Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Культурология — наука о куль-ре, изуч. наиболее общие закон-ти ее развития. Термин «культурология» образован от лат. cultura – «возделывание, обработка» и греч. logos – «учение». Сл. «культурология» появ-сь недавно, в конце 19 – начале 20 в. Конечно, кул-ра изуч. и раньше. Примерно до сер. XIX века этим заним. главным образом философия и история, затем другие науки - этнография, филология, антропология и т. д. Лишь во второй половине ХХ века кул-гия выделилась как самостоят. дисциплина.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира (2).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

        Фетишизм(вера в сверестеств. св-ва определ.предметов и поклон-е им)

        Тотеизм (опред-е связи между людьми и живот/раст).

7)       Формир-е различ.сис-м счета(накопл-е наблюд.за календар.циклом)

8)       Склад.раневремен.культы – инициации,т.е. посвящения.когда подростки(мальчики) приним-сь во взрос. чл.коллектива

9)       Склад.первобыт.истоков изобразит. иск-ва –

        Нижнепалеолит.графика – изобр.прям.и зигзагообр.линий, спиралей,точек и др. фигур

        Верх.палеолит – изоб. животных

        Древн.скульптур.формы – «палеолит. Венеры» - статуэтки,изображ. жен.фигуры,котор.харктер. гипертрофиров. Размерами груди,живота и бедер(наличие представ. и ритуалов,связ. с идеей рожд.начала)

        Иск-во мезолита – умение выстраив.композицию в многофигур изображ,передав.динимику,действия; глав.объектом стан.чел-к.

        На основе знаков и схематич. изображ. в целом ряде обл-й формир.древнейш.сис-ма пис-ти – рисуноч.письмо.

11)Специфика культуры ранних цивилизаций. Древность и первобытность: общее и особенное.

1) «Неолитич.рев-ция» способ-ла постеп. устойч-ти в обеспеч.продуктами пит-я,что способ.росту населения,появл.прибавоч.продукта;

2) новая деят-ть заставляла вести оседлый образ жизни, на первый план выходили произвож-имущ.отнош-я,требспец.регулир.

3) государ-ть: на берегах велик. рек (Тигр,Евфрат,Нил,Хуанхэ), ирригац.земледелие(экономич.причины), хижины и полузем. смен. проч.домами – глинобит. и каркас.

4)централизов.,администр.-технолог. регулир-е,

5)деспотич.,сакрал.(освящение) характер власти

6) основа соц-эконом устр-ва – рабовладение

7) мифологич. характер духов.кул-ры(ритуал)

8) поглощ-е чел-ка коллективом(группов.чел-к,отсутствие личности и индивидуализма)

9)политеизм(универсал роль жизни – многобожие)

10) формиров-е пантеона богов

11) профес.армия

12) традицион-ть,канонич-ть кул-ры и иск-ва

13)практич-ть,улитар-ть кул-ры

14) появл-е ремесел(обработка железа, изготов-е фаянса,фарфора,бумаги)

15)раздел-е иск-ва на виды,появл-е эпоса, рацион.знаний(математ,астр,медицины,права)

16) пис-ть(пиктография,иероглифы,клинопись)

        Грандиозн.размеры(монументальность) – сам. бол. пирамида Др.о Египта явл.я пирамида Хеопса. Объём - 2 521 000 м3. Площадь основ-я 53 000 м2. Вес - 6 400 000 т. Первонач. высота 146,6 м, но из-за утраты в результате землетрясения венчающего гранитного блока составляет сейчас 137,2 м.

        Коструктивизм

        Геометризм

        Канонич.традиц.(выработка четких правил)

        Синтез всех иск-в под рук-ом архитертуры

12) Культура Древнего Египта: культурологическая характеристика.

Егип.кул-ра счит.одной из древнейш. кул-р,возник. в долине р.Нил. Здесь впервые возник.централиз.гос-во. Территорию древнеегип.гос-ва отчетливо очерчена географ.- юг- нильс.пороги,восток – каменист.горн.отроги,запад – песчан.уступы Ливийс.плоскогорья. Вер.Е. – протяжен.узк.долина ниже нил.порогов; нил.дельта – обл.Ниж.Е.

Уник.режим разливов Нила оказ.определ.влияние на все стороны жизни. Лег.для обработки егип.земля – основ. богатство страны,источник ее стабил. Высок.урожаев.

6-4 тыс до н.э. – осед.образ жизни,земледелие и скотовод-во,наряду с охотой и собир-м.

С 4 тыс до н.э. – иригац. сис-ма

4 тыс. до н.э. – возник. городо-гос-в,преобразов. В обл-ти(номы)

Сер. 4 тыс до н.э.(додинастич. период) – важнейш.основы древнеегип.к-ры: религ.представ-я, иероглиф.письмо,худож.стиль.

Объедин-е городов-гос-в в 2 круп. царства – Северное(Верх.Е.) – крас.корона, и южное(Ниж.Е.) – бел.к. – царь Менос(Миной). На границе Верх. И Ниж. Е. им был заложен город «Белые стены»(Мемфис), также его еще наз. Хи-ку-пта(х) или Хет-ка-Птах – «крепость духа Пта(ха)/обит-ль духа» - Айгюптос. Сами египтяне наз. св. страну «Кемет» или «Та-Кемет» - «Черная земля»(по цв.почвы).

Манефон сост. «Историю Египта» на греч.яз. Всю ист-ю он разделил на 3 эпохи – Древнее,Сред,Нов. царства. Из них выдел-т 2 династии – Раннее царство(Древ. и Сред) и Позднее (Нов.).

1)       Ранее царство(33-29 вв. до н.э.) –

        вр. станов-я древнег. гос-ва,формир-е его производ. и соц-эконом.основы.

        созд. ирригац сис-ма – высокопродуктив.земледелие,способ. совершенст-ю скотовод-ва,углуб-ю разв-я ремесел.

        Изобрет-е папируса,

        Станов-е соц.струк-ры – прослойка придвор.знати, бюрократ.аппарат,жречество

        Правители – фараоны(неогранич. полит.,эконом.,сакрал. власть)

2)       Древнее царство(28-сер.23 вв. до н.э.) – фараон Джосер

        Дальнейш. Централиз-я гос-ва и формиров-е бюрократ аппарата

        Строит.1-ой пирамиды(Имхотеп) 6 уступов(ступеней),направ. к небу, постав.друг на друга гробницы

        Сооруж-е знаменит статуи Сфинкса

        Окончат.станов-е художест. стиля – формир-ся содержат. Каноны(настен. Роспись) – круг тем определ. Мифологией и ритуалом(особ.погреб.), формир-ся стилистика неповтор. и своеобраз скульптур.портрета

        Появление 1-х ошир.текстов

        Счит., что чел-к облад неск.душами – одна – ка,двойник,после смерти ч-ка обитав. в его гробнице; др. – ба, котор изобр. птицей с чел.головой,должна соедин. с телом,чтобы умерший ожил – мумификация

3)       Среднее царство(сер.21-18 в. До н.э.) – классический – вр. Наивысш. Расцвета древнег. К-ры

        Возрож-е традиций Др.царства,соедин.канонич-ть с умением творчески преобраз-ть традицию

        Наиб-значит посторойки – пирамиды, знаменит «Лабиринт»(огром.храм. и заупокойный комплекс,сост. из множ-ва помещений,переходов,галерей и коридоров)

        Древнеегип.пис-ть и словес.твор-во(лит-ра представлена сам.разн. жанрами и сюжетами – повествоват пр-е «Повесть о краснореч.крестьянине», «Сказка о потерп.кораблекрушение», поучения; созд. Нов.заупок.тексты – «Тексты саркофагов».

        Формир. Ин.вид письма- скоропись или иератика.

        Появ. Первые мат. и мед тексты

4)       Нов.царство(сер.16-нач.11в. до н.э.) – восстанов-е госуд-ти и оживл-е к-ры Др.Е.

        Египет стан. могущ.мир.державой, его к-ра вых.далеко за пределы Нила(1 – период величия и мощи Е., 2 – переосмысл. важ.ценностей)

        В архитек-ре грандиоз.строит-ва перерож-ся в гиганоманию

        В лит-ре появл. сатирич., критич, пародийн. произвед-я

        Культ одного бога(Атон)

        Зарож-е свет.лит-ры(любов.лирика) – усил.реалист.мотивов

        Знаменит. колоссы и фиван.заупок.храм Рамессей,велич.храм в Абу-Симбеле

5)       Позд.царство(11-6вв. до н.э.) – захват Е.чужеземцами(персы, А.Македонский)

13)Культура Древней Месопотамии: культурологическая характеристика.

Месопатмия или Междуречье – равнин.обл-ть между реками Тигр и Евфрат. Эти терр-ии,отдел.от всей передАзии почти непроход пустынями, начали засел-ся в 6 тыс. до н.э. его население вело довльно суров.образ жизни. Основ.занятием было земледелие:культивир.ячмень, воздел.поля на узк.полосе земли между болотами и выжженной пустыней. 4 тыс. до н.э. созданы ирригац.сис-мы. В связи с этим стало возможно накопл-е излишков,услож.структура об-ва, что привело к его стратификации(расслоению) и возник.гос-ва.

Пер.гос.обр-я появ. На рубеже 4-3тыс. до н.э. в юж.части междуречья Тигра и Евфрата. Это были неб. Города-гос-ва, располож.на естест.холмах и окруж.стенами. Населяли их шумеры. Основ.отрасль эк-ки – ирригац.земледелие. Нач.3тыс. до н.э. – пис. памятник «Земледельч.альманах». значит. Место заним. Скотоводство и ремесла.(важ.роль – строит-во и обработка мет.). Юж.Месопатамия не была богата ресурсами. Обменивали шерсть,зерно и финики на золото,ляпис-лазурь,серебро. Важнейш.мест.сырьевой ресурс – глина. Духов. и худож.кул-ра обуслов.религ.мировоззрением и нуждами религ.культа. С мифологией была тесно связана и лит-ра. Известно бол.150 памят.шумер.лит-ры. В их числе – гимны, посвящ.богам,царям и храмам, стихотвор.записи мифов,эпич.сказа-я,плачи,песни в честь царей; широко представ-ны дидактич.жанры(поуч-я,назид-я,споры-диалоги,сборники басен,пословицы и поговорки).

Архитектура – храм.зодчество. Храм всегда наход. На одном и том же месте. Храм.здание ставится на высок.искств.платформу, с двух сторон котор. к храму ведут лестницы(3,5,7 одна над другой – зиккурат). Нач. этам раз-я скульптуры связан с печатями. Позднее появл.круг.скульптура(небольш.фигурки из алебастры или мяг.пород камня),котор.помещ. в нишы храмов, с резким подчерк.нек.частей. Больш.уши – вместилище мудрости, в широкораскрыт.глазах отражена просьба к богам,руки сложены в молит.жесте. 26 в. До н.э. – правление Саргона. Он  упрочил централизов.гос-во,ввел единообраз.меры площади и веса.,забот-ся о поддержании сухопут.и вод.торг.путей.

3 тыс.до н.э. – аккад.куль-ра. Пис-ть – клинопись. Первонач.пис-ть возник. в пиктограф.форме. Древнейш.письмена представ.собой своеобраз.ребусы,однозначно понятные только состав-ям и лицам,присут.при записи. Они служ.веществ.подтверж-м условий сделок,чем и объяс.их содерж-е. Наиб. кол-во измен-й происходит в скульптуре. На 1-ый план выдвиг. образ сил. индивид-ти. В одних произвед-ях обожеств. Царь во главе св.войска. В др. царь в олике могуч.героя сражается со львом и побежд.его.

Постеп. происход возвыш.Вавилона(2тыс. до н.э.). В центре города помещ. Храмов.комплекс,обнесю стеной,с зиккуратами,храмами мест.бога-покровит-ля и важн.богов. Рядом царский дворец и основ. госуд.строения хоз.назнач-я.На берегу реки или круп.канала наход. гавань,где стояли торг. суда. На площ. примык. к гавани проход. торговля.

Для гос. ДрМес. харктер. актив.правов.деят-ть. В нач.20 в. До н.э. – юриднормы(аакад.яз.),содерж. Ценовые тарифы,нормы оплаты труда,статьи семйн.брач,уголов.права. Сам.выдающ.памятник прав.мысли- «Законы Хаммурапи»(ок.1760 до н.э.),высечен.на чер.базальт.столбе. В нем осущ. Принцип вины и злой воли,преимущ.отдавалось принципу талиона, где наказание равн.соверш.преступ-ю.

Ассир.архит-ра – влияние сосед.стран и регионов. Строит. дворцов,грандиоз. По размерам и обильно украш. глав украш. – одна из ярчайш.стр.в ист.миров.ис-ва – многофигур.композиции с изобр. мифолог,жанров. и бал.сцен,выполнен. в рельефе на плитах из известняка и частично раскраш. минералкрасками. Основ.тема – царь и его деят-ть. 

Два лит.жанра – 1)лит-ист.жанр,повест. о подвигах царя,преувелич.его мудрость,доблесть и победы и умалч.о неудачах;2) «письма к богу Ашшуру» - своебр. отчеты царя верхов.божеству и жителям страны о воен.походах,их причинах,теч-х и результатах.

Нововавилон период(626-539) – вр.возрож-я,эконом.и культур.подъема. Реанимир.с/х,привод.в порядок орисит сис-м.Город Вавилон – круп.центр международ торогвли. Ожив.строит-во,реставрир.стар и возвод.нов. храмы.

14)Религия в древнем мире и ее влияние на культуру древности.

Духовная культура представ. собой ментальную сис-му,основ. на мифологии,котор.уходит корнями в первобыт. Мифолог. сознание и сохран.мн.св-ва первобыт мировосприят-я. Мифология – форма идеологии.Дух.кул-ра не опир. На идеи о ценности личности и значим-ти индивид.начала, она принимала на себя фун-ции утвержд-я и возвелич-я надличностного, бежест.,всеобщего. Взаимоотнош-я профанного(земного и сакрального(священного) притерпев. Важ. Измен-я по срав-ю с первобыт-ю. повседнев. Практика землевлад-ца носит более однообраз.харктер и в основ. более предсказ. По св.рез-ам,чем деят-ть охот-ков и собир-ей.Поэтому чел-к перестает ощущ.пост. завис-ть от сверхест.сил,расчит.на божеств. Поддержку и благосклон-ть лишь в какие-то ключев.,поворот.моменнты св.жизни. Земной и божеств. миры,прежде бывшие в созн-и един.целым, по сущ-ву, разделились, хотя и продолжали восприним-ся тесно связан-ми. Мифолог.представ-я приобрели совершенно ин.хар-р. Многочисл.сверхъест.силы,прежде,сопровожд.чел-ка на кажд.шагу,превращ.в богов. Появ-сь представ-я о тех местах,где живут боги, о том, каким занятиеям покровит-т те или ин.божества. Возник-т оппозиция небес. и зем.начал. Эти представ-я подверг-сь трансформации – верхов. и второстеп. боги мен.местами ,нек.божества соедин-сь в один образ. В основе мифолог.сис-м был политеизм(многобожие) – существ-е нек.иерархии божеств.сил,в котор.выдел.верхов. и второстеп.боги,мест. и общегос. Различ. Обл-ти деят-ти чел-ка,важнейш.жизненные сит-ции находятся в ведении различ.богов. Мифолог.представ-я реализ.в соответ-х культах. Пристал.внимание удел-сь тому. Что происход-т с чел-ком после смерти, тому, каким обр. он переходит в ин.существ-е, и что нужно дел-ть, чтобы жизнь после смерти сложилась наилуч.образом. Усил.этич.аспкт. В рит.стороне центр. место заним. –жертвоприношения. Жертва – люб.дар богу, в обмен на блага или помощь с их стороны. Взаим-е с божест.силами происход. для разреш-я сугубо практич. задач трудюдеят-ти,сем.жизни и быта. Значимость потустрон. представл-й обуслов-на важ.роль погреб.ритуала,его разработ-ть и место в ряду древневосточ.обряд-ти. Паральлельно появилась особ группа – те, кто облад спец.знаниями и умениями,т.е. жрецы. Они заним.особ место в соц.иерархии,иногда им принадлеж.гос.власть. Роль древневосточ.религий была универсальной. Они регламентир.основ.этапы труд.деят-ти,повед-е ч-ка в различ.сит-х,каноны худ.творч-ва, а религ.мифологией всецело определ-сь картина мира.

15)Античная культура: формирование, периодизация, общая характеристика.

В нач. 1 тыс. до н.э. – античная цивилизация. Античность – история и культура ДрГреции,Др.Рима и стран,вкл. в культ-ист.процесс в ходе греко-македон. и рим.завоев. Хронологич.античность – период рубежа 2-1 тыс. до н.э.(станов-е греч.гос-в) по 5 в.н.э.(падение Запад.Рим.империи).

Сл. «античность»(отлат. Antiquitas) означ. «древ-ть», «старина». Термин «ан-ть» примен.для спец.обознач-я греко-рим. древности и култьтур.наследия Др.Греции и Рима,оказав.огром.влияние на кул-ру ев. И всего совр.мира. Истор-ю античности принято рассматр. в рамках сущест-я 2-х ее географ.полюсов – Греции и Рима.Античная цивилизация делиться на две локальных цивилизации; а) Древнегреческую (8-1 века до н.э.) б) Римскую (8 век до нашей эры 5 век н.э.) Между этими локальными цивилизациями выделяется особенно яркая эпоха эллинизма, которая охватывает период с 323 г. до н.э. до 30 г. до н.э.

        В основе об-ва –соб-ть полиса и част.соб-ть(собст.гражданина полиса)

        Полисная сис-ма как форма гос.уст-ва

        Взаимосвязь индивида и полиса

        Антропоцентризм(«Чел-к мера всех вещей»)

        Республика (выбор.власть) – демократия(Греция) и аристократы(Рим)

        Космологизм(гражданин суверенного полиса уступил место «граж-ну мира»(космополиту),чья жизнь и деят-ть не очерчивалась границами полиса, а протек.во вселенной,т.е. в огром.империи)

        Рациональность(развитие фил-фии) – Паликлет – древнегреч. скульптор и теоретик искусства, прославившийся статуями атлетов, а также своим учением о пропорциях(«Дорифор»-1/7)

        Состязательность

        Праздничность(Олимп.игры,Дионисии, Панафинеи – в честь Афины)

        Обязат.образование (с 6-7лет, 7 искусств – грамматика,диалектика,риторика; -тривиум; матем-ка,геометрия,астрономия,музыка -квардривиум)

        Развитие театра и лит-ры

16)Античная мифология и ее отражение в культурах Древности и Нового времени.

Древнегреч. лит-ра выросла на основе мифологии, корни которых уходят ко временам матриархата (до олимпийская мифология). Все окружающее чел. восприминал одушевленным. Образы сирен, кентавров – свидетельства того времени, когда чел чувстовал себя частью природы. Олимпийская или классич. мифология связана с патриархатом. Природа уже не пугает и начинает восприниматься поэтично. Многочисленные культуры разных частей Греции слились в 1 культ олимп. богов во главе с Зевсом, которые породнились между собой. Появ. герои( Прометей, Персей, Геракл, Сизиф, Икар, Орфей), вступающие в схватку с ранее пугавшими их чудовищами, состязание с богами. Для эпохи разложения героической мифологии х-рны мифы о ролевом проклятии, приводящем к гибели нескольких поколений подряд. Мифология кончается вместе с первобытностью. На место мифологич. сознания выходит наука, а мифолог. сюжеты продолжают жить в античной лит-ре, скульптуре. Но и в другие эпохи нередко прибегали к теме мифа: Рафаэль, Микеланджело и др.

Информация о работе Культурология как наука