Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, курс лекций
Культура средневековой Европы
Раздел I. Теоретические основы культуры.
Тема 1. Культурология как наука.
3. Теория культур и цивилизаций. Развитие данной теории культуры связано с Россией и Германией, с именами русского философа Н.Данилевского и немецкого О.Шпенглера. Суть этой теории состоит в следующем:
А) культура - это душа народа (язык, обычаи, традиции, обряды, весь уют жизни);
В) культурный организм - замкнутая система ценностей, в одной культуре взаимодействуют ценности одного порядка. Имеется ввиду одна материальная культура и связанные с ней духовные и социально-политические ценности;
С) между культурами нет преемственности;
D) цивилизация означает расцвет культуры и одновременно ее застой, завершение развития.
4. Теория хозяйственной этики. Автором этой теории является М.Вебер (Германия). Теория основывается на представлении о том, что в развитии культуры решающая роль принадлежит протестантизму как религиозной культуре. Именно протестантская культура, по убеждению Вебера, является основой западно-европейского капиталистического хозяйства, его этики.
5. Теория этики и культуры А.Швейцера (Германия). Она рассматривает человеческую жизнь как высшую ценность культуры. Эта теория имеет еще одно название - «Благоговение перед жизнью». В соответствии с ней существует представление об идеале культурного человека:
6. Теория контркультуры. Главным идеологом этой культуры является Ф.Ницше. Суть теории:
7. Теория конвергенции культур. Приверженцами этой теории являются Дж. Гелбрайт (США) и А.Д.Сахаров (Россия).
Эта
теория построена на идее постепенного
сглаживания экономических, политических
и идеологических различий между
общественными устройствами. Теория
конвергенции связана с возрастанием
опасности массового
Концепция конвергенции культуры представляет собой альтернативу тоталитаризму, идеологии закрытого общества, ущемлению прав и свобод граждан. Главным ее содержанием является единение современного и многообразного мира.
Независимо от того, какой или каким теориям мы отдаем свое предпочтение, следует учесть, что как теории они все имеют право на жизнь, несмотря на имеющиеся в них односторонности и противоречия. Но, безусловно, все эти теории так или иначе связаны с такими понятиями, как вид и уровень культуры.
Итак, культуру мы понимаем как единство двух ее видов:
а) материальная культура;
б) духовная культура.
Ценности материальной и духовной культуры мы ценим и используем по-разному. Например, снаряжение, предметы труда спасателя как ценности материальной культуры служат одной цели - спасению пострадавших людей и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Но вот картина художника, создавшего на полотне образ спасателя, это уже ценность культуры другого вида и служит духовному возвеличиванию труда спасателя, самой профессии. А все, что связано с законодательными, нормативными актами, регламентирующими деятельность спасателя, защиты его как личности, это уже культурная ценность социально-политического характера.
Мат-ная, духовная, социально-политическая культуры связаны между собой, замкнуты на личность. Вместе они и составляют культуру в совокупности материальных, духовных, социально-политических ценностей, созданных человеком для человека. Человек - создатель, творец и субъект культуры.
Но культура в своих характеристиках не ограничена только видами. В структуре материальной и духовной культуры существует такая грань характеристики культуры, как уровень создания культурных ценностей.
Во все времена культура как бы подразделялась на два уровня. Первый , более низкий уровень - это крестьянская культура, ее фольклор, ее мораль, ее традиции и быт. Этот уровень принято называть в культурологической литературе горизонтальным. Нередко горизонтальный уровень еще называют народной культурой. На этой позиции стоит Л.Н.Коган - представитель уральской культурологической школы как научного направления.
Горизонтальный уровень культуры или культуры народной включает в себя все многообразие крестьянских культурных ценностей: педагогических, этических, экономических, медицинских, экологических, психологических и др.
Второй уровень культуры называется высшим или вертикальным. Это культура элиты общества. Служит эта культура не элите (не путать с элитарной культурой), а всему обществу. Вертикальный уровень культуры хотя и произрастает на основе горизонтального, но имеет относительную независимость и самостоятельность. Вертикальный уровень- это, прежде всего, высоты духовной культуры.
С давних времен известны такие русские народные песни, как «Камаринская» и «Из-за гор - гор высоких». Эти произведения являются народным творчеством на горизонтальном уровне духовной культуры. Композитор Ф.Глинка на основе этих произведений народного творчества создал фантазию как симфоническое произведение. А симфония является духовной ценностью вертикального уровня культуры.
Высокой или вертикальной культуре независимо от того, материальная это культура, духовная или социально-политическая, в значительной степени препятствует тоталитаризм, авторитарный режим, мешающий свободе творчества.
Отметим еще одно важное обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к уровню культуры. Горизонтальный уровень позволяет выделить в культуре национальные, религиозные, социальные черты. Вертикальный же уровень, как правило, не имеет ни национальных, ни классовых черт. Творчество великого русского поэта А.С.Пушкина , воспевавшего красоту русской природы, по праву принадлежит не только России, но и всему человечеству. Точно так же , как и музыка П.И.Чайковского является достижением и достоянием мировой культуры. А его, сугубо русский по своему музыкальному колориту, Первый концерт для фортепиано с оркестром, американцы считают своей национальной музыкой. Национальные черты дополняют , усиливают, или, напротив, ослабляют общечеловеческую направленность вертикального уровня культуры.
Итак, культура в своих разновидностях – материальной и духовной, а также в двух уровнях - горизонтальном и вертикальном развивается как единое, многогранное и противоречивое целое. Она является той единственной силой, которая связывает некогда первобытные биологические особи в единый общественный организм и превращает их в человеческие существа.
Объективно
присущая культуре сверхзадача состоит
в том, чтобы связывать людей в
единое целое – человечество.
Тема 2. Структура культуры и ее функции
В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов.
К динамике отнесем те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.
Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами культуры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.
Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное и нематериальное. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.
Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.
Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.
Традиционный для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологии решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли первично. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.
Но такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда выполняет две функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов — все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.
Основные функции культуры
Защитная функция - при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.