Лекции по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:25, курс лекций

Описание работы

В обыденной жизни понятие культура выступает как собирательный образ, который включает в себя религию, науку, искусство и т.д. Именно культура отличает человека от всех других существ. Понятие «культура» происходит с латинского языка, первоначально обозначала возделывание земли, земледелие, обработка, уход. Начиная с 1-го века до н.э. слово Культура стало обозначать воспитание человека, развитие его души, образования. В первые такое употребление термина встречается в трудах Цицерона. Понятие «культура» обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое он создает мир и самого себя.
Многозначность понятия «культура».
Понятие «культура» выступает как некий образец, нечто нормативное, на которое должно равняться своего рода стандарт поступков, внутренне присущий каждому человеку. Понятие «культура» может трактоваться как характеризующее свойство человека в сфере социального поведения, включающая в себя тактичность, уважение, умение найти меру своим поступкам и т.д. Понятие «культура» отождествляется с образованностью, интелегентностью. В этом случае образованность во внутреннем мире личности, делая её носителем качеств, полагаемых как культурные. Понятие «культура» применяется для характеристики качественного состояния тех или иных явлений. Сюда можно отнести книги с названием «Культура жилища» и т.д.

Работа содержит 1 файл

Kulturologia.docx

— 48.48 Кб (Скачать)

Экономическая (хозяйственная) культура – Под экономической культурой понимают характер экономической деятельности в обществе, воплощаемых конкретными особенностями производства, передача и обновление доминирующей в данное время в обществе, системе ценностей экономической деятельности в её результат. Экономическая культура воплощает уровень развития культуры человека, как субъекта экономической деятельности в её результатах, т.е. предметах, отношениях и ценностях. Экономическая культура – это сфера культуры, как целостность, специализирующаяся на воспроизводстве условий материальной жизни человека в обществе.

Элементы  экономической культуры:

Экономические потребности – потребности различных  социальных групп. Трудовая ментальность, трудовая этика, трудовые обычаи, традиции, нормы и т.д. Экономическая культура, это деятельность, направленная на создание материальных условия жизни человека. В неё входят – экономическая деятельность – средство производства, способы практической деятельности (производственные отношения), а также творческие моменты хозяйственной и повседневной деятельности человека. 

ДИНАМИКА  КУЛЬТУРЫ.

Культурная  динамика, как и статика, основана на открытиях и изобретениях. Культурная динамика описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. Познание – получений новых знаний о мире, которые ранее не были известны. Изобретение – это новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Она включает технологии или новый способ изготовления вещей. Они подразделяются как на материальные, так и духовные.

Формы распространения культуры – изобретения  и открытия распространяются на другие культуры следующими способами.

Это возникновение  одних и тех же черт в разных культурах, как следствие действия одних и тех же потребителей или  объективных условий.

Культурные  заимствования считаются более  распространенным источником культурных изменений, чем независимые изобретения.

Их относят  к мирному способу перенесения одной культуры на другую. К понятию культурных заимствований указывает что и как именно перенимается. Т.е. материальные предметы, научные идеи, обычаи, традиции. Заимствования происходят выборочно.

  1. Что является близким его собственной культуре, т.е. то что смогут понять, оценить и использовать люди.
  2. Что принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа. Даст преимущество перед другими народами.
  3. Отвечая внутренним потребностям данного этноса, т.е. удовлетворяя такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распространении. К культурному заимствованию предшествует такое понятие, как культурный отбор или селективность культуры. Селективность – это избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую.

Выделяют  следующие причины селективности  – культура еще не созрела для  заимствования ценностей. Новые  элементы грозят разрушить сложившуюся  в обществе культуру. Идеология запрещает заимствование новых элементов, считая их враждебными, чужими, ненужными. Члены общества не считают, что новые элементы им нужны. Страна, которая заимствует чужое, называется культурой- рецибиентом, а та, которая отдает, культурой-донором. В культуре рецибиенте должны существовать такие группы, или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять и внедрять, а также защищать культурное новшество. Культурные заимствования могу быть:

  1. Стихийными и неуправляемыми, такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций.
  2. Целенаправленными и сознательными.

Культурная  диффузия – это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называет культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться влиянием, но односторонним.

Каналы  диффузии – миграция, туризм, конференция, торговые выставки, ярмарки и т.д. Диффузия имеет два направления – вертикальное и горизонтальное. 
 

Лекция  №4

01.10.2011

     Горизонтальное  распространение наблюдается между  равными по статусу группами, или  индивидами. Поэтому его можно назвать межгрупповой культурной диффузией.

     Вертикальное  распространение – стратификация  – стратификационная диффузия. Культурная диффузия может происходить между странами и народами, между группами и классами. Стратификационная диффузия выражается двусторонним процессом. Средние и низшие классы принимают у высшего класса различные элементы. В свою очередь, высший класс принимает у нижестоящих страт различные культурные формы. Культурная диффузия несет как позитивные так и негативные формы. Культура становится демократичной или проникает в широкие массы.

     Если  сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает  сумму негативных, то это есть прогресс. В противном случае регресс. Прогресс – это глобальный процесс, характеризующий движение человеческого общества. Регресс – это локальный процесс, охватывающий отдельные общества в короткие промежутки времени.

     Социальный  прогресс – это восхождение человеческих обществ от состояния дикости  к вершинам цивилизации. Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса.

     Реформа – частичное усовершенствование в какой либо сфере, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя. Революция – это комплексное изменение всех или большинства сторон общественного строя.

     Культурный  лаг – это понятие описывает  ситуацию, когда одни части культуры изменяются быстрее, а другие медленнее. Это понятие ввёл Окборн.

     Культурная  трансмиссия делает возможным такое  явление, как приемственность культуры. Последовательная смена циклов развития культуры  в рамках одного народа или страны должна происходить так, чтобы из поколения в поколение передавались только базисные элементы культуры.

     Благодаря духовной трансмиссии каждое последующее  поколение получает возможность  узнать знания предыдущего. Молодое  поколение добавляет знания к  уже накопленному опыту. Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большое количество элементов, чем отбрасывается старых. И напротив, когда в течении конкретного периода исчезает больше культурных черт чем добавляется, говорят о культурном истощении. Культурная аккумуляция представляет собой процесс, конечным завершением которого выступает образование культурного наследия. Это понятие описывает ту часть материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями, и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. Общество, поддерживая свою культура создала систему культурных учреждений, которые призваны аккумулировать культурное наследие, сохранять и передавать её следующим поколениям.

     Интеграция  и диверсификация.

     Под культурной интеграцией подразумевается  такая взаимосвязь различных  частей и элементов культуры, когда  эти элементы объединяются в единое целое. Интеграция (единство культуры) создается благодаря сходству или близости основных элементов культуры и различию не основных или неглавных. Нормативная система культуры выступает основой целостности и интеграции общества. Она обеспечивает порядок, устанавливает правила поведения, которым подчиняются все люди. Если развитие культурных черт затрагивает не второстепенные, а главные элементы, то единая культура распадается на множество культур. Такой процесс может представлять собой как увеличение степени разнообразия культуры. В этом случае говорят о диверсификации культуры. Она выражается в форме разветвления доминирующей культуры на множество субкультур.

     Культурная  экспансия – в переводе означает распространение, и представляет собой расширение сферы влияние доминирующей или национальной культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

     Модернизация, её теория появилась в середине 20-го века и опирается на понятие социального  прогресса. Термин «модернизация» относится только к одному периоду социального прогресса, который называется современным. Лидер модернизации – США и Западная Европа. Под модернизацией подразумевается переход от до индустриального к индустриальному или капиталистическому обществу. Осуществляется путем собственных реформ, растянутых во времени. Она предполагает кардинальное и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.

     Виды  модернизации:

  1. Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей революции. Такая модернизация начинается с культуры и изменения общественного сознания.
  2. Неорганическая модернизация – являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ догоняющего развития, предпринимающего правительством, с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Принципы модернизации не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Совершается путем закупки зарубежного оборудования, патентов, заимствования чужой технологии, приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах. Резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.
 

Глобализация  культуры

      Глобализация  культуры описывает ускорение интеграции наций в мировую культурную систему. Она способствует расширение культурных контактов между народами и миграции людей. Негативные стороны глобализации находятся в возможности утраты своей культурной самобытности. Это происходит в результате аккультурации и ассимиляции. 

ЛЕКЦИЯ, 15.10.2011

     Для Цицерона ключевым было слово «бояться». Для преодоления этого состояния  тщательно продуманы системы  почитания. Лактанций считал, что религия означает «связывать, сковывать». С его точки зрения эта связь с Богом, повиновение ему особым, благочестивым образом.

     Истоки  религии основаны на страхе и обмане.

     Структура религии включает в себя религиозное  сознание, религиозную деятельность, религиозные отношения и религиозные организации. Религиозное сознание не может существовать автономно и поэтому пересекается с другими формами общественного сознания, т.е. моралью, искусством, политикой, правом и т.д. Религиозная деятельность – имеет два вида – внекультовое и культовое. Внекультовая деятельность может выступать в предметно-практической, духовно-практической, и духовно-теоретической формах. Предметно-практическая деятельность – средства религиозного культа. Духовно-практическая деятельность – это преподавание богословских дисциплин, религиозная пропаганда в СМИ, семье. Духовно-теоретическая – продуцирование религиозных идей, систематизация и интерпретация богословских текстов и их размышление. Культовая форма – связана с удовлетворением верующими их религиозных потребностей. Культовое действие оживляет религиозное сознание.

     Религиозные отношения – это отношения, складывающиеся в духовной сфере общества, и выражаются в отношении субъекта к Богу.

     Религиозные организации. Выделяют 5 форм религиозных  организаций – церковь, секта, деноминация, вероучение, культ.

     Церковь – самая распространенная форма организации. В современном понимании – церковь это социальная форма организации, объединяющая верующих людей.

     Секта – образ мысли, учение, направление. Группа оппозиционеров, внутри какой либо религии, неудовлетворенная существующим положением дел, выдвигающая новые идеи, обычно понимаемые как исключительные. Деятельность секты, в сознании ее единомышленников, понимается как путь к духовному возрождению и восхождению к новым высотам духа, через ряд ритуальных запретов и ограничений. Секта иногда может превращаться в церковь, а иногда в деноминацию.

     Деноминация – означает переименование. Возникает на основе церкви. Это промежуточное звено между церковью и сектой. Иногда деноминация вырастает из секты, которая выходит на контакт с более широким кругом верующих.

     Вероучение  – это совокупность догматов и положений какой-либо религии.

     Культ – крайняя от формы секты. Культы призывают к изменению жизни. 

     Исторически религия как форма сознания и  элемент духовной культуры в своем  развитии прошла 3 этапа.

Информация о работе Лекции по культурологии