Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в том,

Для достижения вышеуказанной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
изучить Массовое общество и “человек массы”
описать Формирование массовой культуры
рассмотреть Плюсы и минусы массовой культуры

Содержание

Введение

1. Массовая культура как общественное явление

1.1 Массовое общество и “человек массы”

1.2 Формирование массовой культуры

2.

2.1 Особенности массовой культуры

2.2 Плюсы и минусы массовой культуры

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

    В эти годы в Советской России зарождается  предтеча современного искусства пиара (PR) — социальной технологии управления массами. На историческую сцену выходят люди, которые, не будучи ни артистами, ни писателями, ни художниками, всюду вмешивались и всеми порывались командовать. Массовик-затейник (обычно местный профсоюзный активист) брал под контроль не только праздники, но и всю повседневную жизнь. Издавались сотни журналов и брошюр типа “Массовик”, “Массовый организатор”, “Массовая культурно-просветительская работа”.

    В СССР в 1920 – 1950 гг. было создано массовое общество мобилизационного типа и соответствующая этому обществу массовая культура. По некоторым социальным параметрам она сближалась с западной, например немецкой, американской («голливудской»), культурой, по другим — разительно от нее отличалась.

    В последующие десятилетия происходили важные социальные изменения. В 1960 г. в СССР сравнялась численность сельского и городского населения. Широкомасштабное типовое индустриальное жилищное строительство позволило начать расселение коммунальных квартир. Развивалось массовое телевещание, сначала черно-белое, а потом и цветное. В семьях рабочих и служащих появились такие предметы бытовой техники, как холодильники, стиральные машины, радиолы и магнитофоны, а в некоторых наиболее обеспеченных — личный автотранспорт. Благодаря всему этому население становилось, с одной стороны, более автономным от коммунально-коллективистской сферы, а с другой - более зависимым от рынка товаров массового потребления.

    Возникли  и новые формы культурного  проведения досуга — туризм, любительская фотография, молодежные и артистические кафе, клубы по интересам. Они позволяли налаживать неформальное общение, обеспечивали некоторую автономность по отношению к власти, официальным структурам.

    Уравнительно-аскетический идеал, господствовавший в предыдущий период, терял привлекательность в глазах населения, хотя власти гневно обрушивались на мещанство и потребительство. Нельзя не учитывать демонстрационного эффекта западного образа жизни, с которым советские люди стали знакомиться со времен первых московских международных кинофестивалей и промышленных выставок.

    Все это позволяет утверждать, что  в стране шел активный процесс  перехода к массовому, индустриальному, потребительскому обществу. 
 
 

    К общим тенденциям развития массовой культуры как у нас в России, так и на Западе, можно отнести следующие:

  • широкое распространение визуальных форм и жанров (телевидение, кино, компьютерные игры), которые повсеместно теснят “книжную культуру”. Телевизор и компьютер не только снижают интерес к чтению, но и создают новый режим восприятия. Визуальный образ, в отличие от печатного текста, «считывается» мгновенно и действует на уровне подсознания. Если еще в начале XX в., «на заре» массового общества, такие визуальные искусства, как живопись, плакат, кино, фотография, в основном отталкивались от печатного слова и строились как его наглядно-образная иллюстрация, то теперь сам художественный текст строится по законам зрелища, с помощью приема «монтажа».
  • исключительная роль
  • Кризис социально-культурной идентичности. Глобальная система массовых коммуникаций выступает мощным фактором нивелирования культурных различий. Ответом на их наступление в XX и еще более в XXI в. является запрос на идентичность (национальную, религиозную, социально-групповую, личностную). Сегодня этой проблемой озабочены во всех странах мира, в том числе в индустриально развитых. Однако попытки сконструировать новые идеологии по образу и подобию уже известных или по «последнему слову науки», как, например, новую русскую национальную идею, оборачиваются крахом. Вместе с тем получают распространение идентификации парадоксального типа, в частности предприниматель-коммунист, православный нацист. В «виртуальных сообществах», из которых состоит Интернет, идентичность зачастую сводится к эфемерным условным знакам, вроде прозвища (nick-name) или пиктограммы из стандартного набора. Явление, которое мы в этих случаях наблюдаем, можно обозначить термином «игровая идентичность»: индивиды не «прилепляются» накрепко к определенным культурным образцам и традициям, а свободно меняют их, подобно маскам, в зависимости от конкретной коммуникативной ситуации. Современная массовая культура предлагает широкий выбор готовых образцов и стилей поведения. Люди выбирают на «символическом рынке» подходящие, по их мнению, образцы и пытаются имплантировать их в ткань своей повседневной жизни. Формирование социально-культурной идентичности происходит как сверху, так и снизу, в результате весь процесс приобретает стихийный, непредсказуемый характер.

Те образцы  коммерческой рекламы, которые создаются  западными менеджерами в расчете на «среднего» потребителя, в нашем обществе по-прежнему воспринимаются как символы и знаки отличия, как признаки элитарности. Но в таком качестве они не выполняют своей «полезной» психологической функции — быть

своеобразным  средством общественной терапии, сглаживающим противоречия социального неравенства. Массовая культура не выполняет и функции социальной адаптации индивида к изменяющимся условиям жизни, так как создает неоправданно высокий уровень социальных притязаний, не подкрепляемый соответствующим ростом культуры производства, культуры труда. 

Одна из острейших  проблем современной культурной ситуации в России — отсутствие

внятного, общедоступного символического кода, аналогичного тому, что был создан в

советское время. То был, хотя и фальшивый, нелояльный по отношению к простым людям

язык советской  идеологии — язык массовых газет  и журналов, праздничных ритуалов и

лозунгов, массовой эстрады, кино. Символический язык нынешней российской культуры

эклектичен и  брутален. В нем соседствуют элементы, которые можно условно назвать

национальными российскими, и элементы заимствованные, инокультурные и даже

криминальный  фольклор. Старая символика причудливо переплетается с новой, как,

например, в нынешнем гимне России. Такую ситуацию можно квалифицировать как

непрерывные «символические войны», или как «символический промискуитет»1.

Многое положительное  из того, что было создано в советское время, разрушено или влачит жалкое существование: отечественная сеть кинопроката, клубные учреждения, центры культурного досуга и творчества молодежи, местные музеи и библиотеки и т.п. Многие вновь созданные культурные учреждения носят формальный характер, не воздействуя глубоко на повседневное сознание и образ жизни масс. Однако развитие массовой, популярной культуры в России продолжается. Сегодня уже можно определенно говорить о некоторых новых чертах политического ритуала, новой стилистике монументального искусства (например, храм Христа Спасителя в Москве) и современного российского кино, о своеобразной деловой «этике» новоявленных российских бизнесменов.

 

     2.1 Особенности массовой культуры 
 

    Особенности массовой культуры следующие:

    Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали  одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о ее примитивности.

    Этот  упрек отчасти справедлив. Но облегченность  произведение массовой культуры во многом обусловлена объективными причинами. Становление массового общества и, следовательно, массовой культуры связано  с процессами урбанизации и индустриализации труда. В городе человек оказывался один на один со сложным и часто суровым миром. Приспособление к новой среде требовало огромных затрат душевных сил, нервного напряжения. Того же требовала и непривычная работа на промышленном предприятии. Возросла потребность в интенсивном отдыхе – быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после напряженного и монотонного дня. Поэтому человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, средствах массовой информации прежде всего легкие для восприятия, развлекательные представления , фильмы, публикации. За них он согласен был платить.

    Появился  платежеспособный спрос сначала  на легкую беллетристику, яркие, выразительные  картинки (литографии), затем – на фильмы (прежде всего комедии, приключения, мелодрамы). Спрос этот расширялся по мере роста грамотности населения, увеличения его доходов, сокращения продолжительности рабочего дня и увеличения “зоны досуга”. Массовая культура - это прежде всего “зона отдыха”

    Простоту  произведений массовой культуры нельзя однозначно связывать с низким уровнем. Понятие “массовая культура” не равнозначно понятию “плохая культура”. Произведения массовой культуры могут быть и великолепными, и средними, и совсем убогими. В массовой культуре есть свои вершины – например музыка “Битлз”, песни Э. Пиаф, роман М.Митчелл “Унесенные ветром”. В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актеры Л.П. Орлова, Н.К.Черкасов, И.В.Ильинский, Ж.. Габен, Л. де Фюнес; танцовщик Ф. Астер, известный певец М. Ланца; композиторы Ф. Лоу (автор известного мюзикла “Моя прекрасная леди”), И.О. Дунаевский; кино-режиссеры Г.В. Александров и П.А. Пырьев.

    Занимательность. Это черта присуща многим произведениям  массовой культуры. Занимательность  обеспечивается обращением к таким  сторонам жизни и эмоциям, которые вызывают неизменный интерес и понятны большинству людей: любовь, семейные проблемы, приключения, ужасы. Авторы литературных произведений стремятся сделать сюжет запутанным, заставить читателя с нетерпением ждать развязки. В детективах события меняют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а эффективно действуют. И чаще всего читателя ждет счастливый конец; семью воссоединяется, преступники получают по заслугам, враги повержены и т.п.

    Особое  внимание уделяется видеоряду. Изображение  более наглядно, чем текст. Ведь при  чтении беллетристики приходится самому создавать зрительные образы, напрягать  воображение. Акцент на зрительное, визуальное восприятие свойственен массовой культуре.

    Серийность, тиражируемость. Эта черта массовой культуры проявляется двояко. Прежде всего она находит выражение в том, что продукты массовой культуры выпускаются в больших количествах, рассчитанных на потребление массой людей. Книги выходят миллионными тиражами, “мыльную оперу” по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Не меньше и количество тех, кто и невольно, знакомится с рекламными роликами, “слоганами”. С другой стороны, определенная серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев.

    Так, в разных вариациях используется образ Золушки – бедной, но хорошей  девушки, начинающей свой жизненный путь в трудных условиях, но добившейся благодаря трудолюбию, честности, скромности, обаянию перелома в судьбе, жизненного успеха. Миф Золушки широко используется в мексиканских и бразильских сериалах. На нем были построены и многие киноленты прошлых лет, например советский фильм “Cветлый путь”.

    Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре ее становления. Беллетристика, комиксы, легкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту. Читая даже облегченное литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаем свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого.

    Коммерческий  характер. Культурный продукт, создаваемый  в рамках массовой культуры, - это  товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен быть демократичным, то есть подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на общие, фундаментальные человеческие эмоции. Мало кого не умилит улыбка маленького ребенка, счастье влюбленных, не обрадует торжество добра и наказание зла, всем приятно смотреть на красивых мужчин и женщин.

    Произведения  массовой культуры создаются в основном профессионалами: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов  профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры. При этом “массовый человек” отнюдь не просто потребляет то, что ему предлагают. Массовая культура полностью функционирует в режиме рынка, а это означает, что объем, качество и цена товара на рынке является результатом сложных колебаний спроса и предложения, настройки их друг на друга. Рынок массовой культуры – это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца (то есть условия обмена культуры на деньги диктует покупатель, а не продавец). Если массовый покупатель начнет требовать трансляции концертов из консерватории, а не из московского комплекса “Олимпийский”, рынок массовой культуры пойдет ему навстречу. Но и продавцы на этом рынке также активны, стараются сформировать спрос на имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар. Они пытаются воздействовать на качественные и количественные параметры культурного потребления в благоприятную для себя сторону. Но для рынка массовой культуры типично, когда давление на публику (посредством рекламы, например) не приводит к появлению массового спроса на то или иное произведение, исполнителя, так как они не соответствуют ожиданиям аудитории. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Массовая культура