Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, контрольная работа

Описание работы

Культурология — наука о куль-ре, изуч. наиболее общие закон-ти ее развития. Термин «культурология» образован от лат. cultura – «возделывание, обработка» и греч. logos – «учение». Сл. «культурология» появ-сь недавно, в конце 19 – начале 20 в. Конечно, кул-ра изуч. и раньше. Примерно до сер. XIX века этим заним. главным образом философия и история, затем другие науки - этнография, филология, антропология и т. д. Лишь во второй половине ХХ века кул-гия выделилась как самостоят. дисциплина.

Работа содержит 1 файл

Курсовая Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира (2).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

3)      Б.К.Малиновский(1884-1942) – разруш-е одного из институтов кул-ры неизбежно ведет к наруш-м в сис-ме социал-го взаимодейст-я. К.-способ соц.контроля,св.рода культур.стандарт жизни,котор.реализ-ся в традиц.об-ве.Она склад.на базе основ-х,естест-х потреб-й чел-ка,к котор.примык. и производ-е потребности.

В культур.организме взаимосвяз.функционир.:нравств-ть,религия,искус-во,наука,фил-фия,идеолог.,политика,мировоззрение и мн.др. Деят-ть к-ры как сис-мы представ.собой процесс, напрвл.на достиж-е определ-х целей и разреш-е определ.задач,стоя-х перед участ-ми культур.процесса.

Основ.фун-ции сис-мы к-ры:

 

1)       Ведущая – человекотворч.(гуманистич) – воплощ-т основ.цельк-ры – всесторон.развит-е чел-ка,его творч.способ-й и стрем-й духа. В ней осущ.основ.механизм зарож-яи формали-ии кльтур.ценностей(смыслов) –индивид. и коллектив.творч-во людей;

2)       Важнейш. – трасляцион.(нередко ее наз.фун-ей историч. Преемств-ти или информац.),связан. с передачей общечел.опыта.К.-слож.знак.сис-ма,универс.механизм передачи соц.опыта от покол.к пок-ю;

3)       Познават(гносеологич) – к. приобрет.способ-ть накап-ть богатейш.знания о мире и тем самым создавать благоприят.возмож-ти для его позн-я и освоен-я;

4)       Регулятив.(норматив) – связана срегули-м различ.сторон обществ.деят-ти и личной жизни людей.Эта фун-я опир.на такие норматив.сис-мы,как обычаи,мораль,право;

5)       Семиотич.(знак.) – приощ-е чел-ка к миру знак-в,овлад-е соответ-м инструментарием.Важнейш.сред-м овлад-я достиж-ми на.кул-ры остается литератур.яз.;

6)       Ценност.(аксиолог) – отраж.важнейш.качеств.сост-е кул-ры.К. формир-т у чел-ка вполне определ.потреб-ти и ориента-ии.Критерием соответ-й оценки выступ-т нравств.,интеллект или духов. содерж-е;

7)       Фун-ция приспособ-я(адаптац) – к. помог. Чел-ку прспосаб.к природ. и соц.услов-м и обстоят-м.Эта ф. проявл. на 2-х ур.:приспособ.к природ.среде и приспособ.к соц.среде.

Структур.подход.

Ядро(стержень) – стабил.целост-ть ведущ.ценност-х устан-к в конкрет.к-ре.Ядро к-ры содер-т доминир.черты кажд.ее эл-та и выступ.в роли основополаг. Принципа творч. актив-ти. Я.- набор метал-х св-тв,котор.обнаруж-т себя в деят-ти основ.форм к-ры,таких как религия,нравствен-ть,наука и т.д.Но именно благодаря ядру обеспеч-ся неповторим. Облик и эффектив-ть осуществ-я фун-ций,свойст-х кул-ре.

Переферия(внешние слои кул-ры) – ценности и формы,не порожд-ые ядром, но теснос ним связ-ые в силу историч.причин,а порой испыт-ие значит.влияние доминир-х(стержнев)ценностей.

Ядро обеспеч.устойч-ть и стабиль-ть к-ры, а переферия более склонна к новациям и менее устойчива.

Для отечест.кул-гии ХХ в. типичным было вычлен-е в к-ре таких состав-х, как материал. и духов. Тот культур.организм,с котор чел-к имеет дело в повседнев. жизни – это един-во материал. и духов. жизни самого чел-ка,неразрыв-ть всех тех материал. и духов.сред-в котор. он польз-ся, т.е. един-во материал. и духов.проявлений к-ры.

Материал.к-ра – к-ра труда и метариал.пр-ва,к.быта,к.топоса или местажит-ва,к.отношений чел-ка к соб.телу,физ-ру. Мат.к. – человеч «я»,отражен.в вещи, это чел.душа,воплощ.в вещах,это дух,нашед.св.предмет.выражение. С помщью м.к. опис. Разнообраз.ср-ва мат.пр-ва(энергетич и сырьев.рес-сы,геоологич, гидровлич и атмосфер состав-ие в технолог.мат.пр-ва). Также она содер-т в себе цен-ти прошлого(памятники архитектуры,археолог.объектыви т.д).Достиж-я м.к. могут способ.созд-ю различ.сред-в для воплощ-я творч.идей и замыслов ч-ка в его стрем. Улучшить мир и самого себя.

Духовн.к-ра выступ. как многогран. сис-ма феноменов интеллектал-эмоц.жизни чел-ка и охват познават.,интеллект и эстетич. деят-ть людей, а также философ.,нравств.,художеств.,правов.,педагогич.,религиозн срезы к-ры. она включ. с одной стороны,совокуп-ть резултатов духов.деят-ти, а с др.-и саму духов.деят-ть.

 

5)Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.

Ответ:  В истории человечества бывали всякие катаклизмы, прерывавшие культурно-историческую преемственность, когда приходилось начинать все едва ли не с начала. Таким примером являются "темные века", наступившие в Греции после расцвета Крито-Минойской цивилизации. Во II тысячелетии до н.э. на oстрове Кpит строились дворцы со своеобразной архитектурой и настенными росписями. Жители знали ремесла, изготавливали золотые украшения, осваивали письменность, совершали сложные культовые действия. Но уже к началу I тысячелетия до н. э. наступили "темные века", когда письменность и фресковая живопись были забыты, ремесла деградировали, а место каменных дворцов заняли постройки из соломы и глины.

  Бывало, правда, и наоборот, когда какой-то народ достигал высот культурного развития за кратчайшие сроки, как это произошло в Древней Греции с VIII по V в. до н.э. Этот феномен получил название "греческое чудо", и существуют различные объяснения того, каким образом греки сумели "изобрести" очень многое из того, что дошло до наших дней: от демократии до классической философии и театра.

  Если создание нового обычно называют творчеством, новаторством, новацией, то сохранение созданного - традицией. Понятно, что в культуре, как и в человеческой жизни вообще, одно от другого неотделимо. Ведь всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активней его будут осваивать, а значит превращать в традицию. Причем полное отрицание традиции всегда и везде ослабляло новаторские движение. Такого рода новаторство часто переходит в другую крайность - консерватизм. Не зная того, что было до нас, мы обречены открывать уже известное. А в результате дерзкие выпады против традиции оборачиваются возвращением к ней в самом примитивном виде. Поэтому творчество - это не игнорирование предшествующих форм жизни и культуры, а их творческое преобразование.

  Обычно процесс творчества связывают с вдохновением. Причем в самом этом слове заключено представление древних о том, что в творца через дыхание или как-то еще вселяется некая мистическая творческая сила. Однако с тем, как именно мы творим, т.е. каков его субъективный механизм, разбирается психология творчества.

  По большому счету основанием творчества является сама преобразующая целенаправленная деятельность человека. Элемент творчества возможен в любом действии человека с вещью. Причем открывать новое можно как целенаправленно, так и стихийно. Одно дело - направленное действие ученого, осознающего цель своих действий, средства и результат, и другое дело - случайное применение вещи в новом качестве, открывающее ее новое предназначение. А бывает, что результат спланированных действий выходит за рамки поставленных целей.

  Что касается механизма творчества, то человек способен творить и тогда, когда опредмечивает свои замыслы и способности в форме вещи, и тогда, когда распредмечивает произведение кого-то другого. Суть творческой деятельности - в вовлечении предмета в новые взаимосвязи, которых нет в природе или которые не предполагались его создателем. И тогда распредмеченный смысл может оказаться богаче и шире того, что сознательно опредмечивалось автором. Кроме того, новая культурная ситуация, в которой находится другое поколение, раскрывает иные грани в давно созданном произведении, как это часто, например, бывает в литературе. Таким образом, субъектом творческого процесса, безусловно, является человек, но новые идеи и смыслы он черпает не из самого себя, глубин сознания и подсознания, а из своего взаимодействия с действительностью.

  В бесконечном процессе распредмечивания люди обмениваются не просто предметами, а и способностями. Таким образом, выходит, что человек универсален не в силу многообразия его способностей, а наоборот, способности человека универсальны в силу универсальности способа нашего существования, нашей деятельности. Люди могут преобразовывать мир, исходя не только из своих потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого существа.

  Что касается красоты, то здесь речь идет не о мерке отдельного вида, а о внутренней мере мирового целого, о мировой гармонии. Оказывается, что и она может быть освоена человеком и выражена им в художественном творчестве. Эстетическая способность человека - это в первую очередь его умение смотреть на часть с позиции целого и за явлением видеть сущность. Данный момент всегда содержится в человеческом творчестве. И это относится не только к деятелям науки и искусства, в которых видят главных творцов мира культуры.

  Конечно, человек как творческое существо действует не в одиночку. Особая задача культурологического анализа - понять, как складывается сотворчество людей в определенную эпоху. Одно поколение людей, как известно, стоит на плечах другого. Таким образом, результаты творчества зависят и от личных усилий, и от объективных обстоятельств, к которым относится и культурное состояние эпохи.

  Произведение культуры, таким образом, может адекватно существовать только в общении людей. И в этом общении оно оживает и становится подлинным субъектом сотворчества, равным своему ныне живущему собеседнику.

6)Человек в мире культуры. Культура и свобода.

Ответ: Всякий чел-к принадлеж. к определ. К-ре:нац.,религ.,город.,семей.,запад.,восточ. и т.д.

1)                   Первой в истории моделью культр. чел-ка –античная(платоновская). Эта модель существовала одноврем. с древнекит., или конфуц. моделью. Платон и Конфуций – древ.фил-фы, мн. Размыш. О чел-ке. Согласно эт.мод. культур.чел-к – чел-к образован., умеющий влад. собой(способ. к самооблад.),нравств. По Платону такие люди – правители и их окруж. Тип антич. чел-ка – атлет. Он характер. физич. и духов. совершен-м.(утвержден. эсеттич. категорий – красота,мера,гармония). Но прекрас.тело – лишь часть гармонич.лич-ти.чел-к должен сочетать в себе и дух.совер-во.Дргреки счит.,что достиг.идеала можно через упражнения, воспит-е,обуч-е. Атлет наход.в гармонии с миром и живет зем.радостями.

2)                   Средневек.эпоха вывинула ин.кач-ва,прежде всего,это религ.образов-е и религ.мораль. Тип средневек. ч-ка – аскет. Глав.чертой было доминир.христиан.религии,выступ.как нов.мировоззрен.опора созн-я,выраж.запросы на свят.,чист. жизнь,возник. у ч-ка,утомлен.плотским активизмом позд.рим.антич-ю. Учен.мировоззрение реализ. в сис-ме образов.(религиоз.).Средневек.наука – осмыслен.сведений,подчерпн. из авторитет источника – Библии. Сущность нравств.идеала представ.единством веры,надежды и любви. Вера – особ.сост-е духа,ведущ. к Богу «свят.простота».Надежда олицет.идею божест.спас-я от греха через загроб.воздаяние,путь к котор. -  смир-е,следов.образцам повед-я,освящен.церковью.Любовь поним.в контексте взаимоотношений ч-ка с Богом,как связь с Ним,как устрем-е ч-ка к Нему. Аскет устрем-н к духов.един-ву с Богом. Образ а. – чел-к смирен.,духов.,страд.,жаждущ.искуп.грехов,благодат.спас-я,отказыв.от всех мир.благ.

3)                   Эпоха Возрожден. выдвинула гуманист.модель культур.чел-ка,,глав.треб-я котор. – широкая образов-ть и гуманист.нравств-ть.Тип чел-ка – гуманист. Гуманисты хотели возродить ценности и идеалы антич-ти.Мировоззрение было антропоцентрическим.Центр.фигура мироздания – чел-к,раскрыв.в себебогоподобие. Бог – начало всех вещей,источник и вдохновит-ль,а чел-к – центрзем.мира и творец соб.судьбы.Нов.ур.самосознания чел-ка, его отличит.черты:гордость и самоутверж-е,сознание соб.силы и таланта, жизнерад-ть и свободомыслие. Гуманисты восприним-ли чел-ка как наиб.прекрасное совершен.творение Бога,рассматр. Библей.выражение «по образу и подобию» как основ-е для надел-я ч-ка созидат.,творч.фун-ми,видя его предназнач-е на Земле в актив.созидат.дейст-и,в познан-и и преобраз-и мира, в украш-и мира своим трудом,в развит-е искусств,наук и ремесел.

4)                   Эпоха Нов.вр. – специализация в одной обл.знаний.(в связи с процессом раздел-я труда). Чел-к стан.испытателем при-ды,принуждая ее подчин-ся его воле и именно так раскрыв.св.тайны. Наука выступ.как носит-ль и выразит. В духов.мире чел-ка,в его кул-ре объектив.,общезнач.содержания,равно обязат-го для всех вне завис-ти от социал.,нац.,рас. и ин.различий между людьми. Станов-е науки завершило собой фомиров-е рационализма как отличит черты чел-ка Нов.вр,его образа мысли и обр.жизни.

5)                   Век Просвещения(18столетие). Новый тип чел-ка – просветитель. Все великие просветители-гуманисты 18в. Выступали как убежден.сторонники и защитники чел.свободы,как поборники широк. И универсал.развит-я чел.личности, как епримир.противники раюства и деспотизма.

6)                   Соврем. эпоха – важ.веха на пути постр-я моделей культур.ч-ка. Широкое образов-е,планетар.мышление,культур.плюрализм и нравственность – основ.треб-я к соврем.ч-ку. Развитие совр.кул-ры основ.на небывал.росте науч-тех.прогресса,потребит.отношении к прир-де,ее неогранич.эксплуатац.породили техноген и экологич угрозу,привели к возник.неизлеч.болезней,алкоголизму,наркомании и др.глобал.проблем,котор.невозможно разреш-ть по одиночке. – мланетар.мышление(сознание чел.-м св. един-ва).

Чел-к должен овлад.комплексом знаний, чтобы уметь к проблеме со всех сорон, с различ.т.зр. Он одновременно должен быть и экологом, и политиком, и психологом, и юристом, и историком. Он должен знать яз., на котор.говорят др.люди планты.

Важнейш.стан.треб-я культур.плюрализма. стремился мир.путем разреш. все спор.вопросы, предполаг. идея на согласие и компромисс, использов. диалога и взаимодействия. П-м означ-т уважение прав чел-ка,признание прав всех куль-р на существование и самое глав.толерантность,или терпимость.В кул-гии толерантность означ. уважение,принятие и правильное понимание богат.многообразия кул-р нашего мира,всех форм самовыражения и способов проявления чел.индивидуальности. Толерантности способ-ют знания,открытость,общение,также свобода мысли,совести и убеждений. Толерантность – гармония в многообразии.

             Культура и свобода.

   Чел-к – единственное существо на планете Земля, способное быть свободным. И чел-к – единств. существо, созидающее кул-ру. Чел-к живет в кул-ре с самого начала, с момента возник-я чел. рода. Именно кул-ра формирует его чел. качества, возвышает его над природой. Фил-фию наз. самосознанием кул-ры. Но к осозн-ю существа и смысла кул-ры, ее роли и места в жизни чел-ка и общ-ва фил-фия подошла, в общем, совсем недавно. Лишь несколько столетий назад, в эпоху Просвещения вошло в обиход само понятие кул-ры. Фил-фия, обогащенная идеями Возрождения, Реформации, мыслителей XVII в., все больше проник-сь сознанием того, что созид. Творч. Деят-ть чел-ка, направ. на формир-е мира кул-ры, явл. Выраж-ем его род. сущности. Как убедительно показал, развивая эту тему, В.М.Межуев, все это явилось подготовкой «философ. открытия кул-ры». Оно заключ. «в открытии особ. вида бытия – не божест. или природ., а собственно человеч., обладающего относит. независимостью и свободой по отношению к 1-ым 2-ум. Кул-ра в самом исходном своем определении – это все, что сущ-т в силу и в результате чел. свободы, явл.  ее предмет. воплощением. Открытие свободы в мире природ. и всякой ин. необходимости и стало причиной последующего обретения культурой в сознании людей своей собственной территории и границ».

Информация о работе Культурология как наука