Лекции по "Культорологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:06, курс лекций

Описание работы

Культура средневековой Европы
Раздел I. Теоретические основы культуры.
Тема 1. Культурология как наука.

Работа содержит 5 файлов

лекция. Культура средневековой Европы.doc

— 293.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лекция Отеч.культура.doc

— 121.00 Кб (Открыть, Скачать)

пособие по истории культуры.doc

— 2.75 Мб (Скачать)

Лекции Культурология Тема № 1-3 МЮИ.doc

— 223.50 Кб (Скачать)

     Раздел  I. Теоретические основы культуры. 

     Тема 1. Культурология как наука. 

     КУЛЬТУРОЛОГИЯ - это комплекс различных  наук, которые в  присущих для этих наук ключе, рассматривают  различные вопросы  культуры. Культуру изучают следующие гуманитарные науки: философия, история, психология, педагогика, социология, политология, этика, эстетика, религиоведение, правоведение, искусствоведение, целый ряд других наук и учебных дисциплин.

     Для культурологии важны те отрасли  знаний, которые изучают проблемы культуры собственно в культурологическом ключе. А ключ культурологии - это, деятельность, связанная с созданием ценностей культуры. В этой связи культурология аккумулирует в себе: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, психологию культуры, социологию культуры.

     Теория  культуры - это все то, что связано с предметом, объектом изучения, методами исследования, содержанием и формами функционирования культуры.

     История культуры - это процесс культурного развития человечества на примере цивилизаций, социально-экономических формаций. Если рассматривать историю культуры с позиций цивилизационного подхода, то мы будем вести речь о культуре древних цивилизаций (Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Древней Индии, Древнего Китая), о культуре цивилизаций Средневековья, о цивилизациях Нового и Новейшего времени.

     Философия культуры. Традиционно философия культуры занимается изучением сущности, функций культуры, закономерностей и противоречий ее развития и функционирования в обществе, формированием категориального аппарата.

     Социология  культуры. Предметом ее исследования являются тенденции культурного развития общества, культурная политика. Шире в социологии культуры изучается динамика развития содержания культуры.

     Психология  культуры изучает вопросы влияния культуры на психический мир личности, на социально-психологические процессы в обществе, коллективе, где культурный опыт человечества и культура отдельной личности являются системообразующим основанием.

     Первоначально   «культурой»   называли   возделывание  почвы  с  целью получения   урожая.    Отсюда   современное   название   «сельскохозяйственные культуры». Но такое определение и толкование культуры является весьма и весьма упрощенным, фактически не соответствующим действительности. Здесь важно взять за основу ключевое слово «возделывание», предполагающее определенную человеческую деятельность. Ведь возделывать можно не только почву, но и дерево, металл, камень (в смысле обрабатывать), возделывать можно и человека (обучать, воспитывать его). Под возделыванием следует понимать и творческий процесс создания произведений искусства и технологий,  в  том  числе и технологий проведения спасательных работ в экстремальных условиях. Культура, при подходе к ней не просто как к деятельности и результатам деятельности человека, а как к деятельности совершенной и совершенствующейся вместе с человеком и человечеством, определяет специфику предмета культурологии.

     Если  совсем недавно культуру рассматривали  только как совокупность материальных и духовных ценностей, то сегодня  с позиций культурологии такой подход нас не может удовлетворить в силу однобокости рассмотрения феномена культуры. Под термином культура понимается все, что связано с человеческим знанием, воплощенным в различных ценностях. Культура рассматривается не обособленно от человека, а через динамику его деятельности, развития, усвоения знаний, формирования навыков, умений, совершенствования технологий. Сам человек формирует себя в процессе деятельности как культурно-историческое существо. Его личностные качества, его знания, навыки, умения, способности - есть результат освоения им языка или нескольких языков, освоения технологий бытовой и профессиональной деятельности, приобщения к традициям, обычаям. Человек творит культуру и себя в культуре благодаря овладению теми культурными ценностями, которые ему предоставляет общество, которые он осваивает в семье, в трудовом коллективе, в ситуативном общении и взаимодействии с другими людьми.

     Биологически, то есть природою, человеку дан лишь физиологический организм с определенными  задатками. А вот как он разовьет и использует свои задатки - это связано с его культурной деятельностью. Поэтому культурология изучает не просто культуру, а меру, степень освоения человеком всего того, что создано и создается человечеством. Культура с позиций культурологии функционирует не только как совокупность ценностей, а обязательно во взаимодействии с человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает ранее созданную культуру, пропускает культурные ценности через свой опыт, знания, навыки, умения и превращает тем самым созданную ранее культуру в предпосылку своей деятельности. Он творит культуру, создает новое, воплощает свои знания, свой опыт в других ценностях культуры, совершенствует свои способности, свою человеческую сущность.

     Но  все было бы просто и гладко, если бы человек осваивал всю культуру разом. Но это невозможно. Человек в силу своих индивидуальных особенностей осваивает культуру сугубо избирательно, под влиянием своих личных предпочтений и личного выбора. Осваивая те или иные ценности в той или иной мере, он становится способным развиваться далее. Но, будучи одновременно еще и субъектом культуры, человек привносит в культуру нечто свое, новое. Таким образом, предметом культурологии является культура, имеющая свое измерение, свою человеческую меру ее освоения. Исходя из этого, можно дать следующее определение культуры: КУЛЬТУРА - это сложный противоречивый процесс, характеризующий меру, степень совершенства человеческой деятельности по созданию, хранению, распространению, освоению, воспроизводству материальных, духовных, социально-политических ценностей.

     Производство - это создание орудий труда, зданий, оборудования, преобразования окружающей среды, совершенствование технологий, творение произведений искусства, разработка нормативных актов, создание социальных институтов общества и т.п. Все это именуется производством материальных, духовных, социально-политических ценностей культуры.

     Распространение - это передача культурных ценностей от поколения к поколению, от цивилизации к цивилизации. Эталоном распрост-я культурных ценностей у всех народов после языкового межличностного общения является книга, которая одновременно является и материальной и духовной ценностью.

     Хранение – это процесс собирания ценностей культуры, защита их от разрушения, восстановление с целью передачи грядущим поколениям. Наиболее распространенными хранителями культурных ценностей являются библиотеки, храмы, монастыри, музеи, галереи, заповедники.

     Освоение - это процесс культурной деятельности человека и человечества, связанный с образованием, воспитанием, развитием, в ходе которого происходит познание ценностей культуры, их отбор в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями той или иной личности.

     Воспроизводство - это процессуальное звено культуры, связанное с деятельностью человека по созданию новых культурных ценностей на основе уже освоенной культуры, культурного опыта.

     Эти пять основных элементов культурно-исторического  процесса являются базисными в изучении культурологии. Рассматривая культуру не только как результат деятельности, но и как поликомпонентный процесс этой деятельности, мы видим культуру в постоянном развитии, динамике. Для культурного процесса характерны две отличительные особенности.

     Первая  особенность. Культура имеет устойчивость в своем развитии. Эту устойчивость следует назвать культурной традицией. Благодаря традиции, определенной консервативности, в культуре происходит накопление ценностей как материальных, так духовных и социально-политических. Благодаря традиции, человек усваивает культурный опыт предшествующих поколений и цивилизаций, осваивает историю. Но в каждом историческом отрезке человеческого бытия культурный опыт актуализируется, в традиции вносятся новые акценты или изменения.

     Вторая  особенность. Культура имеет подвижность и изменчивость. Это происходит благодаря творческой деятельности человека. Рассматривая культуру, как набор готовых стереотипных программ, человек в процессе своей жизнедеятельности на основе творчества создает новые ценности в самом широком диапазоне их проявления. Но изменения в культурных программах происходят медленно, благодаря чему культурная традиция более устойчива, чем культурное творчество.

     Культурная  традиция является благом для человечества, ибо постоянные эксперименты, творческие новшества и новации в культуре ведут к разрушению культуры, к утрате связи поколений. Это наглядно видно на примере отечественной культуры, когда в период социально-политических революций разрушалось то, что создавалось на протяжении нескольких столетий. Деятельность в нашем государстве в 20-ые годы такого политического образования как Пролеткульт привела к большим потерям культурных ценностей, имеющих всемирно-историческое значение.

     Говоря  о традиции в культуре с позиций  культур. процесса, важно не только сохранение культурных ценностей, но и их развитие. Это такое развитие, когда и традиция сохраняется, и создается нечто новое в культуре, но в существующих традициях. Например, традиции русского зодчества в части, касающейся строительства храмов. Православный храм, построенный в Москве на Поклонной горе в 1995 году в ознаменование побед русского народа отвечает всем канонам православной архитектуры и вместе с тем несет на себе отпечаток современности. Гармонию традиции и совр. творчества мы можем проследить в произведениях декоративно-прикладного искусства России («хохлома», «дымковская игрушка», «гжель).

     Культурология способна помочь решить те проблемы, которые  возникают в современной интеллектуальной ситуации, способна сыграть экспертно-аналитическую  роль в отношении складывающихся новых явлений, в том числе и межнациональных , межэтнических, что актуально для современной России. Но для того, чтобы все это познать, необходимо компетентно пользоваться основными источниками изучения культуры как предмета культурологии. К ним относятся:

     а) Средства производства и потребления (машины, станки, орудия, техника).

     б) Научные, технические знания, теории, учения, идеи, представ

     в) Законодательные акты, нравственные, этические, нравовственные принципы, правила, предписания, традиции, обычаи, опыт.

     г) Произведения   художественной   литературы,   мемуары, воспоминания, описания путешествий, путеводители.

     д) Практическая деятельность, связанная с   производством, распространением,   освоением,  воспроизводством   материальных, социально-политических ценностей культуры.

     Следует заметить, что предметом культурологии  как науки культура, исследуемая в сложной динамике развития. Именно культу наука исследует процессы культурного развития. Эта наука изучает процесса создания материальных, духовных, социально-политически культуры.

     Культурология рассматривает культуру как технологически противоречивый процесс. Предназначение культурологии совершенствовании  традиционных и открытии новых механизмов развития общества и человека.

     В научный обиход слово «культура» вошло не так давно. Это произошло в период формирования европейской социальной мысли во второй половине XVIII века, хотя представления о культуре возникли гораздо раньше.

     В период Античности в Древней Греции и Древнем Риме, а тал европейского Средневековья культура ассоциировалась с личным  совершенствованием. Период античной культуры – VI-I века до н.э. и период V-XV веков - период христианской культуры или европейского Средневековья.

       В эпоху Возрождения культура  включала в себя представления о соответствующем гуманистическом идеале человека, в эпоху Просвет просвещенности личности. Французские просветители XVIII века Вольтер, Кондорсэ и другие понимали культуру как «разумность». Культурность и цивилизованность противопоставлялись «дикости», «варварству» нецивилизованных народов, не знающих образования, просвещения. Культура, по их мнению, состоит в разумности общественного устройства, основанного на гражданском праве, цивилизованных отношениях между гражданами, развитии наук и искусств. В ХVШ веке просветители считали культурой все то, что согласуется с разумом, то, что делает людей счастливыми. Это представление о культуре было эвдомоническим, то есть, таким, где источником культуры признавалось только нравственное стремление к счастью.

     В ХIХ-ХХ веках в культуре стали видеть специфическую систему ценностей и идей, соответствующих тому или иному обществу. Именно тогда и стала складываться такая основная культурологическая концепция как система взглядов на культуру. Эта концепция сформировалась в виде следующих теорий культуры.

     1. Теория   философии    культуры.   Ее  автором   принято   считать И.Г. Гердера (Германия). Согласно этой теории под термином «культура» понимается как бы второе рождение человека. Имеется в виду социальное рождение человека с определенным         уровнем        человечности,        проявляющейся через благовоспитанность, благонравие, добропорядочность.

     2. Теория культурных  кругов. Эта теория родилась в Англии и связана с именем  А.Тойнби.  Главный смысл этой теории  заключается в следующем. Каждая культурно-историческая локальная цивилизация сменяется новой культурно-исторической цивилизацией. При этом каждая цивилизация в своем развитии  проходит  определенный цикл или круг:  возникновение - развитие, или рост - кризис, или надлом - разложение - упадок. Движущей силой в этом круге, по мнению А.Тойнби, является «творческая элита». Развитие цивилизации как прогресс человечества в первую очередь связан с культурной эволюцией, но не с культурной революцией.

Лекция. ВИЗАНТИЯ.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Лекции по "Культорологии"