Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:03, реферат
Культурология-область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.
Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.
1.Культурология как наука.
2.Предмет ее задачи и цели.
3.Культура как система ценностей.
Вопросы:
1.Культурология как наука.
2.Предмет ее задачи и цели.
3.Культура
как система ценностей.
1.Культурология как наука.
Культурология-область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.
Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.
Культурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность, специфическую функцию и модель человеческого бытия. Происхождение термина связано с именем
Уайт Лесли Алвин (1900-1975) - американский культурантрополог и культуролог. Позитивной чертой неэволюционистской концепции Уайта является стремление обосновать характер культуры. Уайт подразделял культуру на три подсистемы:
1) Технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т. п.)
2) Социальную (типы коллективного поведения)
3) Идеологическую (идеи, верования, знания)
В этой иерархии подсистем основной является технологическая, а остальные, производные от первой, вторичными.
Уайт сформулировал общий закон развития культуры: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество
обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления
энергией, или то и другое вместе». В книге «Наука о культуре» (1949) ввел в научный обиход понятие «культурология», которое органически вошло в понятийный аппарат гуманитарных и общественных наук. Уайт определил различие между социологией и культурологией: социология - наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием, тогда как культурология изучает не взаимодействие человеческих индивидов, а элементы культуры (обычаи, институты, коды, технологии, идеологии и др.), следовательно, предмет культурологии - содержание общественной жизни.
В России культурология связана с искусством и просветительством, на западе с социологией и этнографией. Науки о культуре социальная и культурная антропология, социология, структурная антропология, семиотика, постструктурная лингвистика (постмодернизм).
Методы культурологи:
1. Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
2. Синхронистический - исследование, в том числе сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
3. Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в национальной культуре.
4. Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
5. Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
6. Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сект-Бее. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
7. Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
8. Психологический подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
Современное понимание культурологии как науки
В 20 веке культурология
конституируется как
Объект и предмет культурологии - закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенац.
уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-купьтур общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-нравственной, политической жизни, развитию истории, экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного «культурного пространства» как естественной среды становления и развития
человека.
Объект познания культурологии - культура как исторический социальный опыт людей, социокультурный опыт, закрепленный в паттернах, традициях и нормах, обычаях, законах.
Предмет культурологии изучение содержания, структура динамики и технологий функционирования этого социокультурного опыта в ракурсах его генезиса.
Направления культурологии :
Социальная - изучает функциональные механизмы социокультурной организации жизни людей.
Гуманитарная культурология- концентрируется на изучении форм и процессов самопознания культуры, воплощенных в различных
текстах культуры.
Фундаментальная
культурология-разрабатывает
Прикладная культурология- использует фундаментальные знания о культуре в целях решения практических задач, а также для прогнозирования, проектирования и регулирования культурных процессов.
Социальные перспективы
культурологии - в ходе информационной
революции неизбежно наступит этап
революции в области прогнозирования
и проектирования, который поднимется
на новый уровень эффективной методики
управления любыми процессами, где собственно
и будет востребована культурология.
2.Предмет ее задачи и цели.
Предмет культурологи:
1. Исследование процессов создания и приобщения к миру абсолютных ценностей.
2. Исследование общества с точки зрения его способностей к созданию условий для духовного творчества развитой личности.
3. Исследования содержания и форм феноменов культуры, их пространственно-временные взаимосвязи.
4. Исследования культуры как одной из технологий самоорганизации общества.
5. Исследования культурного контекста различных исторических явлений, теорий социальных систем.
Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Само слово культура переводится с латыни как возделывание, обработка и первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. Уровня развития производства. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие культура концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества .
Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.
Сомнение в идеи механического, предопределенного прогресса создало предпосылки для принципиально новых подходов к анализу социальных явлений. Специфическое понимание культуры связано со становлением в конце XVIII - начале XIX вв. романтизма как художественного направления и специфического видения мира. В своем поиске иррационального, духовного романтики стремились выявить неповторимое своеобразие национальных черт в характере, быте, способах существования и деятельности народа.
Именно в недрах национальной философии зародилась культурология. Как социальная теория культурология рассматривает общество как результат реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве и т.д. Предметом культурологии, естественно, является сама культура. Но под культурой понимается уникальный социальный организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалрующих ценностных ориентации.
Если основной задачей историзма является изучение движущих сил истории и выявление основного (общего) закона развития человечества, то перед культурологией стоит множество более конкретных проблем: изучение движущих сил и особенностей развития каждой отдельной культуры.
Наиболее важная
особенность культурологии
Задачи и цели культурологи:
1. формировании способности к предвидению социально-экономических, экологических и нравственных последствий профессиональной деятельности;
2. развитии способности и интереса к творческой деятельности, потребности в непрерывном самообразовании;
3. привитии нравственных, этических и социальных понятий, необходимых для деятельности в интересах общества, формирования личной философии и достижения личного успеха.
Методология культурологии выделяет одну, основную задачу культурологии как отрасли научного знания - анализ процессов и тенденций социокультурной среды современности.
Основная задача (цель) культурологии - установить причины смерти культуры или основу ее существования, секрет долгожительства.
Культура не
существует вне человека. Она изначально
связана с человеком и
таковым. Образование, воспитание- это ни что иное как
овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура означает приобщение человека к социуму, обществу.
Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становиться Любой человек, взрослея прежде всего овладевает той культурой, которая уже была создана до него, осваивает социальный опыт, накопленный его предшественниками. Овладение культурой может осуществляться в форме межличностных отношений и самообразования. Огромна роль средств массовой информации-радио, телевидения, печати.
Осваивая накопленный ранее опыт, человека может внести свой собственный вклад в культурный слой.
Процесс социализации- это непрерывный процесс овладения культурой и вместе с тем индивидуализации личности, ценности культуры ложатся на конкретную индивидуальность человека, его характер, психический склад, темперамент- менталитет.