Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в том,

Для достижения вышеуказанной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
изучить Массовое общество и “человек массы”
описать Формирование массовой культуры
рассмотреть Плюсы и минусы массовой культуры

Содержание

Введение

1. Массовая культура как общественное явление

1.1 Массовое общество и “человек массы”

1.2 Формирование массовой культуры

2.

2.1 Особенности массовой культуры

2.2 Плюсы и минусы массовой культуры

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

    Основная  задача массовой культуры – развлекать и отвлекать. Уровень экономического развития современных обществ сделал возможным высвобождение свободного времени, которое необходимо чем-то занять, а также повысил уровень жизни. Люди оказались способными платить за то, чтобы их развлекали. С другой стороны, современное общество – довольно стрессогенная среда: быстрый темп социальных изменений и их непредсказуемость, нестабильность социального положения людей, непрочность социальных связей, переизбыток противоречивой информации – все это порождает потребность время от времени “отключаться”, “расслабляться”. И массовая культура позволяет удовлетворить обе потребности: проведения досуга, развлечения и расслабления.

    Массовая  культура постоянно подвергается критике  – и со стороны исследователей, и со стороны наиболее требовательной и восприимчивой общественности. Критика вызвана низким качеством продукции “культурной индустрии”, зачастую играющей на самых примитивных потребностях и инстинктах, не стремящейся к духовному развитию потребителей. Другое направление критики – коммерческий характер массовой культуры, превращение культуры в товар. Наиболее склонные к философской рефлексии авторы видят в массой культуре своеобразный наркотик, который отвлекает людей от реальных проблем и формирует ложное, искаженное, “лакированное” представление о действительности, прививает людям потребительские идеалы. Все эти негативные стороны массовой культуры, действительно, имеют место. 
 
 
 

      И тем не менее, массовую  культуру не следует рассматривать  только лишь в негативном ключе.  Ее возникновение было обусловлено важными структурными изменениями в обществе и она выполняет в этом обществе определенные функции. Следует добавить также, что не все образцы массовой культуры заведомо низкого качества. Детективные романы Агаты Кристи и Жоржа Сименова – несомненно, образцы массовой культуры. Тем не менее, они признаны “классикой жанра” и обладают несомненными художественными достоинствами. Музыка “Битлз” – ярчайший пример массового искусства. Тем не менее, сегодня даже музыковеды признают эту группу основоположницей нового музыкального жанра.

    Даже  такая несомненная черта массовой культуры, как коммерциализация, имеет  некоторые позитивные последствия. Безличные коммерческие, рыночные отношения  и изменившиеся потребности людей, готовых платить за удовлетворение желаний, предоставляют творческому человеку много возможностей для созидательной деятельности. В обществах прошлого творческой деятельности как отдельной сферы социальной практики, фактически, не существовало. В архаичных обществах искусство было вплетено в повседневную деятельность. В традиционных цивилизациях древности и средневековья люди, занятые творческой деятельностью, как правило, представляли собой меньшинство и работали, в основном, для удовлетворения художественных потребностей аристократии, будучи полностью зависимыми от нее в материальном отношении. В лучшем случае, творческая деятельность была одной из форм проведения досуга. Но в данном случае художник должен был иметь средства к существованию, позволявшие ему свободно “творить”. Многие из тех, кого мы назвали бы сегодня художниками, считались ремесленниками и особым почетом не пользовались. Лишь с эпохи возрождения в европейской культуре начинается эмансипация творческой деятельности. Такого количества людей “творческих профессий”, как в современных обществах, не было никогда и нигде, поскольку общество не испытывало в них потребности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Массовая  культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления  народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.

    Массовая  культура – это феномен современности, порожденный определенными социальными  и культурными сдвигами и выполняющий  ряд достаточно важных функций. Массовая культура имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Не слишком высокий уровень ее продукции и коммерческий, главным образом, критерий оценки качества произведений, не отменяет того очевидного факта, что массовая культура предоставляет человеку невиданное ранее изобилие символических форм, образов и информации, делает восприятие мира многообразным, оставляя за потребителем право выбора “потребляемого продукта”.

 

Список  использованной литературы

  1. Акопян К.З. Массовая культура. – М.: Инфра-М, 2010. – 301 с.
  2. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. – М.: ВЛАДОС, 2002.– 400 с.
  3. Ерасов Б.С. Социальная культурология. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 591 с.
  4. Кравченко А.И. Культурология. – М.: Академический проспект, 2000. – 736 с.
  5. Кравченко А.И. Культура и культкрология. – М.: Деловая книга, 2003. – 928 с.
  6. Лазебникова А.Ю. Массовая культура. – М.: ТИД Русское слово – РС, 2005. – 256 с.
  7. Левит С.Я. Культурология. XX век. Энциклопедия. – СПб.: Университетская книга, 1998. – 447 с.
  8. Матецкая А.В. Социология культуры. – Ростов н/Д.: РТПИ, 2006. – 262 с.
  9. Шеманов А.Ю. Теоретическая культурология. – М.: Деловая книга, 2005. – 624 с.
  10. Березин В. Массовая и элитарная // Октябрь, 2000. - №1
  11. Савкина И.Ф. Массовая культура: Историография и проблема влияния на общество // Культура: управление, экономика, право, 2005. - №3

Информация о работе Массовая культура