Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:33, контрольная работа
Содержательной стороной эстетического сознания древнего человека является накопление творческого потенциала в практической деятельности. Творческая деятельность по своей сути, в свою очередь, имеет стадии проявления, а именно, ситуацию возникновения творческого процесса, эвристическую ситуацию, ситуацию критического сомнения и воплощения.
Введение……………………………………………………………………....3
Мифология……………………………………………………………..7
"Абсолютная мифология" А.Ф. Лосева……………………………..13
Метафизичности мешает посюсторонность и чувственность
мифа…………………………………………………………………....19
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………......24
Что касается прорыва в будущее, т. е. развития, то он обеспечивался весьма своеобразно. Отсутствие письменности приводило к тому, что вся информация о знаниях, навыках, традициях, ритуалах передавалась устно (ведь миф — это сказание о жизни в слове). Из поколения в поколение основная информация «обрастала» дополнительной. Проходило время, «песчинка» добавлялась к «песчинке», и вот уже возникала величина, изменявшая прежнее качество. Сложилась парадоксальная ситуация. Отсутствие письма послужило фактором прогресса.
Вторым фактором прогресса общества послужило естественное развитие производительных сил.
Третьим фактором развития общества явилась магия с ее установкой на поиск первопричины, на моделирование желаемого результата через проекцию человеческих качеств на окружающий мир и обратно.
Появление
письменности означало закат культуры
мифа. Как отмечает А. А. Леонтьев в
книге «Возникновение и первоначальное
развитие языка» (М., 1963), вначале звук
был регулятором и только позже
становится определенным знаком. Знак
тяготеет к символу. А символ —
это предвестник гибели мифа. Поэтому
для Эмпедокла миф — это
аллегория, а для Геродота — уже
история. Письменность оказалась «троянским
конем» культуры мифа, история которой
исчисляется в 30—50 тыс. лет. Это время
косвенно свидетельствует о стабильности
периода культуры мифа, и, вероятно,
поэтому мыслитель древней
В дальнейшем
последовала трансформация
Первая возьмет на себя охранную функцию общества, обеспечивая его стабильность. Вторая выполнит миссию «преступника» — демиурга, преступающего через традиции и обеспечивающего прорыв общества в будущее.
От ритуала пройдет дорога к Дао и Брахману, а от мысли к натурфилософии. В первом случае бал правит принцип «недеяния», а во втором случае торжествует противопоставление «Я» и «не-Я» с последующей активностью «Я» по отношению к миру.
Мифологическое мировоззрение ускорило процесс социализации человека, содействовало переходу от биологической популяции к человеческой общности, сформировало общество и подготовило условия для его дальнейшего развития. В системе субъектно-объектного отношения в качестве субъекта выступает общество (род), а в качестве объекта — природа. В рамках этого отношения рождаются гипертрофированные образы, подпитывающие культуру страха.
Миф –
необходимейшая – прямо нужно
сказать, трансцендентально-необходимая
– категория мысли и жизни;
и в нем нет ровно ничего
случайного, ненужного, произвольного,
выдуманного или
Ученые-мифологи
почти всегда находятся во власти
этого всеобщего предрассудка; и
если они не прямо говорят о
субъективизме мифологии, то дают те
или иные более тонкие построения,
сводящие мифологию все к тому
же субъективизму. Так, учение об иллюзорной
апперцепции в духе психологии Гербарта
у Лацаруса и Штейнталя также
является совершенным искажением мифического
сознания и ни с какой стороны
не может быть связано с существом
мифических построений. Тут вообще
мы должны поставить такую дилемму.
Или мы говорим не о самом мифическом
сознании, а о том или ином отношении
к нему, нашем собственном или
чьем-либо ином, и тогда можно
говорить, что миф – досужая
выдумка, что миф – детская
фантазия, что он – не реален, но
субъективен, философски беспомощен или,
наоборот, что он есть предмет поклонения,
что он – прекрасен, божественен,
свят и т.д. Или же, во-вторых, мы хотим
вскрыть не что-нибудь иное, а самый
миф, самое существо мифического
сознания, и – тогда миф всегда
и обязательно есть реальность, конкретность,
жизненность и для мысли –
полная и абсолютная необходимость,
нефантастичность, нефиктивность. Слишком
часто ученые-мифологи любили говорить
о себе, т.е. о свойственном им самим
мировоззрении, чтобы еще и мы
пошли тем же путем. Нас интересует
миф, а не та или иная эпоха в
развитии научного сознания. Но с этой
стороны для мифа нисколько не
специфично и даже просто не характерно
то, что он – выдумка. Он – не выдумка,
а содержит в себе строжайшую и
определеннейшую структуру и
есть логически, т.е. прежде всего диалектически
необходимая категория сознания
и бытия вообще.
2. "Абсолютная мифология" А.Ф. Лосева
События
начала XX века (революция, гражданская
война в России, социальное переустройство
общества и последствия этого) А.Ф.Лосев
(1893-1988) оценивал как процесс и
результат мифологического
Признание
тотальности мифологии, в которой
живет человек, по Лосеву, вовсе не
означает фатальной обреченности на
несвободу воли. Напротив, мыслитель
стремится помочь человеку решить задачу
обретения своего подлинного места
в бытии, дать ему чувство устойчивости,
не раствориться в мире. Так появляются
центральные категории его
Концепция
Лосева отличается от подходов, сложившихся
в русской религиозной
По сути дела у него речь идет о двух типах, уровнях диалектики. Во-первых, диалектика - "всегда непосредственное знание... это самое простое, живое и жизненное, непосредственное восприятие". Иными словами, это "первичная" диалектика, устанавливающая ту гармонию бытия, которая необходима, чтобы жить. Но человеку, прошедшему искус разделения субъекта и объекта, духа и материи, мира и самого человека, необходим иной синтез - понятийный. Здесь-то и появляется новое понимание диалектики: это попытка не только найти разрешение противоречий, но и показать, в чем жизненный исток противоречий и почему человеку надо их разрешать. " Диалектика не только " захватывает " вещи, но она и есть сами вещи в их смысловом саморазвитии". Перефразируя Лосева, можно утверждать: если человек в этом мире глух и нем, то и сам мир будет тьмой и безумен. Сама исходная первичная жизненная интуиция (первичная диалектика) требует духовно-смыслового оформления мира. Человек, "обживая" мир, в котором живет, превращая его " в свой дом, придавая ему уют, тем самым преодолевает судьбу и смерть". Улавливание ритма жизни, оформление и осмысление жизни на основе диалектики, как "непосредственной основе жизни", на деле есть развертывание диалектической мифологии.
Диалектика Лосева - постоянно развивающийся "смысловой" синтез в сознании человека и одновременно это как бы теория, объясняющая, в чем исток его жизни. Как диалектика мифологической реальности, по сути своей она ближе к Платону, но пользуется Лосев категориальной сеткой Гегеля, усиливая ее понятиями античной философии и святоотеческого богословия. У Лосева миф диалектичен, а диалектика мифологична, и в этом также заключено два смысла "абсолютной мифологии" Лосева. Образно говоря, живя в этом мире, человек может построить свой "дом" (уютный миф), в котором он будет отгорожен от всего мира. Но можно обрести уютный дом и в универсуме. Третьего здесь не дано. Человек обречен жить в мифе и за его рамки выйти не может. Но какой это будет миф: или замыкающий на себя, своих близких и "родные вещи" (миф человека повседневности, "первичный миф"), или другой миф, тот, что связывает человека с общим, миф возвышающий, дающий силы, мужество и благородство быть Человеком универсума в этом обездушенном мире? Лосев считает, что только через любовь к общему, к идее человек начинает чувствовать себя смысловым центром мира, он отталкивается от повседневности и ее преодолевает. В этом и заключен абсолютизм мифологии Лосева. Философия в такой ситуации меняет свою направленность. Основной ее проблемой становится рефлексия о возможных и оптимальных структурах индивидуального человеческого бытия в универсуме. Собственно, этому и были посвящены почти все работы Лосева по философии и эстетике.
Интерпретация
диалектического мифа позволяет
приблизиться к пониманию специфики
используемых Лосевым категорий, которые
не носят абстрактно-логический характер,
а являются "выразительными формами",
т.е. - символами (родина, жизнь, смерть,
жертва, страдания, радость и т.п.),
в которых вечное и временное
"синтезированы в фигурную вечность".
По неоднократному определению самого
Лосева, указанные выразительные
формы входят в предмет эстетики,
предполагающий "прежде всего такую
внутреннюю жизнь предмета, которая
обязательно дана и внешне, и такое
внешнее оформление предмета, которое
дало бы нам возможность
Так что
же представляют многотомные работы
Лосева - эстетику или философию? Ответ
достаточно определен: предельно общие
категории-символы, которые несли
в себе мысль Лосева, привели к
единственно возможному результату:
философия его стала
Не следует
думать, что цель Лосева - погрузить
человека в очередной современный
миф - у нас их сейчас слишком много.
Как раз современная мифология
(политическая, экономическая, идеологическая,
технократическая и т.п.) является свидетельством
и результатом распада
3.Метафизичности мешает посюсторонность и чувственность мифа
На первый
взгляд может показаться, что раз
мифическая действительность есть сказочная
действительность, нереальная, потусторонняя,
то иначе не может и быть, как
то, что мифология и метафизика
тождественны. На деле же такое отождествление
есть опять-таки не описание мифической
действительности, как она есть,
но привнесение совершенно особых,
иноприродных точек зрения. Миф есть
сказка. Для кого – сказка? Для
того, кто сам является мифическим
субъектом и сам живет этим
мифом? Ничуть не бывало. Для мифического
сознания как такового миф вовсе
не есть ни сказочное бытие, ни даже
просто трансцендентное. Это – самое
реальное и живое, самое непосредственное
и даже чувственное бытие. Это
сказка – для позитивиста, да и
то не для всякого, а специально для
позитивиста XVII–XIX веков. Характеризуя
миф как потустороннюю