Лекции по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, курс лекций

Описание работы

Культура средневековой Европы
Раздел I. Теоретические основы культуры.
Тема 1. Культурология как наука.

Работа содержит 5 файлов

лекция. Культура средневековой Европы.doc

— 293.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Отеч.культура.doc

— 121.00 Кб (Открыть, Скачать)

пособие по истории культуры.doc

— 2.75 Мб (Скачать)

Лекции Культурология Тема № 1-3 МЮИ.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     3. Теория культур и цивилизаций. Развитие данной теории культуры связано с Россией и   Германией,  с именами русского  философа  Н.Данилевского и немецкого О.Шпенглера. Суть этой теории состоит в следующем:

     А) культура - это душа народа (язык, обычаи, традиции, обряды, весь уют жизни);

     В) культурный  организм  -  замкнутая  система  ценностей,  в  одной  культуре взаимодействуют ценности одного порядка. Имеется ввиду одна материальная культура и связанные  с ней духовные и социально-политические ценности;

     С) между культурами нет преемственности;

     D) цивилизация означает расцвет культуры и одновременно ее застой, завершение развития.

     4. Теория   хозяйственной    этики.   Автором   этой   теории   является   М.Вебер (Германия). Теория основывается на представлении о том, что в развитии культуры  решающая  роль   принадлежит протестантизму  как религиозной культуре. Именно протестантская культура, по убеждению Вебера, является основой западно-европейского капиталистического хозяйства, его этики.

     5. Теория   этики    и   культуры   А.Швейцера  (Германия).   Она рассматривает человеческую жизнь как высшую ценность культуры. Эта теория имеет еще одно название - «Благоговение перед жизнью». В соответствии с ней    существует представление об идеале культурного человека:

  • в любых условиях культурный человек сохраняет свою человечность;
  • культурный человек лишен агрессивности;
  • культур. человек живет в обществе культурных людей, составляющих культурное общество;
  • члены культурного общества никогда и ни при каких обстоятельствах не приносят в жертву человека, не относятся к человеку как к вещи.

     6. Теория контркультуры. Главным идеологом этой культуры является Ф.Ницше. Суть теории:

  • в рамках традиционной культуры всегда есть место для протеста, «взрыва» контркультуры. Например, панки, металлисты, хиппи, рокеры и др. в культуре конца XX века;
  • формы контркультуры различны в разные эпохи, но этот процесс закономерен в развитии содержания культуры и требует ее обновления.

     7. Теория конвергенции культур. Приверженцами этой теории являются Дж. Гелбрайт (США) и А.Д.Сахаров (Россия).

     Эта теория построена на идее постепенного сглаживания экономических, политических и идеологических различий между  общественными устройствами. Теория конвергенции связана с возрастанием опасности массового уничтожения культуры в связи с гонкой вооружения и конфронтации обществ. Термин «конвергенция» (от лат. «конверго» - приближаюсь, схожусь) связан с потребностью обнаружения сходства в культурах. Этот термин используется определения сходных или одинаковых явлений в культурах разных народов.

     Концепция конвергенции культуры представляет собой  альтернативу тоталитаризму, идеологии закрытого общества, ущемлению прав и свобод граждан. Главным ее содержанием является единение современного и многообразного мира.

     Независимо от того, какой или каким теориям мы отдаем свое предпочтение, следует учесть, что как теории они все имеют право на жизнь, несмотря на имеющиеся в них односторонности и противоречия. Но, безусловно, все эти теории так или иначе связаны с такими понятиями, как вид и уровень культуры.

     Итак, культуру мы понимаем как единство двух ее видов:

     а) материальная культура; 

     б) духовная культура.

     Ценности  материальной и духовной культуры мы ценим и используем по-разному. Например, снаряжение, предметы труда спасателя как ценности материальной культуры служат одной цели - спасению пострадавших людей и ликвидации последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Но вот картина художника, создавшего на полотне образ спасателя, это уже ценность культуры другого вида и служит духовному возвеличиванию труда спасателя, самой профессии. А все, что связано с законодательными, нормативными актами, регламентирующими деятельность спасателя, защиты его как личности, это уже культурная ценность социально-политического характера.

     Мат-ная, духовная, социально-политическая культуры связаны между собой, замкнуты на личность. Вместе они и составляют культуру в совокупности материальных, духовных, социально-политических ценностей, созданных человеком для человека. Человек - создатель, творец и субъект культуры. 

     Но  культура в своих характеристиках  не ограничена только видами. В структуре материальной и духовной культуры существует такая грань характеристики культуры, как уровень создания культурных ценностей.

     Во  все времена культура как бы подразделялась на два уровня. Первый , более низкий уровень - это крестьянская культура, ее фольклор, ее мораль, ее традиции и быт. Этот уровень принято называть в культурологической литературе горизонтальным. Нередко горизонтальный уровень еще называют народной культурой. На этой позиции стоит Л.Н.Коган - представитель уральской культурологической школы как научного направления.

     Горизонтальный  уровень культуры или культуры народной включает в себя все многообразие крестьянских культурных ценностей: педагогических, этических, экономических, медицинских, экологических, психологических и др.

     Второй  уровень культуры называется высшим или вертикальным. Это культура элиты общества. Служит эта культура не элите (не путать с элитарной культурой),   а   всему   обществу.   Вертикальный   уровень   культуры   хотя   и  произрастает на основе горизонтального, но имеет относительную независимость и самостоятельность. Вертикальный уровень- это, прежде всего, высоты духовной культуры.

     С давних времен известны такие русские народные песни, как «Камаринская» и «Из-за гор - гор высоких». Эти произведения являются народным творчеством на горизонтальном уровне духовной культуры. Композитор Ф.Глинка на основе этих произведений народного творчества создал фантазию как симфоническое произведение. А симфония является духовной ценностью вертикального уровня культуры.

     Высокой или вертикальной культуре независимо от того, материальная это культура, духовная или социально-политическая, в значительной степени препятствует тоталитаризм, авторитарный режим, мешающий свободе творчества.

     Отметим еще одно важное обстоятельство, имеющее  непосредственное отношение к уровню культуры. Горизонтальный уровень позволяет  выделить в культуре национальные, религиозные, социальные черты. Вертикальный же уровень, как правило, не имеет ни национальных, ни классовых черт. Творчество великого русского поэта А.С.Пушкина , воспевавшего красоту русской природы, по праву принадлежит не только России, но и всему человечеству. Точно так же , как и музыка П.И.Чайковского является достижением и достоянием мировой культуры. А его, сугубо русский по своему музыкальному колориту, Первый концерт для фортепиано с оркестром, американцы считают своей национальной музыкой. Национальные черты дополняют , усиливают, или, напротив, ослабляют общечеловеческую направленность вертикального уровня культуры.

     Итак, культура в своих разновидностях – материальной и духовной, а также в двух уровнях - горизонтальном и вертикальном развивается как единое, многогранное и противоречивое целое. Она является той единственной силой, которая связывает некогда первобытные биологические особи в единый общественный организм и превращает их в человеческие существа.

     Объективно  присущая культуре сверхзадача состоит  в том, чтобы связывать людей в единое целое – человечество. 

     Тема  2. Структура культуры и ее функции

     В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части —  культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении. К культурной статике мы отнесем внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

     К динамике отнесем те средства, механизмы  и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.

     Если  мы представим культуру в виде сложной  системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами культуры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

     Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное и нематериальное. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

     Материальная  культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

     Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

     Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только то время, пока их соблюдают. Церемония бракосочетания длится несколько часов, хотя через нее неоднократно проходят люди. Церемония, как и любой другой объект нематериальной культуры, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия — через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука — это тоже ритуальное или символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, если бы не участие материального посредника — галстука. Сам галстук является артефактом.

     Традиционный  для философии вопрос — что первично: материя или дух — в культурологии решается иначе, чем принято. В культуре первично значение и символ, а не вещь и материал. Материал, из которого изготовлена книга, в культуре вторичен, а содержание передаваемой информации, рассуждений, мысли первично. Их можно донести до аудитории и другим способом, помимо книги, например воспользовавшись радио, телевидением или Интернетом.

     Но  такое можно сказать, разумеется, не обо всех элементах культуры. К примеру, одежда выполняет две  функции: физическую, так как защищает тело от холода, и культурную, поскольку служит украшением. Для северных народов важнее качество материала, из которого изготовлена одежда. Шкура животного, даже никак не украшенная, вполне сгодится для утилитарных целей. У южных народов — все наоборот. Там настолько тепло, что вполне можно обходиться без рубашек, брюк и пальто. Некоторые дикие племена носят вместо одежды украшения из раковин и всевозможные бусы. Здесь первичной была культурная функция, а вторичной — материальная.

     Основные  функции культуры

     Защитная  функция - при помощи искусственно созданных орудий и приспособлений — орудий труда, лекарств, оружия, транспортных средств, источников энергии — человек неимоверно увеличил свои возможности приспособления к окружающему миру, подчинения себе сил природы. Ему не страшны голод, наводнения, эпидемии.

Лекция. ВИЗАНТИЯ.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Культорологии"