Лекции по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, курс лекций

Описание работы

Культура средневековой Европы
Раздел I. Теоретические основы культуры.
Тема 1. Культурология как наука.

Работа содержит 5 файлов

лекция. Культура средневековой Европы.doc

— 293.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Отеч.культура.doc

— 121.00 Кб (Открыть, Скачать)

пособие по истории культуры.doc

— 2.75 Мб (Скачать)

Лекции Культурология Тема № 1-3 МЮИ.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Культурные  универсалии возникают потому, что  все люди, в какой бы части света  они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом  окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образованию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, поэтому для комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребенок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства для них. Взрослея, человек овладевает языком и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религиозным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.

     Универсалии происходят оттого, что в мире существует очень устойчивый порядок, образованный обществом. Общество — это большая совокупность людей, находящихся между собой в более или менее постоянной связи (ассоциации), организованных благодаря коллективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое.

     Известный американский культуролог и социолог Клайд Клакхон полагал, что перечень культурных универсалий нужно дополнить ценностями и образом мышления. Они тоже универсальны. К примеру, в каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Однако Дж. Кларк решительно противился теории культурных универсалий. Если единые для всех культур черты базируются на универсальности человеческой природы, то подобное воззрение следует отвергнуть. Не существует базисных потребностей. Разумеется, всем необходимы пища, секс и тепло. Но люди удовлетворяют эти потребности не одинаково, а в соответствии с культурными стандартами. В одном обществе предпочитают есть руками, в другом — требуется соблюдение сложного этикета с особым расположением столовых приборов, в одной культуре пищу употребляют с помощью ножа и вилки, а в другой — палочек. Стало быть, согласно мнению Дж. Кларка, базисные потребности не могут обусловливать специфические аспекты культуры. Кларк Уислер выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам: речь (язык); материальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.

     Паттерны  иначе называют культурными темами. Одни культуры построены вокруг таких  тем, как равенство и социальная справедливость, вторые — индивидуальной ответственности и денежного успеха, третьи — военной доблести и охоты и т. п.

     Культурный  комплекс          

     Культурный  комплекс — совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности, футбол. С ним связаны стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и мн. др. Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т. д.

     Некоторые культурологи предлагают отказаться от понятия культурного комплекса, в частности классик современной  культурной антропологии американец Лесли Уайт (1900—1975) предлагает выделять следующие структурные элементы культуры. И вот что у него получилось. Культура — это внутренне организованная система явлений, которые целиком зависят от символов. При этом явления подразделяются на:

  • действия (поведенческие схемы);
  • объекты (орудия и предметы, созданные ими);
  • идеи (верования, знания);
  • чувства (установки, ценностные ориентации).

     Такой схемой вполне можно руководствоваться  в социологическом исследовании. Она не противоречит общепринятой точке  зрения, а скорее ее дополняет. Поэтому в дальнейших рассуждениях мы будем оперировать той и другой.

     В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Поскольку  культурный комплекс есть функционально взаимосвязанная совокупность элементов культуры, то и он может быть пространственным и временным. Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным — культурное наследие.

     Культурный  ареал — географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию (например, скотоводство — отличительный признак обществ восточноаф-риканского культурного ареала). Теорию культурного ареала разработал американский антрополог А. Кребер. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры или национальные культуры. Границы культурного ареала необязательно совпадают с государственными или с рамками данного общества.

     Культурное  наследие — часть материальной и  духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого названия.

     Культурное  наследие часто идеализируется. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные — преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

     Агенты  и институты культуры 

     По  аналогии с агентами и институтами  социализации, о которых речь пойдет дальше, целесообразно различать агентов и институты культуры. Их можно также именовать субъектами культуры, если пользоваться философской терминологией.

     К агентам культуры относятся большие социальные группы, малые социальные группы, индивиды.

     Малые социальные группы подразделяются на:

  • добровольные профессиональные ассоциации, объединяющие творцов культуры, способствующие их профессиональному росту, защищающие их права и способствующие распространению куль турных ценностей;
  • специализированные объединения и кружки, например, кружок петрашевцев;
  • круг поклонников отдельных видов искусства, музыкальной группы, определенной религии;
  • культурные срезы, представляющие собой размытое (неопределенное) множество людей, принадлежащих к интеллигенции и осуществляющих духовную поддержку либо культуре в 
    целом, либо ее отдельным видам и направлениям;
  • семьи, в которых происходит первичная социализация и инкультурация человека.

     Большие социальные группы подразделяются на:

  • этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями и культурой, особенностями быта, единством территории и языка;
  • профессиональные группы создателей, исследователей, хранителей и исполнителей художественных произведений, в частности музыковеды, 
    краеведы, этнографы, филологи, философы, критики, цензоры, архитекторы, реставраторы;
  • непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные к культуре, например зрители, читатели, поклонники;
  • аудитории: читательская, зрительская.

     Особую  категорию субъектов культуры составляют вкладчики — люди, которые способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается на несколько групп:

     1) создатели художественных произведений  — поэты, писатели, композиторы,  художники;

     2) меценаты, спонсоры, т. е. инвесторы  культуры;   

     3) распространители культурных ценностей  — издатели, конферансье, лекторы, дикторы;

     4) потребители культурных ценностей  — публика, аудитория;

     5) цензоры — литературные редакторы,  главные редакторы, литературные  цензоры, следящие за соблюдением  правил;

     6) организаторы — царь Петр, министр  Фурцева, мэр Лужков.

     К институтам культуры следует относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также спонсирующие и обучающие население культурным ценностям, в частности академии наук, школы и вузы, министерства культуры и образования, галереи, библиотеки, стадионы, учебно-воспитательные комплексы, театры и др. Таково первое, но не единственное понимание культурного института. Второе его значение выводит нас на устоявшуюся социальную практику. К примеру, цензура не всегда представлена, подобно музею или библиотеке, многоэтажным зданием или разветвленной организацией. Цензуру следует именовать социальной или культурной практикой, а не учреждением.

     Литературные  критики и обозреватели, жюри, присуждающие призы и премии, а также публичные библиотеки, школы и университеты тоже называются культурными институтами, способствующими продвижению литературы на рынок и распространению среди читателей. Культурными институтами выступают такие группы населения и явления, которые на первый взгляд трудно причислить к ним. Например, в числе культурных институтов называют институты английских дворецких, промышленных инструкторов, опекунства, частного образования, гувернерства.

     Цивилизация и культура 

     Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимает-00    ся учеными в двух значениях.

     В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену варварству, иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.

     Во  втором случае цивилизацию связывают  с географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизации различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

     Слово цивилизация произошло от латинского civilis — гражданский, государственный, в средневековье носившего юридический смысл, относящийся к судебной практике. Затем его значение расширилось. «Цивилизованным» стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а «цивилизовывать» означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе «цивильность» означала учтивость.

     Первым  употребил слово «цивилизация», по мнению Л. Февра, барон Гольбах; в 1766 году Руссо еще не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы выручить. Ведь критиковал он на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. А за неимением подходящего слова досталось культуре. Однако слово «цивилизация» появилось при жизни Руссо и в самое нужное время — когда завершилось издание «Энциклопедии». Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом.

     Долгое  время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ, Освальд Шпенглер, в своем знаменитом труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. «Культура — это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста»,— писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О. Шпенглера.

     Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой — духовный мир человека. Второе значение термина «цивилизация» восходит к его латинскому корню: civis — не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие «культура» распространяется и на них.

Лекция. ВИЗАНТИЯ.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Культорологии"