Массовая культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 18:10, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в том,

Для достижения вышеуказанной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:
изучить Массовое общество и “человек массы”
описать Формирование массовой культуры
рассмотреть Плюсы и минусы массовой культуры

Содержание

Введение

1. Массовая культура как общественное явление

1.1 Массовое общество и “человек массы”

1.2 Формирование массовой культуры

2.

2.1 Особенности массовой культуры

2.2 Плюсы и минусы массовой культуры

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Культурология.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение            

1. Массовая культура как общественное явление

1.1 Массовое общество и “человек массы”

1.2 Формирование массовой культуры

2.

2.1 Особенности  массовой культуры

2.2 Плюсы и  минусы массовой культуры        

Заключение            

Список использованной литературы        

 

Введение

    Культура  традиционных обществ имела ярко выраженный “сословный” характер. Различные социальные слои (сословия, касты и т.д.) заметно различались в культурном плане. Образ жизни средневекового европейского гражданина, крестьянина и аристократа предполагал разные нормы повседневного поведения, способы поведения, особенности кухни, воспитания, одежды и т.д. Принадлежность к тому или иному слою легко определялась по внешнему виду. Представители высших слоев в традиционных обществах имели определенные культурные привилегии: например, в Индии изучать священные писания – Веды, могли только представители высших каст. Доступ к письменной культуре также имели, как правило, лишь представители высших слоев. Культурные особенности различных слоев воспроизводились из поколения в поколение, чему способствовала тяготеющая к закрытости стратификационная система традиционных обществ.

    Еще в начале XX века в обществах, вступивших в эпоху современности, прослеживались значимые культурные различия между слоями и классами. “Рабочий” и “буржуа”, крестьяне и утратившие прежнее влияние аристократия еще сохраняли культурные особенности. Однако процесс модернизации, становление современной экономики, индустриализация, урбанизация, распространение образования, демократизация политической жизни создавали предпосылки для постепенного размывания четких культурных различий между социальными слоями. На смену “расчлененной” стратификацией культуре традиционных обществ приходит массовая культура.

    Цель  реферата состоит в том,

    Для достижения вышеуказанной цели при  написании работы были поставлены следующие  задачи:

  1. изучить Массовое общество и “человек массы”
  2. описать Формирование массовой культуры
  3. рассмотреть Плюсы и минусы массовой культуры

    При написании работы использовалась учебная литература следующих авторов:

Акопян К.З., Березовая Л.Г., Берлякова Н.П., Ерасов Б.С., Кравченко А.И., Лазебникова А.Ю., Левит С.Я., Матецкая А.В., Шеманов А.Ю., Березин В., Савкина И.Ф.

 

1. Массовая  культура как общественное явление

1.1 Массовое  общество и “человек массы”

    Массовое  общество - это, прежде всего, определенное состояние социума, порожденное процессами индустриализации и урбанизации, разрушившими традиционные сообщества и смешавшими в аморфную человеческую массу представителей прежде четко оформленных социальных слоев. [8, 178]

    Начало  процесса массовизации – усреднение условий труда и образа жизни  – относят к рубежу XIX и XX вв. окончательно он оформился в индустриально развитых странах в первой трети XX века. Изменения, произошедшие в XIX в., стали зримы ощутимы для большинства населения цивилизованных стран. Если для начала века было характерно господство ручного труда и в промышленности, и в сельском хозяйстве, то уже к 1870 г. машинное производство господствовало в ведущих странах Европы и в США. На полях стали применяться сельскохозяйственные машины и удобрения. В начале XIX в.люди передвигались по суше на лодках, а по морю – на парусниках, к концу века уже существовала разветвленная сеть железных дорог, а парусный флот был заменен на паровой. Усовершенствование средств сообщения сформировало к концу века национальные рынки, облегчило выход товаров той или иной страны на мировой рынок. 
 
 
 
 
 
 
 

    Традиционное общество состоит из четко оформленных социальных групп, обладающих устойчивой идентичностью, располагающих прочной культурной традицией. Родственный коллектив, крестьянская община, ремесленный цех, городская община, сословие – все эти группы европейского средневекового общества давали индивиду четкое представление о том, кто он есть, какое место занимает в общественной иерархии, как должен себя вести какими правами располагает. Чаще всего человек на протяжении всей жизни принадлежал одним и тем же группам

    В современном же обществе наблюдается  другое положение дел. Связь индивида с социальными группами куда более  эфемерна. С другой стороны, групп  становится гораздо больше, а контакты между людьми – более разнообразными – по причине усиливающейся социальной и культурной дифференциации. Человек с легкостью присоединяется к группам и легко покидает – меняет место работы и род занятий, покидает семью и создает новую, налаживает и разрывает дружеские связи, присоединяется к тем или иным общественным движениям и организациям и выходит из них. Человек массового общества включен в гораздо более широкую сеть коммуникаций и взаимодействий, чем человек традиционного общества. Но социальные связи в массовом обществе менее прочные и устойчивые. Представление человека массового общества о себе (идентичность) редко полностью определяется групповой принадлежностью и чувством “мы”.

    Современное общество “состоит” не из четко оформленных, стабильных групп, а из массы атомизированных индивидов, вступающих в социальные связи, обусловленные определенными интересами и потребностями. Принадлежность к группе не предписывается индивиду (за некоторыми исключениями). В современном обществе культурная традиция – как опыт определенного сообщества, передаваемый от поколения к поколению, фактически, теряет свое значение. Утратив традицию и устойчивую групповую идентичность, индивид вынужден руководствоваться своим умом и своим опытом. Вот это атомизированное общество, лишенное прочных социальных связей и устойчивых культурных традиций, и называется массовым обществом.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.2 Зарождение  массовой культуры в России

    Массовую  культуру вызвали к жизни те же процессы, которые привели к формированию массового общества и порожденного им “человека массы”, поскольку эти социальные явления неразрывно связаны.

    Массовая  культура сформировалась под влиянием таких процессов, как: секуляризация  культуры (отделение светской культуры от церковной), урбанизация (сосредоточение населения и экономической жизни  в городах), распространение рыночных отношений на область культуры, становление системы всеобщего образования, технический прогресс.

    Массовая  культура – это определенный тип  культуры, который ориентирован на максимальное распространение стандартизированных  и унифицированных продуктов  материального и духовного потребления. [2, 180]

    Для истории массовой культуры в России большое значение имел период 1840-1850 гг., который можно условно назвать периодом социальных предчувствий и пророчеств. Массового общества как такового в России еще не было, но мнение о нем, причем отрицательное, уже активно формировалось как результат наблюдений за соответствующими процессами в Европе. Именно в это время А.И. Герцен написал: “Новейшее и последнее слово европейской культуры – это образованный хам”. При этом русские писатели и философы восставали не против западной культуры, которую они хорошо знали и понимали, а именно против ее упрощения, которого они принять не могли. [6, 64]

    Следующий важный исторический период – последнее  десятилетие XIX в. – характеризуется зарождением массового общества. Это было время промышленного подъема России, строительства железных дорог, формирования единого рыночного пространства. В этот период решающим фактором стало появление массового фабричного производства и массового потребителя. Создавались отрасли производства, обслуживающие новые (массовые) общественные потребности, например “кузнецовский” фарфор, мебельные и бумагоделательные фабрики, мастерские по производству готового платья, винодельческие предприятия. При этом качественный уровень этих изделий был весьма высок, ничуть не уступал европейскому, что было засвидетельствовано на многих международных промышленных выставках и ярмарках. [1, 80]

    В художественных мастерских, открытых промышленником-меценатом С.И.Мамонтовым, в Строгановском училище осваивались азы нового вида искусства – художественного проектирования – и зарождались первые отечественные школы дизайна. Появление дагерротипа и телеграфа сделало возможным выпуск многотиражных газет и иллюстрированных изданий. Данные процессы не насаждались сверху, а были вполне органичны, вырастали из толщи национальной жизни. Сначала происходили малозаметные, касающиеся только части городского населения, затем все более масштабные изменения во всех сторонах повседневной культуры – в стиле архитектуры и формах одежды, манере общаться, художественных вкусах публики и т.д. Например, излюбленным местом общественного проведения времени у мужчин становятся рестораны (трактиры), которых в 1880-е гг. было открыто великое множество. Во многих губернских городах России учреждаются частные (коммерческие) театры и появляются профессиональные актерские труппы. Распространяются образцы бульварной литературы – детектив, приключенческая повесть, любовный роман, сначала переводные, а затем и собственной, российской выделки. У фабричной молодежи, купцов и мещан становятся популярными кадриль, полька, вальс. Возникают профсоюзы, спортивные клубы, первые массовые политические и культурно-просветительские организации. Заметным явлением стали массовые городские гулянья.

    Литературные и художественные критики того времени зафиксировали появление в России качественно нового зрителя, новой читательской и театральной аудитории. В то время оценка данного факта была сугубо положительной. Авторы отмечали, что меняется социальная ориентация искусства: из салонного оно становится по-настоящему публичным, общезначимым; возрастает спрос на все виды художественной продукции и соответственно повышается социальный статус интеллигенции, уровень ее творческой и личной свободы. Однако потребности новой (массовой) аудитории были еще слабо изучены. Она порой удивляла критиков видимым отсутствием «здравого смысла» и эстетической «незрелостью». Например, когда в Москве одновременно проводились художественные выставки «академиков» и «передвижников», массовая публика предпочитала любоваться не сценами из жизни простого народа, а возвышенно-мифологическими сюжетами и историческими полотнами «академиков», выполненными в псевдоклассицистской манере. Публика желала не «правдивого», а «красивого» искусства.

    После революции 1905-1907 гг. оценки “нового русского человека”, приход которого с восторгом приветствовался в конце XIX в., изменились. В нем отмечали черты нигилизма, равнодушие к корням и традициям, “духовную бездомность”, бытовую и социальную неустроенность.

    В 1920—1930-е гг., процесс становления  “человека массы” в обществе развернулся на другой основе. При этом решающую роль сыграли два обстоятельства: первым из них явилось изменение общественно-политического строя и режима власти, провозгласившей себя «властью масс», рабочих и беднейших крестьян. В отличие от западной массовой культуры, опиравшейся в основном на средний класс и выражавшей его потребности, в Советской России массовая культура ориентировалась на потребности «низшего класса». Отвергался набор ценностей западного общества — достаток, индивидуальный успех, комфорт, благополучие семьи, стабильность, порядок, которые были объявлены исторически бесперспективными. При этом формирующаяся разновидность массовой культуры вобрала в себя многие ценности доиндустриального, традиционного общества - уравнительное распределение, коллективизм, трудовую взаимопомощь, жертвенный аскетизм.

    В СССР создавалась своя профессиональная и политическая элита, включавшая высокооплачиваемых работников культуры, профессуру, инженеров, летчиков, коммунистических чиновников. В действительности они и были основными потребителями советской массовой культуры.

    Другим  важным обстоятельством, ускорившим процесс  формирования массового общества, стала начавшаяся в конце 1920-х гг. индустриализация страны. В ходе индустриализации были задействованы такие технические достижения, как конвейерное производство, промышленное домостроение, автомобили, радио, авиация и др. Советские массовые технологии во многом определялись европейскими и американскими образцами.

    Сходство  технических решений обусловливало  стандарты внешних проявлений стиля  жизни, а также форм в искусстве (оформление массовых празднеств, производственный роман в литературе, конструктивизм в архитектуре и т.п.). Близость к миру техники считалась в СССР престижной, создавалась массовая мифология, в которой образы машин выступали одновременно как символы власти и успеха. Смешение индустриальных и политико-агитационных мотивов давало оригинальные образцы массового оформительского искусства. Например, во время уличных шествий ленинградские рабочие демонстрировали трехметровый сапог обувной фабрики “Скороход”, под каблуком которого корчился «буржуй», и “Антанту”, усаженную в огромную галошу с клеймом фабрики “Красный треугольник”; даже сакраментальная «лампочка Ильича» не была отвлеченной метафорой — над головой плакатного вождя разливался электрический свет, наподобие нимба.

Информация о работе Массовая культура