Лекции по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:25, курс лекций

Описание работы

В обыденной жизни понятие культура выступает как собирательный образ, который включает в себя религию, науку, искусство и т.д. Именно культура отличает человека от всех других существ. Понятие «культура» происходит с латинского языка, первоначально обозначала возделывание земли, земледелие, обработка, уход. Начиная с 1-го века до н.э. слово Культура стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образования. В первые такое употребление термина встречается в трудах Цицерона. Понятие «культура» обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя.
Многозначность понятия «культура».
Понятие «культура» выступает как некий образец, нечто нормативное, на которое должно равняться своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. Понятие «культура» может трактоваться как характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающая в себя тактичность, уважение, умение найти меру своим поступкам и т.д. Понятие «культура» отождествляется с образованностью, интелегентностью. В этом случае образованность во внутреннем мире личности, делая её носителем качеств, полагаемых как культурные. Понятие «культура» применяется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений. Сюда можно отнести книги с названием «Культура жилища» и т.д.

Работа содержит 1 файл

Kulturologia.docx

— 48.48 Кб (Скачать)
  1. Родоплеменной, к которому относят магию, фетишизм, и т.д.
  2. Народно-национальный – индуизм, иудаизм, конфуцианство.
  3. Мировой – признание трех мировых религий

     Функции религии – мировоззренческая  функция – наполняет особое значение. Компенсаторная – возможность состоит  в том, чтобы совмещать, компенсировать человеку его зависимость, удалять  ощущение собственного бессилия, тяжелые  переживания личных неудач. Коммуникативная – общение с душами умерших.

     Регулятивная – это осознание индивидом содержания установок или нравственных норм.

     Интегративная функция – позволяет людям, осознавать себя как единую религиозную общность, скрепленную общими целями. Дают человеку возможность самоопределения.

     Политическая  функция – лидеры различных общностей  и государств, сплочения, либо разделения людей по религиозным пренадлежностям в политических целях.

     Культурная  – религия воздействует на сферы общества.

     Религия может быть использована для разъединения людей. 

Христианство  – вторая по степени возникновения религия, на основе Иудаизма.

      Христианство  трактует единого Бога, как носителя абсолютной благости, истины, красоты, могущества, спасителя всех грешных и смертных. Путь к нравственному исцелению о очищению людей от пороков. Страдание – главная борьба со злом. Библия – фундаментальный священный текст, в котором изложены основные концепции данной веры. Центром христианства является вера в спасение души после смерти через преодоление страданий. Особенности культовых действий связаны с понятием таинства – священие, причищение, покаяние (исповедь) и некоторые другие. 

     ИСЛАМ

     Ислам – третья и самая молодая по степени возникновения религия. Возник на ближнем востоке, в среде арабов в начале седьмого века. В переводе Ислам означает – придание себя Богу, покорность. Основоположник – Мухаммед. Главная цель Мухаммеда – известить людям о едином Боге. Мухаммед – пророк, мифологизированный образ основателя Ислама и Исламского государства. Единый Бог у мусульман – Аллах, он всемогущ, вечен, единосущ, творец мира, который состоит из земли и неба, рая и ада, ангелов. Основным источником мусульманской религии является Коран – это священная книга, где изложены основные мифы и догмы. В переводе с арабского коран – означает чтение. Суммы – это дополнение к корану, содержат жизнеописания пророка Мухаммеда и толкование корана. Основными понятиями мусульманской религии являются дин и иман. Иман – это вера, имеет четыре основных источника веры – вера в единого Бога, в его посланников, вера в ангелов, в воскресения после смерти и судный день.

     Дин – это правило жизни и обязанности мусульман (верующих) – 5 столпов ислама, обязанности мусульманина: исповедь, молитва, пост, милостыня, хадж (паломничество), благие дела. 

 
 

Национальная  культура объединяет людей, живущих  на больших территориях, но необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Это письменная культура, ее творцами является образованное большинство, её ценности лежат в духовной сфере. Формирование нации стало возможным в эпоху развития капиталистического общества. Своеобразие как этнических так и национальных культур проявляется в духовной сфере (вера, наука и т.д.) и материальной, особенности ведения хозяйства и т.д.

Локальная культура – это культуры развитые на отдельных, относительно обособленных территориях и малосвязанные с соседними культурами. К их числу относят культуры примитивных народов Африки, Азии, Америки.

Специфические культуры – культуры стоящие особняком и обладающие определенными особенностями. Они не имеют универсальных черт, характерны для большинства культур.

Серединные  культуры – тесно-связанные и  содержащие в себе их признаки и  черты. Такие культуры формируются в результате синтеза культур народов, совместно проживающих в пределах больших географических регионов.

В 20 веке культура распадается на массовую и  элитарную. Под элитарной культурой подразумевают культурой, создаваемой элитой общества. С повышением уровня образования круг потребителей повышается. Ее появление обусловлено развитием средств массовой информации, которые явились распространителями массовой культуры по всему миру и грамотностью населения.  Уровень массовой культуры ниже, чем уровень элитарной культуры, она не только подстраивается под интересы масс, но и формирует вкусы. Для того, чтобы культура приняла массовый характер, ее продукты должны быть стандартизированы под уровень восприятия широкой аудитории, и обладать доступной формой для потребления. Она понятна всем возрастам, слоям населения независимо от уровня образования. Массовая культура имеет широкую аудиторию, но низкую ценность.

Восточные и западные типы культуры.

  1. Отношение к миру: а) Запад – исходит из бытия, главное внимание поиску его основы, возможны представления о несовершенстве мира, может быть направлено на разумное устройство мира. б) Восток – для Востока творчество – это удел богов и неба, господствует утверждение о совершенстве мира, гармонии.
  2. Отношение к природе: а) Запад противопоставляет человека и природу, причем человек повелевает природой, может изменить ее в соответствии со своими представлениями о совершенстве и потребностями. б) Восток – единство человека с природой.
  3. Трактовка бытийного призвания человека и ориентации человеческого труда: а) Запад – нацеливание на изменения мира и человека в соответствии с человеческими представлениями. б) Восток – духовная ориентация на изменение самого человека, как части мира.
  4. Понимание устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса: а) Запад – в центре мироздания стоит сам человек, достаточно совершенный, проблема смысла бытия в максимальном удовлетворении своих потребностей и интересов при жизни, и остаться в памяти грядущих поколений, уникальность личности и ее автономность. б) Восток – в основе мироздания высшая воля, призвание человека – научиться распознавать эту волю, и творить свою собственную. На востоке человек – лишь физическое тело. Личностью он становится в коллективе. Индивидуализм проявляется в служении к коллективному целому, отсутствие свободы воли.
  5. Отношение к государству, власти, закону: а) Закон высшей власти, человек подчинен государству, но душа его свободна, положение личности зависит от его умений и способностей. б) Восток – положение человека обусловлено социальным статусом.
  6. Временная ориентация человеческого поведения: а) Запад – ориентация на будущее, своих детей, внуков, своего народа. б) Восток – ориентация на циклы, вечность, круговороты.
  7. Ценностная ориентация личности и общества: а) Запад – улучшение жизни человека и человечества. б) восток – духовно-ориентированное бытие, высшая ценность, служение высшей воли.
  8. Оценка познавательных и преобразовательных возможностей человека: а) Запад – безграничная познаваемость мира, познания передают свои потомкам на всемогуществе разума. Мышление рациональное, теоретическое, что обуславливает роль логики формализации. б) восток – в мире не все познаваемо, создаваемые в мире трудности можно только мужественно принять, мышление разнообразное, логика пластична.
  9. Сущность и механизм познания: а) Запад - процесс познания сводится к познающей активности субъекта. Разум – высшая ценность. б) Восток – познание – это не только исследование объектов субъектом, но и духовное постижение на уровне, не доступном рациональному исследованию.
  10. а) Истина лишь то, что подвластно уму человека. б) Восток – истина – само сущное.
  11. Отношение к религии: а) Запад – религия ограничивается уровнем обрядности и полностью лишена мистического начала. б) Восток – проявление конкретного вероисповедания.

Информация о работе Лекции по культурологии