Культурология как специальная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово "культура" переводится с латыни как "возделывание", "обработка" и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие "культура" концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил.

Содержание

Введение.
Различные трактовки термина «культура»: естественно – научный, философский, гуманитарный и социологические подходы к изучению культуры;
Цели и основные задачи культурологи: культурологи как интегрирующая дисциплина;
Практическое применение культурологи;
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

контрольная по культурологии.docx

— 46.22 Кб (Скачать)

Усвоение  культуры осуществляется с помощью  научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку «культура», не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит  её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и  регулирование его поведения. Любой  человек, прежде всего, овладевает той  культурой, которая была создана  до него, тем самым он осваивает  социальный опыт предшественников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым, обогащая его. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю  жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. О том, насколько важна культура для функционирования человека и  общества, можно судить по поведению  людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так  называемых детей джунглей, которые  оказались полностью лишенными  общения с людьми, свидетельствует  о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный  образ жизни, овладеть языком и научиться  добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими  «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило  вокруг, которые ритмично раскачивались, словно дикие звери в зоопарке», шведский натуралист XVIII в. Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.

Культура - цемент здания общественной жизни. И  не только потому, что она передается от одного человека к другому в  процессе социализации и контактов  с другими культурами, но также  и потому, что формирует у людей  чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной  культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. По этому поводу Американские антропологи дают такое определение культуры: культура в самом широком смысле слова - это то, из-за чего ты становишься чужаком, когда покидаешь свой дом. Культура включает в себя все, убеждения и все ожидания, которые высказывают и демонстрируют люди. Когда ты в своей группе, среди людей, с которыми разделяешь общую культуру, тебе не приходится обдумывать и проектировать свои слова и поступки, ибо и ты, и они - видите мир в принципе одинаково, знаете чего ожидать друг от друга. Но, пребывая в чужом обществе, ты будешь испытывать трудности, ощущение беспомощности и дезориентированности, что можно назвать «культурным шоком». Суть культурного шока - конфликт старых и новых культурных норм и ориентаций, старых присущих человеку как представителю того общества, в которое он прибыл. Собственно говоря, - это конфликт двух культур на уровне индивидуального сознания.

 

3. Цели и основные задачи культурологии:  культурология как интегрирующая  дисциплина.

В настоящее  время в высших учебных заведениях России изучается целый цикл гуманитарных наук, включающий в себя: историю Отечества, философию, экономическую теорию, политологию, социологию и культурологию. Необходимость введения курса культурологии обусловлена жизнью.

Культурология как интегрирующая  наука формируется на стыке целого ряда научных направлений, создавших  собственные традиции изучения культуры. Наиболее важным из них стали философия  культуры, культурная антропология, сравнительное  языкознание, история культуры, социология культуры и т. д.

Наиболее важная особенность культурологии заключается в том, что она допускает идею неизбежной смерти культуры, т. е. каждого отдельного социального организма. Основная задача ( цель ) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования, секрет долгожительства.

Сегодня задачи культурологии вместе с другими  социогуманитарными науками заключаются в:

- формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;

-   развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;

-  привитии  нравственных, этических и социальных  понятий, необходимых для деятельности  в интересах общества, формирования  личной философии и достижения  личного успеха.

Цели  изучения культурологии:

  • формирование навыков грамотного использования культурного наследия;
  • воспитание потребности в правильной социально-культурной самоидентификации человека, а через него и общества в целом;
  • верждение национальной, культурной, социальной и религиозной толерантности (терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению) как естественной нормы общественного сознания;
  • воспитание культурой через погружение человека в ее многомерное пространство.

    Задачи курса культурологии:

    1. дать представление об основных культурологических школах, направлениях и теориях ;
    2. раскрыть формы и типы культур и цивилизаций, основные культурно-исторические центры и регионы мира, историю и закономерности их функционирования и развития;
    3. изучить историю культуры России, понять ее место в системе мировой культуры и цивилизации.

Культурология занимается изучением  законов культуры в ее историческом развитии. Иначе говоря, культурология  есть наука о формах и типах  культуры, о тех механизмах, которые  лежат в основе взаимодействия культуры, общества и личности.

Формами культуры являются система образования, наука и техника, литература, искусство  и т.д. Их развитие в целом имеет  противоречивый характер, ибо они, как правило, развиваются неравномерно. Успехи в одной из них могут сопровождаться отставанием или регрессом в другой. В различные периоды ведущую роль в развитии культуры может играть то одна, то другая отрасль. Например, архитектура в период средневековья, литература в Х1Хв., наука и музыка в развитии современной культуры.

Среди основных задач культурологического исследования особо выделяются следующие:

- анализ культуры как системы культурных феноменов;

- исследование ментального содержания культуры;

- выявление типов связей между элементами культуры;

- исследование типологии культур и культурных единиц;

- разрешение проблем социокультурной динамики;

- исследование культурных кодов и коммуникаций.

В истории  развития мировой культуры заметны  большие различия. В связи с  этим в культурологии возникла типология  культуры (от греч. typos - вид, форма и 1оgos - слово, учение, наука) - учение о видовых отличиях культур, основных типах мировой культуры. В исторической типологии культур можно использовать следующие принципы:

  1. Географический (локализация культур в географическом пространстве);

2. Хронологический (выделение самостоятельных этапов в историческом развитии, т. е. локализация во времени);

3. Национальный (изучение отличительных черт культуры на всем протяжении ее исторического развития).

Предметом культурологии является:

  1. исследование принципов функционирования культуры в обществе ;
  2. изучение содержания и форм культуры, их пространственно-исторического и социального взаимодействия;
  3. осмысление универсальных общечеловеческих и самобытных локальных (местных) черт культуры;
  4. определение роли культуры в социальной самоорганизации общества ;
  5. выявление особенностей культурного менталитета (мышления) общества и его локальных групп;
  6. исследование взаимодействия культуры с другими областями общественной жизни;
  7. изучение свойственного культуре плюрализма и избыточности культурных форм, их взаимодополняемости.

Определив предмет исследования культурологии, другими словами, что изучает эта наука, мы можем рассмотреть метод или то, как изучается данный предмет.

Метод культурологии:

- комплексное,  системное осмысление форм социального  бытия как продукта воплощения  ценностных ориентаций культуры (наряду с практическими интересами  людей, регулирующими жизнедеятельность общества;

- исследование  культуры в сочетании ее статической  типологии с динамикой традиции, пониманием культуры как актуализированной  памяти общества;

- преимущественно  цивилизационный подход к теории исторического процесса, понимание культуры как основного содержания истории, а истории как одной из форм описания культуры и динамики ее эволюции;

- рассмотрение общества как сложной информационной системы, где культура является основным содержанием информационных потоков и одновременно механизмом их функционирования;

- интегративный (объединенный) подход к феномену культуры, понимание единства ее содержания, воплощаемого в различных исторически детерминированных (определенных) формах и видах культурной практики (художественной, религиозной, этносоциальной, научной и др.).

Перспективы развития культурологии как науки  и как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех направлениях.

Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных ориентаций общества, создание комплекса духовных принципов человеческой жизнедеятельности, инструмента самопознания и самоидентификации человеческих коллективов, системы информационно-коммуникативных полей обмена информацией и наследования социального опыта - все это формирует проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического знания, сближения его с некоторыми областями социальной географии, экологии, социоестественной истории, а также с поисками природно-культурной гармонии в рериховской традиции.

В-третьих, в сближении культурологии с  информатикой, при необходимости  понимания культуры как специфического языка социально-информационных связей, а информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры.

 

 

4. Практическое применение культурологи;

Культурология или теория культуры – это комплексная  гуманитарная дисциплина, целью которой  является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология – это система  знаний о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры.

Обозначив культурологию как науку, рассматривающую теорию культуры, мы должны отметить, что она имеет  и практическое применение. На основе результатов культурологических исследований разрабатываются программы образования, управления, информационной и культурно-массовой работы, культуроохранной и социально-регулятивной деятельности. Культурологами проводится экспертиза любых социально значимых проектов с точки зрения их культурно-ценностной приемлемости для общества, ведется научное наблюдение за практической реализацией разработанных программ, в социально-культурной практике.

Культурология как самостоятельная отрасль  науки состоит из шести взаимосвязанных  разделов, истории мировой и отечественной  культуры; истории культурологии  как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из разделов имеет  свой объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими  рекомендациями, используемыми при  разрешении конкретных проблем.

История культуры исследует реальный процесс  преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, свидетельствующий  о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов  в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях  культурно-исторического процесса, о судьбах "великих цивилизаций" Европы, Азии, Индии, России, Китая и  других регионов мира.

История культуры формирует знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры - это передаваемая от поколения к поколению память человечества.

Для культурологии  история культуры составляет фундамент  теоретических концепций. Ее факты  и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она  призвана не просто фиксировать эти  особенности, но обеспечивать выявление  архетипов современной культуры и понимание ее как итога исторического  развития.

История культурологии изучает  процесс развития теоретических  представлений о культуре и ее закономерностях. Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех  или иных народов, но и понять тенденции  ее развития, найти те главные пружины  или закономерности, которым подчиняется  это богатое и многообразное  явление.

Информация о работе Культурология как специальная дисциплина