Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:07, статья
Мексиканская революция 1910—1917 гг. явилась поворотным пунктом в истории искусства всей Латинской Америки. Антифеодальная война, поднявшая самые широкие массы крестьянства, революционные выступления молодого мексиканского пролетариата, коммунистическое движение, развившееся под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, оказали решающее влияние на содержание и формы нового искусства Мексики, сформировали новый тип художника — политического борца
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. Мастерская народной графики 1937-1984гг……………………………6
2. Современная графика Мексики…………………………………………11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………...…………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……….22
Мексиканское
народное графическое искусство.
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………
1. Мастерская народной графики 1937-1984гг……………………………6
2.
Современная графика Мексики………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….……….
ВВЕДЕНИЕ
Мексиканская революция 1910—1917 гг. явилась поворотным пунктом в истории искусства всей Латинской Америки. Антифеодальная война, поднявшая самые широкие массы крестьянства, революционные выступления молодого мексиканского пролетариата, коммунистическое движение, развившееся под воздействием Великой Октябрьской социалистической революции, оказали решающее влияние на содержание и формы нового искусства Мексики, сформировали новый тип художника — политического борца.
В художественной школе «Санта-Анита»—первой среди «школ на открытом воздухе»—образуется в 1913 г. подпольная революционная организация студентов. Организация была разгромлена полицейскими, и ее участники ушли на фронт — в армии революционных генералов. Среди этих молодых художников-революционеров был Давид Альфаро Сикейрос (р. 1898). Великую школу революции прошли Франсиско Гойтия (р. 1884), сражавшийся в армии легендарного Панчо Вильи; Хосе Клементе Ороско (1883—1949) и многие другие. В ней вырастало и крепло классовое и национальное самосознание передовых деятелей культуры. Оно опиралось на народную основу, проникалось гордостью за древние индейские традиции, возрождение которых, в противовес испанским, французским и иным влияниям, мыслилось как программа идейно-художественной борьбы. В годы революции формировалось представление об искусстве, служащем обществу, являющемся выразителем социальных, революционных идей.
Идеи революционно-демократического, национального искусства были провозглашены в 1918 г. в Гвадалахаре на «Конгрессе художников-солдат». Но первые же послереволюционные годы показали, что пути развития нового искусства не были гладкими и ровными: собирание сил нового идейно-художественного движения растянулось на несколько лет. Разными путями шли к объединению художники, вставшие в 1922 г. во главе мексиканского искусства. X. К. Ороско, остро и чутко отозвавшийся на предательство буржуазией интересов революционного народа, в 1917—1920 гг. находился в политической эмиграции. В акварелях Ороско «Мексика в революции» (1913—1917) уже вызревал характерный для его творчества драматизм образов; он рисует, сочетая крупные темные пятна фигур с острым, колючим контуром. На события революции откликается Диего Ривера (1886—1957), начинавший с лирических пейзажей, а около 1913 г. увлекшийся в Париже кубизмом. Идеи социального искусства, страстным пропагандистом которых выступил Д. Сикейрос, также живший в те годы в Европе, привели мексиканских художников к выводу, что их искусство должно быть образным, реалистическим. Ривера и Сикейрос порывают с кубистическими увлечениями и углубляются в поиски традиций монументального искусства, обращенного к массам. На первых порах они опираются на живопись итальянского кватроченто; Диего Ривера внимательно изучает также старых нидерландцев, покоренный их народной силой.
Этот поворот, происшедший еще до появления первых крупных произведений новой мексиканской живописи, весьма знаменателен. Ее стилистике оказалась чужда проблема «революции формы», исчерпывающая в глазах модернизма всю проблематику развития нового искусства и выдвигавшаяся формалистическими течениями как ответ на вопрос о том, как в искусстве должна отражаться социальная революция. Революционный перелом в искусстве Мексики осуществлялся по законам развития искусства, связанного с жизнью народа. Это был перелом от отвлеченных и камерных академических и эстетических норм к искусству, насыщенному революционными идеями и непреклонно обращающемуся к изобразительной образной форме.
Таким образом, мексиканская живопись стала одним из ярких выразителей важнейших закономерностей развития демократического, реалистического течения в мировом искусстве 20 в. Одновременно обрисовывалось и национальное, собственно мексиканское своеобразие, с которым эти общие закономерности преломлялись в творчестве передовых художников Мексики. Это своеобразие заключается в том, что живопись развилась здесь исключительно, или почти исключительно, в форме монументальной росписи. Более того, в специфических условиях Мексики, не обладавшей опытом развития политически активного станкового искусства, родилось альтернативное противопоставление монументальной живописи как искусства массового, демократического — станковой живописи как искусству буржуазному, частнособственническому. Возникнув из желания создать искусство, мобилизующее массы, в противовес академической замкнутости живописи периода «порфиризма» и индивидуалистичности европейской формалистической живописи, эта программа в конкретных, мексиканских условиях была связана с возрождением национального наследия монументальной живописи доколумбовой эпохи. Соответственно формировались стилистические особенности новой мексиканской живописи, в которой переплавлялись определенная однозначность образов, простота и четкость трактовки объема и цвета, присущие древней мексиканской и раннеренессансной живописи, а также тем современным течениям в искусстве, которые избегают валёрного письма и световоздушной передачи среды.
Цель исследования – изучить историю возникновения и развития мексиканской народной графики.
Предмет исследования – мексиканская народная графика.
Объект исследования – деятельность и наследие мексиканской мастерской народной крафики.
Задачи исследования:
- проанализировать деятельность мастерской народной графики в 1937-1984 гг.
- дать
характеристику современной
1.
Мастерская народной
графики 1937-1984гг.
Мексиканское
изобразительное искусство XX в. —
это прежде всего монументальная
живопись и графика. Ее главными представителями,
мэтрами так называемого
Черное и белое. Только два цвета. Как, какими средствами воссоздать этой скупой палитрой всю удивительную радугу окружающего мира, многокрасочность реальной жизни? Безусловно, это сложно. Но если в руках настоящего художника острый резец и штихель, если перед ним гладкая доска твердого дерева или линолеум, происходит чудо. Одно из чудес искусства. Из-под тяжелого пресса в широкий свет выходят листы бумаги с четко оттиснутой гравюрой. Каждый такой лист - это оригинальное произведение изобразительного искусства, не копия, не репродукция, а собственно оригинал, настоящий, аутентичный, и в этом еще одно чудо искусства1.
Начало собственно мексиканской графике положено крупнейшим гравером XIX века – Хосе Гуадалупе Посадой. Он работал как художник в газетах, сначала в провинциальных городах, затем в Мехико. Резал по дереву бытовые сцены, иллюстрации, карикатуры, всего им выполнено свыше 15 тысяч гравюр. Посада заявил о себе в годы реакции, а в конце жизни стал первым художником революции, им восхищались и у него учились великие мастера мексиканского искусства. Гравюры Посады откликались на все, что происходило в стране, они печатались большими тиражами на дешевой бумаге.
В гравюрах Посады все проникнуто фольклорным духом – художник любил рисовать картинки к народным песням и балладам, к басням и поучительным притчам, а особенно характерны для него «калаверы» – разнообразные сценки со скелетами, одетыми в одежды крестьян и горожан, помещиков и торговцев. Тема «калавер» проходит через все искусство Мексики от древней керамической и каменной скульптуры до фресок Диего Риверы. В этой игре жизни и смерти мексиканцы издавна видели воплощение собственной судьбы, выражение непреходящей традиции. В годы революции социальная направленность творчества Посады становится особенно активной, его гравюры призывают к борьбе, гневно осуждают реакционеров и предателей. Актуальность и отзывчивость искусства Посады – пример для всей последующей национальной графики.
Расцвет мексиканской графики начался с создания в 1937 году мастерской. Мендес уже имел к этому времени немалый опыт, он учился в Академии художеств после революции, с середины 20-х годов работал как гравер, в 30-40-х годах выполнил два цикла стенных росписей, с 1932 года руководил секцией пластических искусств в министерстве просвещения, в 1933-1937 годах был одним из руководителей Лиги революционных писателей и художников. Объединившая для коллективной работы десятки художников, «Мастерская народной графики» одновременно способствовала творческому росту самого Мендеса. В 1938 году он руководит созданием серии антифашистских плакатов, в 1939 году выполняет цикл документальных литографий, изображающих зверское убийство сельских учителей бандами религиозных фанатиков, в 1942 году – гравюру на линолеуме «Поезд обреченных» для «Черной книги фашистского террора в Европе». Хорошо видно, как быстро растет и политическое сознание, и графическое мастерство художника. В 1948 году он становится в ряд крупнейших графиков XX века2.
Процесс
или итог выражения внутреннего
мира в (художественном) образе, творческое
сочетание элементов таким
Мастерская народной графики возникла в период президентства Ласаро Карденаса. В шестилетний план его правительства входило осуществление многих давних чаяний мексиканского парода. Лишь теперь, через двадцать лет после издания революционной конституции, действительно значительное число сельских кооперативов получило землю. Благодаря открытию тысяч новых школ можно было начать борьбу с неграмотностью. Прогрессивная литература выходила большими тиражами и продавалась по общедоступный ценам. Была сделана попытка объединения сильных профессиональных организаций, и их лидер Ломбардо Толедано был инициатором создания Конфедерации трудящихся Латинской Америки. Управление национализированными железными дорогами перешло в руки рабочих, так же как и руководство крупнейшей типографией страны. Огромное значение имела национализация нефтяных источников, осуществленная несмотря на угрозу интервенцией со стороны империалистических держав. В области международной политики Мексика помогала республиканской Испании, посылала ей оружие для борьбы против фашизма и позже предоставила убежище многим из ее мужественных бойцов. Мексика была единственным государством, наряду с Советским Союзом не признавшим мюнхенского сговора против Чехословакии.
В этой боевой и здоровой атмосфере начала свою деятельность Мастерская народной графики.
Для
творчества членов Мастерской народной
графики, ряд которых испытал
влияние европейской
Мастерская впитала замечательные традиции мексиканского искусства, стала явлением мировой графики XX века. Мастера этого объединения развивали и прогрессивные традиции других стран, использовали опыт Ф. Мазереля или Р. Гуттузо, советских карикатуристов и плакатистов, особенно Д. Моора, американских графиков-коммунистов. Появлению мастерской предшествовала графика Посады. Другой важный источник революционных традиций мастерской – деятельность художников в газете «Эль Мачете», которая издавалась Революционным синдикатом работников техники и искусства, созданным в 1922 году по инициативе Сикейроса.
С создания в 1937 году Мастерской начался расцвет мексиканской графики. Мендес уже имел к этому времени немалый опыт, он учился в Академии художеств после революции, с середины 20-х годов работал как гравер, в 30-х — 40-х годах выполнил два цикла стенных росписей, с 1932 года руководил секцией пластических искусств в министерстве просвещения, в 1933-1937 годах был одним из руководителей Лиги революционных писателей и художников. Объединившая для коллективной работы десятки художников, «Мастерская народной графики» одновременно способствовала творческому росту самого Мендеса. В 1938 году он руководит созданием серии антифашистских плакатов, в 1939 году выполняет цикл документальных литографий, изображающих зверское убийство сельских учителей бандами религиозных фанатиков, в 1942 году – гравюру на линолеуме «Поезд обреченных» для «Черной книги фашистского террора в Европе». Хорошо видно, как быстро растет и политическое сознание, и графическое мастерство художника. В 1948 году он становится в ряд крупнейших графиков XX века4.
Информация о работе Мексиканское народное графическое искусство