Мексиканское народное графическое искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:07, статья

Описание работы

Мексиканская революция 1910—1917 гг. явилась поворотным пунктом в истории искусства всей Латинской Америки. Антифеодальная война, поднявшая самые широкие массы крестьянства, революционные выступления молодого мексиканского пролетариата, коммунистическое движение, развившееся под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, оказали решающее влияние на содержание и формы нового искусства Мексики, сформировали новый тип художника — политического борца

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Мастерская народной графики 1937-1984гг……………………………6
2. Современная графика Мексики…………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……….22

Работа содержит 1 файл

заказ от 07.09.2011.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

    Мендес  продолжает традиции социально активного  искусства Посады и Ороско, причем своеобразно использует характерные  для мексиканской графики монументальность и символичность. Каждый лист подчинен одной ярко выраженной идее, основной эмоции и приобретает характер монументального символа. Композиции содержат конфликт, в котором принимают участие не только люди, но и стихии – земля и небо, воздушное пространство и огонь. Каждый сюжет – это мир в себе, целая поэма, но все вместе листы складываются в захватывающее и трогательное повествование.

    Мендес  выполнил много гравюрных серий  на темы кинофильмов, они демонстрировались  на экранах, дополняя фильмы мощной выразительностью. В серии «День жизни» 1949 года запоминается лист «Расстрел», изображающий гордую фигуру индейца, не дрогнувшего перед дулами ружей. В серии «Шаль Соледад» 1950 года приковывают внимание «Соединенные несчастьем»: в ночной тьме прижались друг к другу мужчина и женщина, готовые встретить нападение. Сделанное Мендесом имело огромное значение и для мексиканского, и для мирового искусства графики, не случайно в 1953 году ему присуждена Международная премия мира. Премию получила и вся «Мастерская народной графики».

    В мастерской было немало ярких художников. Пабло О'Хиггинс, соавтор Мендеса в стенных росписях, работал в технике литографии, создавая обаятельные образы простых людей Мексики. Альберто Бельтран проявил себя как мастер изобразительного рассказа, умело строящий сюжет, используя выразительность детали. Его цикл «Автобус бедняков» – гравюры на линолеуме 1954 года – отмечен и разнообразием типов, и тонкостью наблюдений. Артуро Гарсия Бустос, ученик Риверы, чрезвычайно эмоционален – то нежно лиричен, то достигает большой трагической силы (цикл «Свидетельство о Гватемале» 1957 года). «Мастерская народной графики» продолжала деятельность до 60-х годов. И то, что было создано прогрессивными мексиканскими графиками, остается одной из вершин искусства XX века. Художники многих стран, работающие в области политической графики, часто обращаются и будут обращаться к опыту мастеров мексиканской графики, остросоциальной, гражданственной направленности их искусства. 

    2. Современная графика  Мексики. 

    Живопись  Мексики последних столетий –  удивительное соединение технических достижений и мотивов древности. Художники-муралисты оставили поистине гигантский след в истории своей страны. Гигантский – буквально. Представители этого течения (Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско, Давид Альфаро Сикейрос, Руфино Тамайо, Хесус Герреро Гальван, Мигель Коваррубиас) оставляли росписи и фрески на стенах общественных зданий. Поэтому при посещении Мексики необязательно идти в музеи, чтобы познакомиться с живописными чудесами страны, достаточно пройтись по улицам крупных городов.

     В XX веке одним из наиболее значительных явлений мировой культуры неожиданно стало искусство Латинской Америки, прежде всего Мексики. Драматическая история этой страны изобилует жестокими завоеваниями, убийствами, беспощадным угнетением народных масс – начиная от вторжения в XII веке воинственного народа ацтеков, создавших позже в Центральной Мексике грозное государство.

    Искусство Мексики известно во всем мире, хотя многие мексиканские художники-графики  не получили полного системного художественного  образования. Это обусловлено, по нашему мнению, уникальностью экзотического культурного феномена Мексики - бывшей колониальной многонациональной и развивающейся страны. Стоит отметить, что большинство преподавателей школ искусств мексиканских университетов не имеют высшего образования и не знакомы с принципами методов обучения и воспитания5.

    Осмысление художественного наследства мексиканского народного искусства, создания образов с выразительной этнической самоидентификацией, сочетающее с насыщенным языком авангардных форм, - именно эти черты выделяют творчество мексиканских художников. Невзирая на то, что творческое становление многих мексиканских художников-графиков происходило во времена тоталитарного строя, художники сумели сформировать индивидуальное и неповторимое графическое формообразование, где рядом с эпическими образами в графике появляется лирика народных  мотивов.

    Наследство мексиканских графиков неоднократно демонстрировало, что создание образов, связанных с народным искусством, отображение особенностей его визуальных характеристик и сюжетов является важными для воссоздания широты диапазона применения фольклорных мотивов.

    Концепция мексиканских художников-графиков позволяет образам плавно перетекать друг из друга последовательно выстраиваться в собственную жизненную систему, где главным тезисом звучит тема "жизни как чуда Воскресенья". Только в слиянии прошлого и будущего, общего и личного, временного и вечного, ума и чувства рождается чудо реальной жизни, которая имеет возможность одержать победу над смертью. Это почти как у Б. Пастернака :

    И странным виденьем грядущей поры

    Вставало  вдали всё пришедшее после.

    Все мысли веков, все мечты, все миры...

    Все шалости фей, все дела чародеев...

    Современная графика Мексики занимает одно из ведущих мест в искусстве стран Латинской Америки. Годы становления и развития мексиканского искусства неотделимы от исторических и социальных процессов, протекавших в Мексике после буржуазно-демократической революции 1919-1917 гг. Именно тогда возникло искусство революционное и национальное, эпичное и самобытное, героем произведений мексиканских графиков становится человек из народа – индеец. Язык мексиканских художников прост и ясен, так как их работы предназначены для простого народа Мексики, большая часть которого неграмотна6.

    У истоков современной графики  Мексики стоял Хосе Гваделупе  Посада. Он стал учителем многих мастеров, хотя был простым гравером-самоучкой  и работал в маленькой типографии. Посада достиг большого художественного  мастерства в своих произведениях, его гравюры отражали волнующие народ проблемы и были проникнуты духом народной революции. На выставке экспонируются три его работы, среди них «Сапата» - портрет любимого национального героя мексиканского народа. Темы многих гравюр, представленных здесь, почерпнуты из истории мексиканского революционного движения. Их авторы использовали в своей борьбе как оружие, так и чисто художественные средства – плакаты, листовки, призывавшие народ сражаться за лучшую жизнь.

    Мастерская  охотно вступает в контакт с другими  организациями и культурными институтами и предлагает им сотрудничество в целях развития их деятельности».

    Уже первые работы, выпущенные Мастерской, были замечательны своим боевым характером и монументальным звучанием. Интимное искусство гравюры художники Мастерской превратили в действеннейшее средство агитации. «Мастерская народной графики» выпускает лестовки, плакаты, станковые листы, иллюстрации. И во всех работах слышится подлинный голос мексиканского народа. Произведения мастерской, созданные за 20 лет ее существования, являются своеобразной и интереснейшей изобразительной летописью жизни Мексики. Каждое важное событие в социальной и политической жизни страны находит свое отражение в гравюрах. Многочисленные листы и целые циклы были посвящены кампании против неграмотности, борьбе республиканской Испании с Франко, национализации иностранных фирм и предприятий, войне с фашизмом, национально-освободительному движению в Гватемале, борьбе за мир, против реакции.

    Деятельность  членов Мастерской чрезвычайно разнообразна. Кроме различного типа гравюр, они пишут панно, многие из графиков одновременно и монументалисты — Мендес, О'Хигиннс, Агирре, Ареналь, Сальсе, Мора и другие. Художники занимаются также разрисовкой театральных занавесов, декорациями, берут на себя оформление демонстраций, народных шествий.

    В «Мастерской народной графики» замечателен  дух коллективизма. Центральной  фигурой Мастерской, в значительной степени определяющей и идейную направленность работ и их художественное качество, является ее Генеральный секретарь — Леопольда Мендес. Кроме того, ежегодно переизбирается правление Мастерской из пяти человек во главе с президентом, которым сейчас является Альберто Бельтран. Правление осуществляет повседневное руководство, решает экономические и административные  вопросы7.

    Над произведениями коллективными, например тематическими альбомами, как альбом «Мексиканская революция», работа Мастерской протекает следующим образом. Каждую неделю созывается общее собрание членов, вырабатывается, план альбома, выясняется экономическая сторона предполагаемого издания. Обсуждению подвергается тема, а в дальнейшем и художественные качества каждого листа, причем требуется единогласное одобрение. Если же его нет, работа отвергается или переделывается.

    В «Мастерской народной графики» возникают и разнообразные теоретические споры, так как в состав ее входят люди самых различных политических убеждений и воззрений, — от коммунистов до католиков, при этом в работе стремятся не затрагивать убеждений друг друга. Художники Мастерской работают в различных графических техниках, однако литографский камень и дерево — дороги, а офорт с небольшим количеством оттисков мало подходит к задачам Мастерской. Поэтому большинство работ исполняется в линолеуме. Дорога в Мексике и краска, отчего не развивается цветная гравюра.

    Важную роль в творческом методе и, в частности, графике мексиканских художников играет линия, которая может быть трактована не только тонко и лирически, но и экспрессивно и насыщенно. Сама же форма, фиксированная ею, получает свою визуализацию в исключительно эпических и монументальных графических образох художников, каждый из которых своим лаконизмом и изысканной стилизацией создает выразительный художественный образ.

    В графике мексиканских художников рядом с контурной линией используются штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги - основного материала графики. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Графика не исключает и применение цвета. Наиболее общий отличительный признак графики - особое отношение изображаемого предмета к пространству, важную роль в воссоздании которого играет фон бумаги или "воздух белого листа". Пространственное ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. При этом связанное с плоскостью листа графическое изображение носит в известной мере плоскостный характер. Не обладая такой полнотой возможностей, как живопись, в создании пространственной иллюзии реального мира, графика с большой свободой и гибкостью варьирует степень пространственности и плоскостности8.

    Графике мексиканских творцов свойственны тщательность объёмно- пространственного построения, интерес к повествованию, обстоятельное штудирование натуры, выявление структуры и фактуры предмета. Художники-графики не ограничиваются и беглым впечатлением, условным обозначением предмета или как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя. Незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств художественной выразительности. Ёмкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств, образно- выразительными метафорами. Поэтому в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведения живописи, скульптуры и архитектуры.

    Среди других особенностей трактовки графических образов в творчестве мексиканских художников-графиков стоит отметить тонкое нюансирование и эмоциональную насыщенность образов, в которых линия становится ключевым выразителем эманаций человеческой души или безграничной гармонии природы.

    Произведения художников-графиков, связанные с воссозданием образов фольклорных мотивов, поэзии и прозы, предусматривают длительный процесс интеллектуального осмысления образов, теоретическое изучение контекста их появления и вариации их современного восприятия.

    В графических образах художников-графиков ощутимая еще одна интонация - любовь, дружба, любовь к Родине. Однако, не обращая внимания на всю свою универсальность, всегда содержат уникальные и связанные с ментальными установками элементы, которые предоставляют этим дефинициям выразительный этнический колорит и удостоверяют уникальность культурных сценариев поведения.

    Собственно учитывая последний аспект полностью логическим является вывод о важности метафорической трактовки и символического наполнения объектов, которые окружали и окружают людей. Предметная среда в  произведениях мексиканских художников-графиков должна служить своеобразным напоминанием о мире, который существует вне пределов быта и ежедневных забот человека, а иногда играет роль своеобразного медиатора между материальным и духовным.

    Поэтому практически в каждом произведении художники-графики применяют своеобразные атрибуты национальной принадлежности, которые в известной степени отображают мировоззренческие представления, среди этих признаков - элементы мексиканского национального строя, характерные детали быта и тому подобное. В совокупности этих элементов формируются насыщенные за эмоциональным и символическим наполнением образы9.

Информация о работе Мексиканское народное графическое искусство