Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 09:03, реферат
Культурология-область знания, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность.
Культурология - наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности.
1.Культурология как наука.
2.Предмет ее задачи и цели.
3.Культура как система ценностей.
Культура- это сложная система, вбирающая и отражающая противоречия всего мира. В чем они проявляются :
1. В противоречии между социализацией и индивидуализацией личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируется, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.
2. В противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она предоставляет человеку. Норма и свобода- два полюса, два борющихся начала.
3. В противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ее организме.
Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.
3.Культура как система ценностей.
Понятия ценности и ценностной ориентации в мире настолько важно для культуры, настолько составляет ее сущность, что мы можем смело определить культуру как систему ценностей. Что же подразумевается в культурологии под ценностью?
Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что в жизни для него представляется важным, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. Естественно, что разные люди (и разные культуры) определяют свой ценностный мир по-своему. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению и т.п. В общем виде ценность можно определить и как нечто такое, без чего данная культура оказывается ущербной, эмоционально-дискомфортной. Применительно к культуре личности можно сказать, что ценность есть то, без чего существование этой личности полностью или частично теряет смысл: такой ценностью являются, например, любимый человек для влюбленного, дети для родителей, наука для ученого и т.д. Всякая система ценностей динамична и подвижна: она изменяется во времени с возрастом, сменой жизненных обстоятельств и т.п.
В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому мы говорим об их системе, так как они, как правило, не хаотично сосуществуют, а определенным образом упорядочены. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Есть уровень верховных, или абсолютных ценностей, при утрате которых существование культуры в данном виде абсолютно теряет смысл. Таких ценностей немного, а часто верховная ценность вообще только одна. Ниже располагаются ценности менее высокой значимости и т.д. Можно, например, предложить такую систему ценностей (расположенных по убывающей): семья, свобода, репутация, Бог, природа (разумеется, список неисчерпывающий). Эти же ценности можно расположить и в других иерархических последовательностях, например: свобода, репутация, семья, природа, Бог или Бог, репутация, семья, природа, свобода. Возможны, естественно, и другие варианты, и другой набор ценностей.
Иерархия ценностей в принципе достаточно динамична: например, при лишении человека какой-то из низших ценностей она может занять место высшей. Допустим, когда человека лишают свободы, тогда именно она становится высшей ценностью, хотя ранее она вполне могла не осознаваться как таковая.
Заметим, что здесь и далее мы будем иметь в виду лишь ценности идеальные, духовные, а не материальные. Последние обеспечивают человеку физический комфорт (вода, пища, здоровье, наличие полового партнера, богатство, хорошие бытовые условия и т.п.) и, таким образом, не имеют прямого отношения к культурологической проблематике: это ценности не культуры, а цивилизации или же природы. Культурный же комфорт обеспечивают ценности духовные. Однако это не означает, что духовные ценности всегда будут стоять выше материальных и определять культуру. В ряде эмоционально-ценностных систем все может обстоять совсем наоборот: удовлетворение материальных потребностей будет вполне обеспечивать культурный комфорт, так как их достижение будет служить основанием для довольства собой и миром. Очень часто физический комфорт служит необходимой и достаточной предпосылкой комфорта душевного, но это нельзя считать универсальной закономерностью: человек может быть счастлив, даже испытывая тяжелые физические лишения, если его вдохновляет духовная система ценностей. Так, по мысли Маяковского, счастливы защитники революции: «Мы — голодные, мы — нищие, с Лениным в башке и с наганом в руке»; так, в поэме Твардовского «За далью — даль» поэт, когда он творит, «может быть больным и старым, усталым — счастлив все равно». И наоборот, полный материальный комфорт, без комфорта душевного, без примиренности с миром, Богом, самим собой еще далеко не обеспечивает счастья: примерами могут служить герои русской классической литературы, от Онегина и Печорина до чеховского Лопахина.
Ранее мы говорили и будем говорить в дальнейшем не просто о ценностных ориентациях, но об эмоционально-ценностных. Дело в том, что жизненные ценности — плод деятельности не только ума, но и сердца, и души, которая не менее деятельна, чем разум. Ценности эмоционально переживаются, их наличие обусловливает положительные эмоции радости, восторга, удовлетворения. И наоборот отсутствие, утрата ценностей, а иногда и просто сомнение в них стороннего человека вызывают эмоции отрицательные — обиду, гнев, раздражение. Таким образом, именно ценностями обусловлено состояние эмоционального комфорта или дискомфорта личности.
Важной вехой в становлении понятия стали идеи немецкого просветителя Иоганна Готфрида Гердера (1744 -1803), который трактовал культуру как ступень совершенствования человека и прежде всего ступень развития наук и просвещения. В его трактовке культура - это то, что сплачивает людей, выступает стимулом развития.
Другой немецкий
мыслитель Вильгельм фон
Список литературы:
1. Гуревич П.С. Философия культуры. - М., 1995.
2. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Маркова А.Н, - 2-е изд. 2002.
3. Лосев А.Ф. Философия.
Мифолотя. Культура.: М. 1991.
Выше уже говорилось о том, что конкретных жизненных ценностей существует великое множество, которое, пожалуй, не поддается даже простому перечислению. Но в то же время можно провести обобщение, типологизацию эмоционально-ценностных ориентаций. Эта возможность связана с тем, что в истории человечества существует относительно небольшой набор универсальных, типологических эмоционально-ценностных ориентаций. Поэтому в дальнейшем мы будем говорить об эмоционально-ценностных ориентациях, как об общих категориях культуры. При этом типы эмоционально-ценностных ориентаций оказываются инвариантными по отношению к конкретным ценностям. Поясним это примером. Существует, скажем, такой тип эмоционально-ценностной ориентации, как героика. Она существовала во все века и утверждала самые различные ценности — домашний очаг, родину, честь и достоинство, светлое будущее и т.п. Но независимо от того, на какие конкретные ценности была направлена эта эмоционально-ценностная ориентация, она в любом случае оставалась героикой — в этом и заключается смысл понятия инвариантности.
Типы эмоционально-ценностных ориентаций связываются в некоторую систему, которую можно представить следующей условной схемой:
0 1 2 3 4 5 6
эпичность
трагизм героика романтика
драматизм юмор инвектива сатира цинизм
За позицию «0» здесь принимается состояние невыделенности личности из мира, а следовательно, отсутствие эмоционально-ценностной ориентации как таковой. Данное состояние применительно к человеку и человечеству является, в сущности, теоретической абстракцией: это докультурное бытие, на практике не реализующееся. Однако интересно, что модель именно такого состояния зафиксирована во множестве мифов о первой стадии творения жизни и человека («золотой век» античной мифологии, Адам и Ева до грехопадения и т.д.). Подобного же рода состояние часто выступает как конечная цель развития человечества во многих утопиях: оно мыслится как полное снятие всех противоречий, достижение абсолютной гармонии мира и человека, когда отпадает необходимость в культурном ориентировании.
Все
остальные эмоционально-
Позиции
в приведенной выше схеме располагаются
не произвольно, а фиксируют важные
с точки зрения системы связи и отношения.
Отметим, во-первых, что эмоционально-ценностные
ориентации располагаются парами, за исключением
непарной иронии, о которой речь ниже.
Принцип парности — один из важнейших
и основополагающих в этой системе. Его
реальный смысл в том, что эмоционально-ценностные
ориентации в парах компенсируют друг
друга, создавая относительно устойчивую
подсистему, так как каждый, отдельно взятый
тип не является самодостаточным: он односторонне
определяет отношения личности и мира,
почему и является ущербным, неполноценным.
В случае декомпенсации, то есть отсутствии
пары в доминанте той или иной культуры
она становится нестабильной. Конкретную
реализацию принципа парности мы увидим
в дальнейшем.
Для современного понимания культуры весьма важной представляется игровая теория культуры, принадлежавшая Хейзинге,
который считает игру основой и источником культуры. Он отмечает, что игра старше культуры, ведь основные черты игры уже
присутствуют в мире животных. И все же игра перешагивает биологические рамки, присутствует во всех формах рациональной
деятельности человека: искусстве, философии, праве и многом другом.
Теории архетипов культуры, принадлежавшей К. Юнгу. Архетипы культуры заложены в психике человека, в ее наиболее глубоких
слоях - коллективном, бессознательном. Архетипы, проецируясь на внешний мир, определяют своеобразие культуры, важнейшей
является идея Юнга о сакрализации как действенном способе формирования реальной культуры: ценности и установки того или
иного типа культуры освещают в коллективном сознании, переносятся в него из бессознательного, воспринимаются как священные
ценности, не подлежащие критике.
П. А. Сорокин является одним из крупнейших социологов и культурологов 20 века. Он создатель теории социальной стратификации
(социального расслоения) и социальной мобильности. Исторический процесс есть циклическое колебание культур, каждая из
Сорокин выделяет три типа культур:
1. Чувственный - преобладает непосредственное чувственное восприятие действительности.
2. Идеациональный - преобладает рациональное мышление.
3. Идеалистический - преобладает интуитивное познание.
Приведенная характеристика отдельных школ и концепций весьма условна. Эта условность связана с «размытостью» границ между подходами, и с тем, что многие основные содержательные моменты и идеи, содержащиеся в одних концепциях, используются или включены в теоретические построения в других.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ
ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ
Этимология термина «культура» восходит к латинскому сиКига -обработка, возделывание. Возникнув в эпоху земледелия, слово сиКига зафиксировало меру участия человека в облагораживании природы. Долгое время, данное понятие употреблялось для определения влияния человека на природу, для выявления тех результатов, которых достигал человек в овладении ев силами. К концу XVII века в трудах немецкого ученого Пуффендорфз (1684 г.) культура предстает в обобщенном виде как содеянное человеком без учета в нем и окружающей среде природного. Возникает точка зрения, что «культура» - это контркультура. Пуффен-дорф придал термину «культура» ценностную окраску, указав на то, что культура по своему назначению, по своей значимости является тем, что возвышает человека, выступает как результат собственной деятельности, дополняющей его внешнюю и внутреннюю природу. В такой трактовке и феномен, и термин «культура» приблизились к научному пониманию. Но все же как самостоятельное явление социальной жизни, достойное и требующее научного исследования, культура была осознана и рассмотрена во второй половине XVIII в. в эпоху Просвещения. Просветители (в частности, Жан-Жак Руссо) выделили культуру как нечто, как явление, которое противостоит естественной среде, естественной Природе. Руссо трактует культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Поэтому и функция культуры у Руссо - разрушающая. Культурные народы, по его мнению, «испорченные», морально «развращенные» по сравнению с «чистыми» первобытными народами.