Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:36, реферат
Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.
Введение.
Основные тезисы работы
Степень разработанности проблемы.
Основание праздника как феномена культуры.
Антропологические предпосылки возникновения праздника.
Праздник как форма выражения и моделирования эстетического отношения человека к миру.
Структурная организация праздника.
Ритуал как символьно - коммуникативное пространство праздника.
Эстетическая рефлексия как мера целостности праздника.
Специфика эмоционально-психологических и когнитивных процессов в празднике.
Динамика эстетических эмоций в празднике.
Праздничное мироощущение.
Заключение.
Литература.
Вопрос об истинности
праздничного постижения бытия нельзя
рассматривать в ключе
Динамика смыслопорождения в празднике базируется на переживании модификаций красоты, которое наиболее продуктивно можно описать посредством эстетических категорий, отражающих многообразие оттенков чувственно-рационального постижения бытия.
Динамика эстетических эмоций в празднике эстетическая рефлексия получает обоснование в ключе своего развития. Дабы проследить динамику эмоций человека в контексте эстетической рефлексии в празднике, мы воспользовались алгоритмом развивающейся красоты, предложенным В.М. Видгофом. Анализ праздника сквозь призму эстетических категорий оказался достаточно эвристичным, поскольку позволил обнаружить в празднике алгоритм продуцирования оптимистического пафоса культуры. «Секрет» оптимизма кроется в интенции празднующего человека на идеал, который содержит в себе меру прекрасного. Ритуал праздника, который структурируется по формуле «жизнь – смерть – жизнь», на эмоционально-рациональном уровне переживается как осознание человеком утраты и обретения меры прекрасного. Процесс поиска и фиксации меры прекрасного отражают категории трагического и комического, которые предлагают альтернативные пути обретения идеала. В результате праздник становится пространством рефлексии человека по поводу своей победы над дисгармонией бытия, в котором человек не только черпает надежду и веру в свои силы, но и ощущает чувство свободы как момент снятия противоречий в мирочеловеческих отношениях. Процесс поиска идеала, его фиксацию и рефлексию по поводу достигнутого характеризует понятие самовозвышение, которое в аспекте эстетических категорий близко понятию катарсиса.
Праздничное мироощущение предлагается философско-культурологическое обоснование цели и смысла эстетико-рефлективной доминанты праздника. Организуя праздник, либо попадая в уже организованное праздничное пространство, человек непременно настраивается на эстетическую рефлексию его идеи, образов, символов и тем самым задает его смысловую континуальность. Однако не всегда процесс эмоционально-аксиологической экспертизы праздничного «содержания» приводит к переживанию обретенной гармонии с миром. Причиной тому могут стать утрата роли ценности, воспеваемой в празднике, а также забвение кода, с помощью которого могут быть осмыслены символы и ритуал. В том случае, если ценность, идея и символико-ритуальное пространство праздника находят эмоционально-аксиологический «отклик» в душе празднующего человека рождается праздничное мироощущение как индивидуальное переживание смыслосообразности сотворенного события. Понятие «праздничное мироощущение» появилось в теории праздника благодаря А.И. Мазаеву, который качественно определял его как чувство свободы. Праздничное мироощущение становится кульминационным моментом эстетической рефлексии участников события и переживается как «сплошность», охарактеризовать которую на эмоционально-психологическом уровне можно как радость, на когнитивном уровне как фиксацию смысла бытия (целостности экзистенции, социальной жизни и космоса), на уровне эстетических эмоций как обретение меры прекрасного или возвышенного, на уровне целостного мироощущения человека как свободу и истинное счастье. Именно это сущностное качество праздника уловил естественный язык, экстраполируя специфику праздника на другие феномены культуры и состояние души человека.
Эстетическая рефлексия участников праздника задает меру (границы), определяющую качество и целостность праздника как системно-событийного феномена, а праздничное мироощущение как результат динамики эстетических переживаний человека служит критерием смысло- и целесообразности сотворенного события.
Более того, праздничное мироощущение выступает критерием оценки смыслосообразности культурной жизнедеятельности в целом, поскольку рождается только в момент осознания человеком своей способности строить мир культуры как естественный, т.е. по законам гармонии.
Эстетическое сознание человека, фиксируя социокультурный опыт обретения мирочеловеческой гармонии, провоцирует потребность закрепить этот опыт в ритуале, дабы сохранить алгоритм его становления в контексте эмоционально-аксиологической оценки и множить переживание праздничного мироощущения, становящегося мощным катализатором оптимистического пафоса культурного самоосуществления.
В итоге праздник
предстает как деятельность, моделирующая
в символико-ритуальной форме эстетическое
отношение человека (социума) к опыту обретения
гармонии с миром, и которая превращается
в программу освоения действительности
по законам красоты.
Литература