в истории разных типов культур. Короче говоря, в новой ситуации теория искусства должна была опираться на понимание открытой символистами логики развития искусства. Такую логику могла осознать лишь философская рефлексия о культуре. Следовательно, в определенные эпохи, когда открывается новая логика развития искусства, собственно искусствознание оказывается как бы бессильным, используя свои методы, объяснить художественные процессы. В этом случае помощь приходит извне, их других сфер и наук, способных осознать контекст развития искусства, а именно культуру и переживаемую ею ситуацию.
Самосознание какого-либо художественного направления может стать
самосознанием целой художественной эпохи или культуры лишь в том случае, если картина мира этого художественного направления трансформируется в универсальную, что случается далеко не всегда. В функционировании картин мира в их художественном варианте можно выделить две большие эпохи: эпоху, когда художественные картины мира не обладали автономностью, будучи тесно связанными с сакральными ценностями, и прежде всего с мифом и религией, и эпоху, когда такие картины мира развиваются в реальности, обособляясь от мифа и религии. Если в первом случае миф и религия наделяли художественные миры общезначимыми, коллективными смыслами, то во втором случае вместе с обособлением искусства происходит и утверждение личного начала. На этом последнем этапе возникает ситуация, когда можно было бы говорить уже не только о картине мира как единственно возможной и в большей или меньшей степени соответствующей культуре в целом, но о картинах мира,
функционирующих
одновременно в одном и том
же типе культуры. Когда речь
идет о поздней истории, для которой
характерно обособление личного
начала, необходимо иметь в виду
возникающий плюрализм в
1. Розин В. М. Философия техники.
2. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов – на – Дону, 1998
3. Моисеев Н. Н. Судьба
4. Немировская Л. З.
5. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники.
М., 1995
6. Елфимов Т. М. Возникновение нового. М., 1983
7. Мыльников А. С. Картина
Европы. С.-П., 2000
8. Раушенбах Б. В. Пространства жизни. М., 1999
9. www.wikipedia.ru