Культуры стран и регионов(кратко)

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 14:19, практическая работа

Описание работы

Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, коса и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили носители койсанских языков, и что банту вытеснили прежних жителей. Также носители языков банту заняли территории, где до них проживали пигмеи, в результате чего последние утратили свои коренные языки и перешли на языки соседних народов.
Поселения банту использовали характерный набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая маниоку и ямс.

Содержание

1. Культуры Африки (южнее Сахары).
План конспекта:
1. Основные этапы истории.
2. Экономические особенности цивилизаций Африки.
3. Этническое и языковое многообразие Африки.
4. Традиционные и мировые религии в Африке.
5. Искусство африканских стран.
6. Быт и этикет в африканских странах.

2. Культуры Южной Америки.
План конспекта:
1. Цивилизация инков.
2. Основные этапы истории с эпохи колонизации до современности.
3. Этническое и языковое своеобразие Южной Америки.
4. Литература и искусство стран Южной Америки.
5. Экономика стран Южной Америки.
6. Быт и этикет в странах Южной Америки.

3. Испания
План конспекта:
1. Основные этапы истории.
2. Литература и искусство. Культурные достопримечательности.
3. Особенности современной экономики.
4. Быт и этикет.

4. Казахстан
План конспекта:
1. Основные этапы истории.
2. Литература и искусство. Культурные достопримечательности. Выдающиеся деятели культуры.
3. Особенности быта и этикета.

Работа содержит 1 файл

СРС.docx

— 85.26 Кб (Скачать)

    Культуры  Африки (южнее Сахары)

    1.Основные этапы истории

    Неолитический доисторический этап

    Лингвистические данные показывают, что люди языковой группы банту (например, коса и зулу), эмигрировали в юго-западном направлении в места, где до них жили носители койсанских языков, и что банту вытеснили прежних жителей. Также носители языков банту заняли территории, где до них проживали пигмеи, в результате чего последние утратили свои коренные языки и перешли на языки соседних народов.

    Поселения банту использовали характерный  набор зерновых культур, подходящих для тропической Африки, включая  маниоку и ямс. 

    Древняя Африка

    В Африке южнее Сахары в 1-м тысячелетии  до н. э. повсеместно распространяется металлургия железа. Здесь не сложилось культуры бронзового века, и произошёл непосредственный переход от неолита к железному веку. Культуры железного века распространяются как на западе (Нок), так и на востоке (северо-восточная Замбия и юго-западная Танзания) Тропической Африки. Распространение железа способствовало освоению новых территорий, прежде всего — тропических лесов, и стало одной из причин расселения по большей части Тропической и Южной Африки народов, говорящих на языках банту, оттеснивших к северу и югу представителей эфиопской и капоидной рас. 

    Средневековая Африка

    Очаги цивилизаций Тропической Африки распространялись в направлении  с севера на юг (в восточной части  континента) и отчасти с востока  на запад (особенно в западной части) — по мере удаления от высоких цивилизаций  Северной Африки и Ближнего Востока. Большинство крупных социокультурных общностей Тропической Африки имели неполный набор признаков цивилизации, поэтому точнее они могут быть названы протоцивилизациями. С конца III века н. э. в Западной Африке в бассейнах Сенегала и Нигера развивается западносуданская (Гана), с VIII-IX века — центральносуданская (Канем) цивилизации, возникшие на базе транссахарской торговли со странами Средиземноморья. 

Этап  раннеевропейских колоний

    XV век — португальцы начали с большой энергией исследовать эту совершенно неизвестную в своих южных частях страну света.

    Уже в конце XV века португальцы фактически контролируют западное побережье Африки и в XVI веке разворачивают активную работорговлю. Следом за ними в Африку устремляются практически все западноевропейские державы: голландцы, французы, англичане.

    Торговля  арабов с Занзибаром постепенно привела  к колонизации Восточной Африки; попытки Марокко захватить Сахель потерпели неудачу.

    Во  второй половине XIX века, особенно после 1885, процесс колонизации Африки приобрёл такой масштаб, что получил название «гонки за Африку»; практически весь континент (кроме оставашихся независимыми Эфиопии и Либерии) к 1900 был разделён между рядом европейских держав: Великобританией, Францией, Германией, Бельгией, Италией, свои старые колонии сохранили и несколько расширили Испания и Португалия.

    В ходе Первой мировой войны Германия утратила (в основном уже в 1914) свои африканские колонии, которые после войны перешли под администрацию других колониальных держав по мандатам Лиги Наций. 

    Деколонизация

    После Второй мировой войны быстро пошёл процесс деколонизации Африки. Годом Африки — годом освобождения наибольшего числа колоний — был объявлен 1960.

    В связи с тем, что границы африканских  государств во время «гонки за Африкой» проводились искусственно, без учёта  расселения различных народов и  племён, а также то, что традиционное африканское общество не было готово к демократии, во многих африканских  странах после обретения независимости  начались гражданские войны. Во многих странах к власти пришли диктаторы. Возникшие в результате этого режимы отличаются пренебрежением к правам человека, бюрократией, тоталитаризмом, что, в свою очередь, приводит к кризису экономики и растущей бедности.

    В настоящее время под контролем европейских стран находятся:

    полуанклавы Испании в Марокко Сеута и Мелилья, Канарские острова (Испания),

    острова Св. Елены, Вознесения, Тристан-да-Кунья и Архипелаг Чагос (Великобритания),

    Реюньон, Острова Эпарсе и Майотта (Франция),

    Мадейра (Португалия).

    Деколонизация Африки была бы невозможна без братской помощи Советского Союза. Недаром, до сих  пор государственным символом Мозамбика  является АК-47.

    http://ru.wikipedia.org/wiki/История_Африки

    Вывод: в неолитический доисторический этап происходила усиленная миграция ранних народов Южной Африки. В  древней Африке технический прогресс привел к усилению заселения труднодоступных  мест Южной Африки(тропики и т.д.).В средневековом этапе возникают ранние формы государственности, возрастает роль торговли между странами. Период раннеевропейских колоний отметился колонизацией территорий Южной Африки и захватом африканских государств европейским государствами(Испания, Великобритания, Франция и т.д.). В дальнейшем после 2 мировой войны начался этап деколонизации. 
 

    2.Экономические особенности цивилизаций Африки 

    Африка  – самый жаркий материк на Земле. Ресурсов тепла в Африке вполне достаточно для развития сельского хозяйства, но водные ресурсы в ней распределены крайне неравномерно, что отрицательно отражается на ее сельском хозяйстве. В регионе обрабатывается около 20% всех земель, пригодных для сельскохозяйственного производства.60% занимают засушливые (аридные) зоны, а остальные приходятся на переувлажненные земли (тропические леса бассейна реки Конго). 

    Африка  располагает крупными запасами полезных ископаемых, имеющих мировое значение, однако эти запасы распределены между отдельными частями Африки неравномерно. В Северной Африке – это нефть, газ, фосфориты; на территориях, примыкающих к северному и западному побережью Гвинейского залива, – алюминиевые руды, золото, алмазы, нефть, а земли, простирающиеся от верховьев притоков реки Конго до верховьев реки Оранжевая, богаты оловянными, медными, марганцевыми рудами, золотом, алмазами, хромитами. Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – Южно-Африканская Республика, недра которой содержат почти весь известный набор полезных ископаемых, за исключение нефти, природного газа и бокситов. Особенно велики в ЮАР запасы золота, алмазов, платины.

    all4shkoloty.ru/?p=5689

    Вывод: Африка располагает очень крупными природными запасам, не имеющими аналогов в мире. Но это не слишком меняет ситуацию с отсталостью от развитых стран мира. Сказываются междоусобные войны и слаборазвитая экономика многих африканских стран. 
 

    3.Этническое и языковое многообразие Африки 

    В середине 17 веке в  Африке проживала 1/5 часть человечества, но затем длительное господство работорговцев и колонизаторов-европейцев привело к относительному и абсолютному сокращению числа жителей. В 1940 г. доля Африки в мировом населении составляла 8%. В настоящее время общая численность жителей континента — около 650 млн. человек. В Африке отмечаются самые высокие в мире темпы прироста населения, что связано главным образом с социальными преобразованиями, улучшением медицинского обслуживания и некоторым снижением смертности и сохранением традиции многодетности.

    Население Африки по своему этническому составу  весьма сложно. Как этническое, так  и языковое многообразие было усугублено колонизацией, которая расчленила историко-культурные и лингвистические зоны с родственными народами на большое количество колониальных владений, что предопределило многонациональный  состав населения современных независимых  государств. Велики различия в уровне социального развития народов Африки: от родовых групп (бушмены) до крупных народов с оформившимися феодальными отношениями (хауса, канури, фульбе и др.) и многомиллионных наций (алжирцы, тунисцы и др.). Развитие национальных процессов тесно переплетается с общим социально-политическим и экономическим развитием общества. Наряду с тенденциями сближения различных народов в пределах современных государств существуют тенденции к обособлению отдельных этнических групп. Борьба этих противоположных тенденций оказывает большое влияние на ход национального и социально-экономического развития африканских стран.

    http://geography.kz/slovar/geografiya-naseleniya-afriki/

    Вывод: Африка заметно отличается от других континентов по разнообразию этносов  и соответственно по языковому многообразию. Даже не смотря на разрушительное воздействие  колонизации, которое уничтожило многие народы, многие языки и народности остаются до сих пор не изученными. 

    4.Традиционные и мировые религии в Африке. 

    По  официальным данным большинство населения Африканского континента исповедует мировые религии. Меньшинство — придерживается местных, традиционных верований.

    Среди мировых религий главная роль принадлежит Христианству(40% населения Африки) и Исламу(45% соответственно).

    В Африке распространены так называемые тайные сообщества. Многие африканцы определяют свою религиозную принадлежность только во время переписи, при этом оставаясь приверженцами традиционных верований или смешанных (из христианства и традиционных верований) культов .

    Африканские традиционные религии

    15% африканцев исповедуют африканские  традиционные религии. К ним  относят разнообразные представления  фетишизма, анимизма, тотемизма и культа предков. Некоторые религиозные представления являются общими для многих африканских этнических групп, но обычно они уникальны для каждой народности.

    Большинство традиционных религий обладают определенными  общими чертами. Это:

-представление о Боге-творце, который создал Вселенную, а затем «удалился на покой» и перестал участвовать в земных делах

-часто встречающиеся истории о том, как сын божества жил среди людей, но после того, как они причинили ему какое-то зло, он вознёсся на небо

-отсутствие веры в рай, ад, чистилище

-представление о потусторонней жизни

-отсутствие святых писаний или пророков

    В Африке популярны вера в существование души и духов, в одушевлённость всей природы, а также магия.

    Есть  традиционные религии, обряды и ритуалы  которых подразумевают принятие психоактивных растений.

    В ряде примеров африканское христианство и ислам впитали в себя некоторые  особенности традиционных верований.

    Африканские традиционные религии легли в  основу вуду.  

    Христианско-африканские  культы

    Христианско-африканские  культы — это смешанные верования, сочетающие элементы христианства и  местные традиции. Они возникли в  конце 19 века на юге Африки среди  коренного населения, принявшего христианство. Идея возникновения — это адаптация  христианства для местного населения, стремление создать «черное христианство». Интересным в возникновении подобных верований является то, что в сознании африканцев основные положения христианства противоречили колониальной политике европейских государств.

    Афро-христиане обвинили белых в искажении Святого писания, указывая, что действительным богоизбранным народом являются чёрные и помещая Иерусалим в Эфиопию или в другие центры на африканском континенте.

Первая  афро-христианская секта была основана в 1882 году в ЮАР, в Капской колонии.

http://www.labirint.travel/page.php?id=339

    Вывод: африканские народы не ограничиваются лишь традиционными мировыми религиями, они имеют также свои верования. По большей части эти верования связаны с верой в существование духов и души. С приходом христианства появилось «черное христианство» 
 

    5.Быт и этикет в африканских странах. 

    Африканский континент имеет собственные  традиции общения, несмотря на то, что  многие нормы делового этикета были внедрены в эпоху колонизации.

    При приветствии наиболее распространённым является рукопожатие, однако весьма важна  его специфика. Не следует сжимать  руку вашего знакомого. Рукопожатие  должно быть более слабым, чем это  принято в США и Европе. Этим передаётся особое уважение к собеседнику. В некоторых случаях можно  встретить рукопожатие двумя  руками (левая рука поддерживает правую). Оно обычно означает отсутствие агрессивных намерений, расположение к собеседнику, подчёркивание социальной близости с ним.

    Существуют  особенности и в невербальном общении. Например, у некоторых народов  не принято смотреть прямо в глаза. В ряде африканских культур считается вежливым в дверях пройти вперёд мужчине, а потом женщине или гостю. Этот обычай происходит от того, что мужчина первым должен встретить опасность. Африканцы чаще, чем европейцы, могут во время деловых переговоров трогать лицо руками или прикрывать глаза - последнее вовсе не означает потери интереса к происходящему или усталости.

Информация о работе Культуры стран и регионов(кратко)