Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:33, контрольная работа
Содержательной стороной эстетического сознания древнего человека является накопление творческого потенциала в практической деятельности. Творческая деятельность по своей сути, в свою очередь, имеет стадии проявления, а именно, ситуацию возникновения творческого процесса, эвристическую ситуацию, ситуацию критического сомнения и воплощения.
Введение……………………………………………………………………....3
Мифология……………………………………………………………..7
"Абсолютная мифология" А.Ф. Лосева……………………………..13
Метафизичности мешает посюсторонность и чувственность
мифа…………………………………………………………………....19
Заключение…………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………………………………......24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА
Контрольная
работа
По дисциплине:
Культурология
Тема:
Лосев А.Ф. о природе
мифа.
ВЫПОЛНИЛА:
Студент 1 курса
Спец. ГМУ (уск. з/о)
Зач.кн.
№ (10-55мк)
ПРОВЕРИЛА:
Канд.культорологии, доцент
Редькина
Е.М.
Тюмень
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
мифа………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Изначально процесс осмысления древним человеком мира происходил через мифологию. Мифологическое сознание выступило как сложная форма освоения действительности при доминировании иррационального основания.
Становление
мифологии, мифов, мифологического
сознания имеет древнюю историю.
В античности их исследованием занимались
Аристотель, Эвтемер, Олимпиадор Младший;
позднее Ф. Ницше, А. Кун, Ф. Шеллинг,
Э. Тейлор, Г. Спенсер, К.Г. Юнг, Дж. Фрейд;
в отечественной этнографии и
фольклористике Ф.И. Буслаев, В.И. Даль,
А.Ф. Афанасьев, А.Н. Вознесенский; в
последние годы представители разных
наук В.Н. Топоров, Е.М. Мелетинский, С.С.
Парамонов, М.И. Шахнович, А.Ф. Лосев, П.С.
Гуревич, А.М. Пятигорский, Д.М. Угринович,
Е.Г. Яковлев, В.М. Пивоев и др. Следует
заметить, что ранние исследования
абсолютизировали логико-гносеологический
подход (рациональность) и недооценивали
функционально-аксиологический
Первобытные
люди, создав мифы в коллективной деятельности,
«архетипы коллективно-
Мыслящие первобытные люди, стоявшие на низкой ступени культуры, "обладают широкой философией природы" при ее освоении. Мифология же запечатлевала реальные процессы, происходящие в природе, в общественном бытии в целом, выступая как нерасчлененное синкретичное художественно - философское познание природы и общества. Мифы - это первая эстетико- поэтическая форма сознания древнего мира. «Одна из сторон существования - красота природных явлений, существующих объективно, более доступных человеку на самых ранних стадиях социального развития».
Становление эстетического в ходе эволюции антропоидов есть уход от стихийности, случайности в социуме, утверждение человеческой упорядоченности, совершенства, разумности, творческой свободы, активности разумного человека. В эпоху мустье появляются истоки мифологических представлений о «душе», «загробной жизни» (захоронение в Тешик-Таш ), а на их основе и элементы художественной деятельности.
Древние люди воспринимали эмоционально любое состояние природы. Мифологическое мышление основано на интенсивно-эмоциональном осмыслении, проникновении в таинство мира. Автор считает, что мифология - это таинство действительности, как-то осмысленное и преобразованное в воображаемой субъективной реальности. Ведь в древности природа была еще непонятной. Первоначально принцип формообразования природных явлений и вещей (орудий труда) для первобытного сознания реализовался в беспорядочности, несоразмерности и дисгармонии. В этой плоскости представленные древним человеком артефакты есть претворенный результат наличного воображения. «Первобытные люди смогли выделить себя из окружающей природы в качестве разумных существ путем переноса своей жизнедеятельности на орудия труда как на «свое другое».
В эпоху
своего развития родовое сознание (история
рефлексирующего сознания) превращалось
в устойчивое и оформленное самосознание,
создавая мифологическую картину мира.
Автор считает, что миф является
конкретным выражением таинства действительности
в субъективной воображаемой реальности
в древнем мире. Это напряженное
творение самой жизни, органическим
сплавом реального и
Если
обратиться к этнографическим данным,
то, например, у современного индийского
народа пантеистическое восприятие
Вселенной как единого целого
микро и макрокосмоса пронесено
через тысячелетия в его
Миф есть
проявление магической аффективной
формы сознания, например, при раскрашивании
красной краской древним
Содержательной
стороной эстетического сознания древнего
человека является накопление творческого
потенциала в практической деятельности.
Творческая деятельность по своей сути,
в свою очередь, имеет стадии проявления,
а именно, ситуацию возникновения
творческого процесса, эвристическую
ситуацию, ситуацию критического сомнения
и воплощения.
1. Мифология
По мнению
отечественного философа А. Ф. Лосева,
миф — это отнюдь не только и
не просто продукт прошлого развития
общества. Как любая форма освоения
мира, миф является «законным» элементом
сознания в любую эпоху людей.
Миф (как сказание о жизни в
слове) позволяет воссоздать целостное
представление о мире на основе синтеза
рационального и
Миф характеризуется
сплавом чувственного и логического,
рационального и
Анализ
культуры мифа и знакомство с дальнейшей
историей человечества косвенно свидетельствует,
что Вселенная создала
В своем становлении человек столкнулся как с силами Космоса, так и с силами Хаоса. Чтобы противостоять Хаосу, он встраивает себя в некую системную упорядоченность — тотем, род; организует ойкумену (заселенное пространство); создает пантеон (место для богов); обустраивает социальное пространство.
Ограждая
себя от хаоса, человек приходит к
необходимости системы
Но пантеон,
как, впрочем, и любой посредник,
в силу относительной
Для мифологического мировоззрения характерно особое единство жизни и смерти, созидания и разрушения. Земля (Гея) становится тем пространством, из которого все возникает и куда все исчезает. Человеку остается лишь свидетельствовать об этом процессе.
Способность
к рефлексии, самокритическое сознание,
чувство любви к другому
Ритуал
— это не театральное действо,
а пропедевтика самой жизни, начало
ее упорядочения. Ритуал выступал средством
против зла. Но практика демонстрировала
всепроникающую силу зла. Зло происходит
от всего и от каждого, а посему
спасение от него может быть только
одно — в совместном принятии необходимости
ритуала и неукоснительном
Индивидуальность человека в культуре мифа равна нулю. Человек не проявляется как личность. Он есть часть целого, представитель тотема. В свою очередь тотем есть часть природы. Отношение к новому следует по схеме: удивление — пристальное внимание — неодобрение — обструкция — коллективное осуждение. Таким образом, новое в рамках мифологического мировоззрения обречено, ибо исходный смысл жизни человека и цель его жизни предзаданы.
Но возникает
вопрос. Игнорирование новизны —
это отрицательная сторона