Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:36, реферат
Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.
Введение.
Основные тезисы работы
Степень разработанности проблемы.
Основание праздника как феномена культуры.
Антропологические предпосылки возникновения праздника.
Праздник как форма выражения и моделирования эстетического отношения человека к миру.
Структурная организация праздника.
Ритуал как символьно - коммуникативное пространство праздника.
Эстетическая рефлексия как мера целостности праздника.
Специфика эмоционально-психологических и когнитивных процессов в празднике.
Динамика эстетических эмоций в празднике.
Праздничное мироощущение.
Заключение.
Литература.
Искусство и
праздник рассматриваются как две
альтернативные формы моделирования
эстетического отношения
Специфика праздника
в контексте игровой
Творчество рассматривается как атрибутивно-функциональная характеристика праздника, обнаруживающая свою специфику в интрогенном аспекте. Для праздника наиболее характерны спонтанные формы творческой самореализации человека, что, однако, не исключает необходимость предварительной эстетизации человеком пространства и собственного образа в процессе подготовки к торжеству. Анализ генетических предпосылок творческой природы праздника обнаруживает ее основу в мифологической идее творения мира из хаоса, а также в архетипичном для моделирования праздничного пространства образе Золотого века, выражающего представление об идеальном мироустройстве.
Итогом первой главы диссертационного исследования стал вывод о том, что специфика праздника генетически обусловлена способностью человека к эстетическому мироотношению, и в этой эстетико-рефлективной сущности праздник обретает свою качественную определенность в культуре.
Предложенная идея позволила выделить сущностное основание для типологизации праздников в культуре. Каждая из моделей праздничных ритуалов есть результат фокусирования эстетической рефлексии на том или ином аспекте опыта обретения мирочеловеческой гармонии, представленного в мифе, что позволяет классифицировать все праздники на основании их структурно-ритуальной специфики, определяемой структурой типичных мифологических сюжетов.
Таким образом,
эстетическое отношение человека к
миру моделируется как символико-ритуальное
выражение эмоционально-
Структурная организация праздника проводится анализ организации праздника как процесса и результата его системной упорядоченности, учитывающий единство его структурных и событийных характеристик. Термин «хронотоп», введенный в научный оборот М.М. Бахтиным, обозначает материализацию времени в пространстве и наиболее адекватен для пространственно-временной характеристики структуры праздника.
Характеристики праздничного хронотопа последовательно раскрываются такие уровни праздничной организации как целесообразность праздничной деятельности, праздничная идея и праздничная темпоральность.
В единстве своих
формальных и идеальных уровней
праздник функционирует как
Побудителем праздничной деятельности выступает потребность в актуализации какой-либо ценности, а конечная цель праздника – представить ценность как идеал, как воплощение смысла культуры. Праздничная деятельность преследует цель зафиксировать в ритуальных формах тот социокультурный опыт, в котором мера человека (свободы) утверждает себя в мире, основываясь на принципе гармонии, т.е. через снятие своего антагонизма с мерой природной необходимости. Актуализируя и фиксируя в своем символическом пространстве ценностные ориентиры различной культурной активности, праздник как эстетическая рефлексия соотносит их с красотой как целостно-интегративным синтезом всех идеалов. И в этом своем проявлении праздник выступает аксиологическим индикатором, оценивая степень оправданности, смысло- и целесообразности той или иной человеческой деятельности.
Актуализация
ценности в празднике происходит
через выражение участниками
торжества своего к ней отношения.
Поскольку это отношение
Праздник осуществляет актуализацию ценности через свою идею, идею каждого конкретного праздника, хотя можно обнаружить структурное и смысловое сходстве всего многообразия праздничных идей.
Инвариантность
праздничной идеи проявляется следующим
образом: ее ядро составляет какое-либо
событие в жизни индивида, группы
или социума, которое противопоставлено
некоему кризисному периоду времени
(М.М. Бахтин); это событие рассматривается
как опыт обретения идеала красоты
(опыта обретенной гармонии с миром)
и требует его символико-
Концептуализация
праздника в аспекте его
Для праздника важно создать эффект того, что между сакральным событием и настоящим присутствием в культуре нет временного разрыва. Здесь и сейчас происходит то, что имело место там и тогда, и время для нас теряет смысл, потому что смысл – в том идеале, в том вечном миге, в том моменте бытия красоты, который имел место когда-то и остается поныне для нас весьма значимым.
Время в празднике нелинейно и обратимо, поэтому тяготеет по своим характеристикам к вечности как обители идеалов. Годовой цикл праздников в культуре любой эпохи – это ритмичное воспроизводство вечности во времени истории.
Ритуал как
символико-коммуникативное
Ритуал понимается
как объективное пространство праздника
(в смысле того, что оно является
чувственно воспринимаемым и эмпирически
познаваемым), в котором человек
трансформирует семиотический статус
привычных предметов и
Как феномен
культуры, специфику которого определяет
эстетическое сознание, праздник тяготеет
к чувственно-образному
Конструктами ритуала праздника являются символы, как наиболее емкие и выразительные коммуникативные формы смысла, как знаки, имеющие потенциал не только объективировать «плоды» эстетической рефлексии культуры, но и провоцировать участников праздника к смыслообразованию и эмоционально-эстетической реакции на происходящее в пространстве ритуала. Раскрытие сущностных характеристик символа проводится с опорой на работы А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Ю.Б. Борева, Е.А. Наймана и др.
Символизация в празднике протекает как процесс повышения человеком семиотического статуса определенных предметов, актов, явлений реальной действительности, а также через придание своей эмоционально-телесной выразительности особой семантики. Специфика символико-коммуникативного пространства праздника выявляется через реконструкцию его материально-знаковых (генеральный символ, число, трапеза, жертвоприношения, подарки) и эмоционально-телесных (жест, звук, пение, танец, смех, игры, забавы) выразительных средств на основе исследований М. Евзлина, А.К. Байбурина, С.А. Токарева и др.
Таким образом, внутренняя организация праздника (процесс и результат достижения его системной упорядоченности) осуществляется как хронотоп, темпоральность которого определяет праздничная идея, а пространственная структура которого представлена ритуалом как символико-коммуникативной формой выражения смысла праздника.
Эстетическая рефлексия как мера целостности праздника эстетико-рефлективная природа праздника получает свое дальнейшее обоснование через анализ праздничной феноменальности. Акт эстетической рефлексии признается мерой, задающей целостность праздника, т.е. хронотоп праздника в единстве его идеальной, темпоральной и символико-коммуникативной граней обретает свою структурную определенность, функциональность и смыслосообразность в культуре только при условии активного чувственно-телесного и эмоционально-аксиологического переживания человеком идеи, символических образов и драматических коллизий ритуала. Иными словами, праздник как событие культуры творится как символико-практическими, так и эмоционально-рефлективными усилиями человека. Соответственно, праздник не может гармонично функционировать в культуре вне формы, равно как и без эмоционально-аксиологической экспертизы заинтересованных в ритуале людей.
Таким образом, в диссертации подтверждается релевантность целостного подхода к исследованию праздника как многомерного феномена культуры, поскольку, учитывая диалектическую взаимодополнительность системно-структурного и гуманитарно-аксиологического уровней целостности, он позволяет выявить смысло- и системообразующую роль духовного начала (человека) в становлении целостности феноменов культуры.
Специфика эмоционально-психологических и когнитивных процессов в празднике ставится задача представить праздничную эстетическую рефлексию как эмоционально-психологический процесс, а также как выявить ее познавательный потенциал.
Анализ начинается
с рассмотрения чувств радости и
скорби как наиболее выраженных и
укорененных в празднике
Д.А. Леонтьев выделяет два атрибута смысла: контекстуальность и интенциональность. В этой связи праздничная энтелехия характеризуется движением к идеалу (красоте), а контекстом выступает та грань социокультурной памяти, которая хранит информацию о значимых для общества моментах истории или мифологического прошлого.
Онтологической основой смыслопорождения в празднике становится не дистанцирование от объекта осмысления, характеризующее гносеологическую позицию, а «сочувствие форме» (С.А. Дзикевич) как единственный способ постижения выразительности бытия. Праздничное восприятие бытия противостоит «гнозису», выискивающему в предметах и явлениях мира содержание, имеющее интеллектуальное значение. Эстетическую рефлексию можно рассматривать как специфическое познание бытия, стремящееся к переживанию, а не к анализу.