Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:03, реферат

Описание работы

Культурология-область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.

Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.

Содержание

1.Культурология как наука.

2.Предмет ее задачи и цели.

3.Культура как система ценностей.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 56.37 Кб (Скачать)

Немецкие просветители в то же самое время, наоборот, подчеркивали «созидательный», прогрессивный характер культуры. По их мнению, культура -это переход от более чувственного и животного состояния к общественному укладу. В животном состоянии, как они считали, культура отсутствует. С её появлением осуществляется трансформация человечества от стадного характера общего существования к общественному, от неконтролируемого к организационно-регулятивному, от некритического к оценочно-рефлексивному.

В конце XIX века, наследуя просветительские идеи о прогрессивной динамике общественной жизни, немецкий экономист и философ

Карл Маркс (1818 -1883), основываясь на материалистическом понимании истории, выдвинул в качестве глубинного основания

культуры материальное производство, что привело к делению  на материальную и духовную стороны  культуры при доминировании

первой. К. Маркс  расширил содержательные границы культуры, включив в неё не только духовные, но и материальные

образования. Однако заслуга Маркса еще и в том, что он обосновал связь культуры со всеми сферами социальной жизни, показал

культуру во всем социальном производстве, во всех социальных проявлениях. Кроме того, он увидел в культуре функциональную

способность связывать  историю человечества в единый целостный  процесс.

Первую попытку  определения культуры сделал английский этнограф Эдуард Бернард Тайлор (1832 -1917), основоположник

эволюционистской  школы, который понимал культуру как сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства,

нравственности, законов, обычаев и некоторых  других способностей и привычек, усвоенных  человеком как членом общества». Его

заслугой является то, что он дал довольно широкое  понимание культуры, которое охватывает большой круг жизненных

общественных  проявлений.

Культура в  понимании Тайлора предстает  как простое перечисление разнородных  элементов, не связанных в систему. Кроме того,

он утверждал, что на культуру можно смотреть как  на общее усовершенствование человеческого  рода. Именно эта идея и попытка

переноса идеи Ч. Дарвина на общественное развитие легли а основу эволюционизма.

В подходе Э.Б. Тайлора к определению культуры заложена еще одна веха в становлении понятия культура. Это исследование

соотношения понятий  культура и цивилизация. Цивилизация  иногда выступает как уровень, ступень  развития культуры. Тайлор не

делает различий между культурой и цивилизацией, для него культура и цивилизации в широком этнографическом смысле -

тождественные понятия. Это характерно для английской антропологии. Однако в немецкой (О. Шпенглер, А. Вебер, Ф. Теннис) и

русской традициях (Н.А. Бердяев) цивилизация и культура противопоставляются. Культура понимается как "органическое"

состояние общества, которому свойственны духовность и  свободное творчество. В области  культуры лежат религия, искусство,

нравственность. Цивилизация, использующая методы и  орудия, не имеет духовной составляющей, рациональна, технологична, По

О. Шпенглеру, это  «мертвое время» культуры.

Одним из первых приблизился к пониманию культуры как некоторой системы английский социолог Герберт Спенсер (1820 -1903),

который рассматривал общество и культуру как организм, где есть свои органы и части тела. И здесь существенно не то, что

происходит отождествление культуры с физиологической природой организма, а то, что разные части  социума, имея свои функции,

находятся в  единстве.

Также рассматривая культуру как единый организм, немецкий историк культуры Освальд Шпенглер (1880 -1936) делает дальнейший

шаг вперед, показав  в своей работе «Закат Европы», что  каждый культурный организм является не постоянным, а динамичным. Но

динамика эта  находится в границах определенного  цикла: рождение, расцвет, смерть, как  у любого биологического организма.

Особенно важно  то, что культурную сущность такого организма Шпенглер видел во внутреннем строе души того или иного народа.

Таким образом, Шпенглер оказался в рамках трактовки  психологической сущности культуры.

С именами английских антропологов Альфреда Реджинальда  Рэдклиффа-Брауна (1881 -1955) и Бронислава Малиновского (1884 -

1942) связан дальнейший этап в научной трактовке культуры. Они одними из первых выделили в природе культуры её

деятельностную  сущность. Рэдклифф-Браун, понимая культуру как живой организм в действии, полагал, что изучение структуры

этого организма  включает в себя изучение функций  структурных элементов и в  отношении друг к другу, и в  отношении к целому.

Малиновский напрямую связывал культуру, её функционирование с удовлетворением деятельностных потребностей.

В 50-е годы XX в. приходит осознание того, что культура - такое содержание общественной жизни, которое обеспечивает

целостность и  жизнеспособность общества. Поэтому  у каждого общества своя культура, обеспечивающая воспроизводство и  его

жизненность. В  силу этого нельзя оценивать культуры по принципу «хуже -лучше», более развита  или менее. Так возникает теория

культурного релятивизма (М. Херсковиц), в рамках которой формируется  представление о том, что в основе культуры лежит

система ценностей, определяющая отношения «человек - миря.

Представления о культуре были расширены тем  интересом, который был проявлен к ней австрийским психоаналитиком Зигмундом

Фрейдом (1856 -1936), связавшим культуру с психическими стереотипами. Именно в рамках психологической антропологии

происходит включение  личности в культуру.

Следующий этап обогащения понятия культуры связан с идеями структурализма, который  получил распространение и как  научное

направление, и  как методология исследования феноменов  культуры (мы остановимся на анализе этого направления ниже).

И так основные вехи в истории и логике становления  понятия «культура»:

- появление термина, его первоначальная связь с возделыванием, обработкой, облагораживанием земли (т.е. природы);

- оппозиция естественное (природное) - культурное (сотворенное человеком): французский просветитель Ж.Ж. Руссо;

- духовная сторона общественной жизни, её ценностный аспект: немецкие просветители;

- разделение на материальную и духовную культуру, доминирование материального производства, понимание истории культуры как единого целостного процесса: марксизм;

- первое научное определение культуры путем перечисления разнопорядковых элементов, не связанных в систему: Э.Б. Тайлор; -соотношение понятий культура и цивилизация;

- аналогия между культурой и живым организмом, все части которого, выполняя свои функции, находятся в единой динамичной системе;

- выявление функций структурных элементов культуры в отношении между собой и по отношению к целому: функционализм;

- относительность сравнения ценностных установок культур в силу их самобытности, целостности и жизнеспособности: культурный релятивизм;

- включение личности (с ее сознанием и подсознанием, рациональными и иррациональными моментами) в культуру: психологическая антропология, психоанализ;

- распространение метода структурной лингвистики на различные области социокультурной действительности, воссоздание системы символов, отражающих строение культуры: структурализм.

От вполне ограниченного, узкого понимания культуры, носящего романтический, субъективный оттенок, общественная мысль

переместилась в сферу познания всего мира созданной  человеком «второй природы», применяя в этом познании общепринятые в

науке методы и  руководствуясь в оценке результатов  современными критериями научности, такими как логичность,

непротиворечивость, возможность экспериментальной  проверки.

Более того, к  настоящему времени сформировался  и собственно культурологический метод анализа, который используется не

только в специализированных исследованиях культуры, ной в  других областях знания.

Сказанное не означает, что романтические представления  о культуре полностью ушли из общественного  сознания: в обыденной

жизни они, безусловно, доминируют (хотя бы в представлениях о том, что «культурный» человек должен посещать театры, читать

книги и т.п.), узкое понимание культуры имеет  место в средствах массовой информации, бытует в среде технической интеллигенции,

полагающей, что  есть наука, а есть культура.

Культурологический  метод анализа, находится в стадии становления, еще достаточно трудно с максимальной долей

определенности  зафиксировать именно культурологический аспект исследования феномена культуры, так как культурология -

интегративное знание, которое формируется в  пограничных, междисциплинарных областях, оперирует материалом, накопленным

историей культуры, опирается на результаты этнографических, социологических, психологических  и других исследований.

Культурология, находящаяся в поле напряжения между  социально-научным и гуманитарным подходами, в качестве объекта имеет

весь мир искусственных  порядков (вещей, сооружений, окультуренной  территории, исторических событий, технологий

деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий, символов, языков коммуникации и т.п.), а в качестве специального

предмета исследует  процессы генезиса и морфологии культуры, ее структуры, сущности и смысла, типологии, динамики и языка.

Заключение

Перспективы развития культурологии как науки и  как сферы практической деятельности видятся одновременно в трех

направлениях.

Во-первых, на пути сближения с социологией. Понимание  культуры как системы социальных технологий по выработке ценностных

ориентации общества, создание комплекса духовных принципов  человеческой жизнедеятельности, инструмента  самопознания и

само идентификации  человеческих коллективов, системы  информационно-коммуникативных полей  обмена информацией и

наследования  социального опыта - все это формирует  проблемное поле для культурологических и социологических исследований.

Во-вторых, на пути определенной экологизации культурологического  знания, сближения его с некоторыми областями социальной

географии, экологии, социоестественной истории, а также  с поисками природно-культурной гармонии.

В-третьих, в сближении культурологии с информатикой, при необходимости понимания культуры как специфического языка

социально-информационных связей, и информационного поля человеческой цивилизации - как поля ее культуры. 

2. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.

3.  Кармин А.С. Культурология:учебник/А. С. Кармин. -2-е изд., перераб. идол. -СПб.: Издательство «Лань»,2003.

4.  Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н, - 2-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ, 2002.

5. Лосев А.Ф. Философия. Мифолотя. Культура.: М. 1991. 

Волга ГАЗ 3110 ЗМЗ-4062 датчик температуры проверка 
Электрическая модель измерения датчика температуры 
   
1 – переменный резистор 10 ком; 
2 – аккумуляторная батарея; 
3 – вольтметр; 
4 – миллиамперметр; 
5 – датчик. 
 
 порядок Осуществления 
Насаживаем на выводы датчика остаток полихлорвиниловой трубки, вставляем в них оголенные на 7–8 мм концы проводов и компонуем схему, изображенную ниже. 
Последними подсоединяем кабеля к клеммам аккумуляторной батареи, убедившись, что модель собрана правильно. 
 
Переменным резистором при помощи миллиамперметра монтируем ток в цепи в интервале от 1 до 1,5 ма. 
Вольтметром измеряем напряжение в цепи при комнатной температуре (около 20°с). 
 
Последовательно опуская датчик в нагретую до температуры 25, 40, 60, 80, 90 и 100°с воду по показаниям вольтметра составляем тепловую характеристику датчика. 
Характеристика датчика температуры* 
 
Температура, °с 
 
Напряжение, В 
 
25 
2,98 
30 
3,03 
40 
3,13 
50 
3,23 
60 
3,33 
70 
3,43 
80 
3,53 
90 
3,63 
100 
3,73 
* Для датчика 19.382. с током питания 1,5 ма. 
 
У исправного датчика напряжение в цепи должно быть недaлеким к величинам указанным в таблице. 
Неисправный датчик заменяем. 
Монтируем датчики температуры в обратной очерёдности. 
Перед монтажем датчика охлаждающей жидкости на место, наносим на его резьбу герметик. 
Волга ГАЗ 3110 ЗМЗ-4062 датчик температуры проверка 
 

Информация о работе Культурология как наука