Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, контрольная работа
Культурология — наука о куль-ре, изуч. наиболее общие закон-ти ее развития. Термин «культурология» образован от лат. cultura – «возделывание, обработка» и греч. logos – «учение». Сл. «культурология» появ-сь недавно, в конце 19 – начале 20 в. Конечно, кул-ра изуч. и раньше. Примерно до сер. XIX века этим заним. главным образом философия и история, затем другие науки - этнография, филология, антропология и т. д. Лишь во второй половине ХХ века кул-гия выделилась как самостоят. дисциплина.
Русская культура в условиях образования единого российского гос-ва (15-16)
Со 2-й половины 14 в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров. Литература — темы — борьба с иноземными захватчиками «Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» — воспеваются его подвиги.
Зодчество. В первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни). Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода. Одновременно с храмовым в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату в 1433 г. для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302 г. в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий с взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. — сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор).
Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т. к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись — изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14 в. икона — главный вид изобразительного искусства. Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Андрей Рублев — канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи.
Объединение местных культур положило начало общественной культуре. Усиливаются светские и демократические элементы. «Сказание о Владимире Мономахе»- обосновалась наследственная связь Руси с Византией, Москва — третий Рим. Заметно повышается уровень грамотности. В истории России сыграло огромную роль книгопечатание (1564).
В конце царствования Ивана III началось строительство нового Московского Кремля. Помимо храмов в кремле возводятся также и светские постройки. Продолжалось храмовое строительство и в других городах. Производилось строительство небольших посадских храмов. Изобрели крестчатый свод, Опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены. Выдающимся памятником стало строительство Покровского собора 1555―1561 в честь взятия русскими Казани. Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске. Построен Китай-город, белый город. Основываются монастыри-сторожа — Новодевичий, Симонов, Троице-Сергиев.
менталитет
Неповторимость «русской души» Бердяев связывал с огромными российскими просторами, утверждая, что пейзаж русской души соответствует «пейзажу» русской земли с ее широтой, безграничностью и устремленностью в бесконечность. В России духи природы еще не окончательно скованы цивилизацией, как это имеет место на Западе. Западная душа более рационализирована, упорядочена, чем русская, в которой всегда остается иррациональный момент. Сравнивая русского с немцем, который «чувствует себя со всех сторон сдавленным как в мышеловке» и ищет спасения в организованности и напряженной активности. Бердяев дает объяснение многим нашим бедам: «Ширь русской земли и ширь русской души давили русскую энергию, открывая возможность движения в сторону экстенсивности. Эта ширь не требовала интенсивной энергии и интенсивной культуры». Уже в наше время подтверждением этих мыслей Бердяева, помимо нынешних успехов Германии, является Япония, где крайняя ограниченность территории и природных богатств, стала мощным стимулом научно-технического прогресса».
«Душа России — не буржуазная душа, — душа не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить ее бесконечно».
«Русский никогда не чувствует себя организатором. Он привык быть организуемым».
«Россия погибает от централистского бюрократизма, с одной стороны, и темного провинциализма, с другой. Децентрализация русской культуры означает не торжество провинциализма, а преодоление и провинциализма и бюрократического централизма, духовный подъем всей нации и каждой личности. Нельзя предписать свободу из центра — должна быть воля к свободе в народной жизни, уходящей корнями в недра земли».
В мозаике высказываний Бердяева о самых общих особенностях русского социума обращает на себя внимание тезис о преобладании в нем коллективности в ущерб развитию индивидуального начала. «Россия, — писал философ, — все еще остается страной безличного коллектива», которому свойственен «государственный дар» покорности и смирения перед лицом авторитета общины.
Бердяев много писал еще об одной черте русского народа, пагубное влияние которой в нашей жизни ощущается до сих пор. Это - национальная склонность к «шараханию» от одной крайности к другой, «контрастность» поведения, отсутствие у русских людей некой «серединной» устойчивости, готовности к идейным и политическим компромиссам.
27)Культура средневекового Запада: общая характеристика.
Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V-XV вв., т. е. начало связано с временем» исторического завершения античной культуры, а конец - с ее возрождением в новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:
-
-
-
За этот небольшой исторический промежуток времени образовались все языки, народы и государства Европы, сложилась ее неповторимая христианская культура. В ее основу легли два истока:
- традиции угасающей греко-римской античной культуры, с ее достижениями в области государственного устройства, политики, права, религии, искусства, философии и пр.
-
В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, греко-римским многобожием и варварским язычеством Христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовная культура средневековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира и существования человека как его же органической части. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога, как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчеркивается двуединое начало человека: тело и душа. Но церковь требовала от верующих, в первую очередь, заботы о душе, стимулировала культ аскетизма, который стал характерной чертой средневековой культуры. Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества - народом и воинами-рыцарями.
Рыцарство (благородное дворянство) - это особое социальное сословие, особый социальный институт средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о нибелунгах». Рыцарскую поэзию олицетворяло творчество французских трубадуров и труверов, немецких миннезингеров, итальянских поэтов «нового сладостного стиля». Главной темой их куртуазной поэзии являлся «культ дамы». На протяжении всего средневековья в культуре простого народа (крестьян и жителей западноевропейских городов) сохраняются элементы архаической языческой культуры: идолопоклонство, жертвоприношения, ритуальные праздники, связанные с проводами зимы, встречей весны. Особое значение принадлежит карнавалу - народному празднику под открытым небом, который сопровождался уличными шествиями, маскарадами, театрализованными играми и пр. Карнавал был характерен именно для городской культуры, так как в нем были задействованы большие группы людей. Средневековая эпоха изобилует праздниками и зрелищами. Традиционные городские шествия, религиозные и цеховые процессии объединяют социально-противоположные слои. Низшие, через праздничное зрелище приобщаются к политике, богатству, которые они создают своими руками, но от которых отстранены. Представители высшего сословия демонстрируют идею общественного служения, одновременно являясь воплощением государственного могущества.
В то же время культура проявляла себя и в виде профессионального артельно-цехового способов творчества. По типу торговых и ремесленных цеховых городских организаций создавались союзы и гильдии врачей, художников, юристов и др. Постепенно цехи и гильдии превращались в закрытые монопольные организации - корпорации. Они вырабатывали трудовую дисциплину, нормы публичного и бытового поведения, обеспечивали защиту своих членов против произвола властей.
Средневековье - это время организации системы западноевропейского образования, включавшего в себя школу и университет. Школы, в основном существовавшие при монастырях и готовившие священнослужителей, предлагали две ступени обучения:
-
-
С XII века в Европе появляются университеты: Болонский -1200 г., Кембриджский - 1209 г., Парижский - 1215 г., Пражский -1348 г.. В них работают богословский, медицинский и юридический факультеты. Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Единый для всех образованных европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителей, ученых, государственных деятелей, священников, придерживавшихся определенного образа жизни и связанных между собой разнообразными контактами, для которых не существовало ни государственных границ, ни расстояний.
Средневековая культура оказала влияние на формирование двух европейских художественных стилей того времени: романского и готического. Следует заметить, что «стиль искусства» - представляет собой фундаментальное определение организующих принципов и форм художественного мышления и творчества, характерных для определенного исторического периода развития культуры.
28)Средневековая наука и образование в Западной Европе.
Схемы образования в средневековой Европе осн. на принципах античной школьной традиции и учебные дисциплины. 2 этапа: начальный уровень вкл. грамматику, диалектику и рито-рику; 2й уровень –- изучение арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Нач. 9в. Карл Великий распорядился открыть школы каждой епархии и монастыре. Стали создавать учебни-ки, в школы открыли доступ мирянам. В 11в. появ. приходские и кафедральные школы. Из-за роста городов внецерковное образование стало важным фактором культуры. Оно не контроли-ровалось церковью и давало больше возможностей. В 12-13в. появ. университеты. Он состоял из ряда факультетов: аристократического, юридического, медицинского, богословского. Христ-во опр. специфику знания. Средневек. знание- не систематизировано. Теология или богословие было центральным и универсальным. Зрелое средневековье внесло вклад в развитие естественно-науч. знания. Появ. интрес к медицине, получены хим. соединения, приборы и установки. Бэкон – англ. философ и естествоиспытатель., считал возможным создание летающих и двигающихся аппаратов. В поздний период появ. географ. труды, уточненные карты и атласы.
29)Романский и готический: два стиля – два этапа в развитии европейской архитектуры.
Романский стиль с конца 10в. Светские постройки отличаются массивностью форм, узкими оконными проемами, высокими башнями. Это же характерно для храмовых зданий, которые внутри покрыты фресками, а снаружи – ярко раскрашенными рельефами. Основные виды романских сооружений: замок, монастырский ансамбль, церковь. Образцы роман. архитектуры: Нотр-Дам в Пуатье, собор в Тулузе, собор в Оксфорде, Винчестере (Англия). Для росписи скульптур роман. типа хар-рно плоское двумерное изображение, нарушение пропорций, изображения исполнены строгостью. К концу 12в. романский стиль сменяет готический. Расцвет его относится к 13-15в. Эпоха готики совпала со становлением и развитием городских центров в период Классического Средневековья. Храмовые постройки характеризуются уносящимися ввысь стройными колоннами, собранными в пучки; огромные вытянутые вверх окна, украшенные витражами и розой над входом. В основе общего плана готического храма лежит форма латинского креста. Снаружи и изнутри соборы украшались статуями, рельефами, витражами, живописью. Основная черта готики – устремленность ввысь. Соборы в Париже, Вестминстерское аббатство в Лондоне.
Романский стиль (латин. romanus - римский) средневековья - это первое единое стилевое направление в западноевропейской художественной культуре X - XII вв. Его появление было вызвано желанием государственной власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи. Возникновение же термина «романский» связано, прежде всего, со стремлением найти единство в развитии европейской культуры XI-XII вв. Общие черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии не столько объясняются римским влиянием или сходством социальных условий феодального строя, сколько являются результатом единого религиозного мировоззрения. Единство в многообразии - так можно охарактеризовать сущность романского стиля: единый язык культуры, но оттенки разные.
Романский стиль средневековья - это время возникновения и функционирования общеевропейского монументального стиля в архитектуре, скульптуре и живописи в эпоху наивысшего расцвета феодализма. Монумент выступает как главная составляющая, прежде всего, архитектуры, подчиняя себе все другие виды искусства. Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Мощные конструкции архитектурных сооружений сочетались с многофигурными скульптурными композициями, в которых господствовали библейские темы и евангельские сюжеты о страданиях и неизбежной гибели человечества и торжестве христианства над темными силами мироздания. В свою очередь, в проповедях церкви и в сознании народа сформировалась идея греховности мира полного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных таинственных сил. Данные сюжеты иносказательно отражали характерные стороны современной жизни людей. Именно на этой основе в романском искусстве Западной Европы сложился эстетический идеал, противоположный античному. В период романики был создан и доведен до высочайшей выразительности синтез искусств. Никогда прежде все виды искусства, включая литературу, не объединялись столь целостно, полно и соразмерно. Цель такого объединения - «строительство» души человеческой и подчинение поведения индивидуума идеям упорядоченного иерархического мировоззрения. Памятники романского стиля рассеяны по всей Западной Европе. Среди них - церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (Франция XI-XII вв.), собор в Вормсе (Германия XI-XII ее.), собор в Шартре (Франция ХIIв.), цикл фресок церкви Сен-Северен сюр Гартан в Пуату (Франция XI-XII вв.).