Культурология, феномен праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:36, реферат

Описание работы

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.

Содержание

Введение.
Основные тезисы работы
Степень разработанности проблемы.
Основание праздника как феномена культуры.
Антропологические предпосылки возникновения праздника.
Праздник как форма выражения и моделирования эстетического отношения человека к миру.
Структурная организация праздника.
Ритуал как символьно - коммуникативное пространство праздника.
Эстетическая рефлексия как мера целостности праздника.
Специфика эмоционально-психологических и когнитивных процессов в празднике.
Динамика эстетических эмоций в празднике.
Праздничное мироощущение.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

реферат культа.docx

— 42.33 Кб (Скачать)

Искусство и  праздник рассматриваются как две  альтернативные формы моделирования  эстетического отношения человека к миру. В этой связи специфика  последней определяется положениями, формулирующихся на базе работ А.Ф. Лосева, А.И. Мазаева и др. Праздник в отличие от искусства тяготеет к традиции и прошлому, его можно охарактеризовать как форму выражения результатов коллективной эстетической рефлексии; праздник фиксирует опыт обретения мирочеловеческой гармонии и моделирует способы их обретения; праздник не стремится преобразовать мир реально, а только создает модель, образец идеального мира, путем придания особого смысла обычным предметам и явлениям жизни; эстетическая рефлексия в празднике опредмечивается в символико-ритуальной форме, «драматизирующей» алгоритм обретения гармонии человека с миром и способной выразить опыт эмоционально-аксиологического переживания этого пути.

Специфика праздника  в контексте игровой деятельности человека осмыслялась на основе существующих по данной проблематике исследований. Для Й. Хейзинги праздник представляет собой частный случай игры, имеющий отношение к священному; А.И. Мазаева игра интересует как форма и возможность реализации в празднике «двупланового» поведения (совмещения серьезного и условного), в результате чего становится возможной «праздничная свобода»; Т.А. Апинян ставит вопрос о корреляции понятий «игра» и «праздник» и обнаруживает в связке «игра – праздник – карнавал» метафизическую формулу «структура – сущность – форма». Игра может интерпретироваться и как увеселительный элемент праздника, и как структура праздничного пространства, и как состояние трансцендирующего сознания. Для обоснования эстетического статуса праздника в культуре наиболее адекватен последний вариант, поскольку игра понимается в работе как возможность и способ осуществления праздника как идеальной деятельности.

Творчество рассматривается  как атрибутивно-функциональная характеристика праздника, обнаруживающая свою специфику  в интрогенном аспекте. Для праздника наиболее характерны спонтанные формы творческой самореализации человека, что, однако, не исключает необходимость предварительной эстетизации человеком пространства и собственного образа в процессе подготовки к торжеству. Анализ генетических предпосылок творческой природы праздника обнаруживает ее основу в мифологической идее творения мира из хаоса, а также в архетипичном для моделирования праздничного пространства образе Золотого века, выражающего представление об идеальном мироустройстве.

Итогом первой главы диссертационного исследования стал вывод о том, что специфика праздника генетически обусловлена способностью человека к эстетическому мироотношению, и в этой эстетико-рефлективной сущности праздник обретает свою качественную определенность в культуре.

Предложенная  идея позволила выделить сущностное основание для типологизации праздников в культуре. Каждая из моделей праздничных ритуалов есть результат фокусирования эстетической рефлексии на том или ином аспекте опыта обретения мирочеловеческой гармонии, представленного в мифе, что позволяет классифицировать все праздники на основании их структурно-ритуальной специфики, определяемой структурой типичных мифологических сюжетов.

Таким образом, эстетическое отношение человека к  миру моделируется как символико-ритуальное выражение эмоционально-аксиологического переживания: а) опыта обретения мирочеловеческой гармонии посредством идеального воплощения культуры («праздники воссоздания идеала»); б) опыта обретения идеала путем активного (творческого, героического) преодоления дисгармонии мира («праздники перехода»); в) опыта гармонизации отношений человека с миром через социализацию и инкультурацию («праздники приобщения»).

Структурная организация  праздника проводится анализ организации праздника как процесса и результата его системной упорядоченности, учитывающий единство его структурных и событийных характеристик. Термин «хронотоп», введенный в научный оборот М.М. Бахтиным, обозначает материализацию времени в пространстве и наиболее адекватен для пространственно-временной характеристики структуры праздника.

Характеристики  праздничного хронотопа последовательно раскрываются такие уровни праздничной организации как целесообразность праздничной деятельности, праздничная идея и праздничная темпоральность.

В единстве своих  формальных и идеальных уровней  праздник функционирует как специфическая  жизнедеятельность людей, поэтому  предпринимается попытка обнаружить целесообразность праздничной онтологии. В качестве отправной точки для  рассуждений в данном фрагменте  работы используются идеи В.Н. Сагатовского и В.М. Видгофа.

Побудителем праздничной  деятельности выступает потребность  в актуализации какой-либо ценности, а конечная цель праздника – представить  ценность как идеал, как воплощение смысла культуры. Праздничная деятельность преследует цель зафиксировать в  ритуальных формах тот социокультурный опыт, в котором мера человека (свободы) утверждает себя в мире, основываясь на принципе гармонии, т.е. через снятие своего антагонизма с мерой природной необходимости. Актуализируя и фиксируя в своем символическом пространстве ценностные ориентиры различной культурной активности, праздник как эстетическая рефлексия соотносит их с красотой как целостно-интегративным синтезом всех идеалов. И в этом своем проявлении праздник выступает аксиологическим индикатором, оценивая степень оправданности, смысло-  и целесообразности той или иной человеческой деятельности.

Актуализация  ценности в празднике происходит через выражение участниками  торжества своего к ней отношения. Поскольку это отношение предполагает аксиологическую оценку и эмоционально-чувственную реакцию отношения, праздник порой выступает пространством переоценки и даже развенчания каких-либо общественных ценностей. Ценность фундирует праздничную структуру и, вместе с тем, обеспечивает историческое развитие праздника как феномена культуры.

Праздник осуществляет актуализацию ценности через свою идею, идею каждого конкретного праздника, хотя можно обнаружить структурное  и смысловое сходстве всего многообразия праздничных идей.

Инвариантность  праздничной идеи проявляется следующим  образом: ее ядро составляет какое-либо событие в жизни индивида, группы или социума, которое противопоставлено  некоему кризисному периоду времени (М.М. Бахтин); это событие рассматривается  как опыт обретения идеала красоты (опыта обретенной гармонии с миром) и требует его символико-ритуального  закрепления для «тиражирования»; праздничная идея нуждается в  драматизации и символизации, чтобы  участники торжества смогли пережить опыт обретения идеала и дать ему  эмоционально-аксиологическую оценку; праздничная идея предполагает нивелирование исторического времени, дабы время сакральных событий и настоящее слились в едином континууме (М. Элиаде).

Концептуализация  праздника в аспекте его темпорализации проводится на основе работ А.Ф. Лосева, М. Элиаде, О.Р. Бородина.

Для праздника  важно создать эффект того, что  между сакральным событием и настоящим  присутствием в культуре нет временного разрыва. Здесь и сейчас происходит то, что имело место там и  тогда, и время для нас теряет смысл, потому что смысл – в  том идеале, в том вечном миге, в том моменте бытия красоты, который имел место когда-то и остается поныне для нас весьма значимым.

Время в празднике  нелинейно и обратимо, поэтому  тяготеет по своим характеристикам  к вечности как обители идеалов. Годовой цикл праздников в культуре любой эпохи – это ритмичное  воспроизводство вечности во времени  истории.

Ритуал как  символико-коммуникативное пространство праздника характеризуется необходимая материально-знаковая основа всех ментально осуществляемых процессов, эффектов, состояний сферы праздника.

Ритуал понимается как объективное пространство праздника (в смысле того, что оно является чувственно воспринимаемым и эмпирически  познаваемым), в котором человек  трансформирует семиотический статус привычных предметов и действий, в результате чего становится возможным  осуществление праздника как  смыслового континуума.

Как феномен  культуры, специфику которого определяет эстетическое сознание, праздник тяготеет к чувственно-образному выражению  своего идеального содержания, дабы человек  не только умозрительно, но и эмоционально-телесно пережил осуществление праздничной идеи. Поэтому праздник проявляется в культуре как ритуал, понимаемый как символико-коммуникативное пространство и материально-знаковая основа ментального бытия праздника.

Конструктами  ритуала праздника являются символы, как наиболее емкие и выразительные коммуникативные формы смысла, как знаки, имеющие потенциал не только объективировать «плоды» эстетической рефлексии культуры, но и провоцировать участников праздника к смыслообразованию и эмоционально-эстетической реакции на происходящее в пространстве ритуала. Раскрытие сущностных характеристик символа проводится с опорой на работы А.Ф. Лосева, Ю.М. Лотмана, Ю.Б. Борева, Е.А. Наймана и др.

Символизация  в празднике протекает как  процесс повышения человеком  семиотического статуса определенных предметов, актов, явлений реальной действительности, а также через  придание своей эмоционально-телесной выразительности особой семантики. Специфика символико-коммуникативного пространства праздника выявляется через реконструкцию его материально-знаковых (генеральный символ, число, трапеза, жертвоприношения, подарки) и эмоционально-телесных (жест, звук, пение, танец, смех, игры, забавы) выразительных средств на основе исследований М. Евзлина, А.К. Байбурина, С.А. Токарева и др.

Таким образом, внутренняя организация праздника (процесс и результат достижения его системной упорядоченности) осуществляется как хронотоп, темпоральность которого определяет праздничная идея, а пространственная структура которого представлена ритуалом как символико-коммуникативной формой выражения смысла праздника.

Эстетическая  рефлексия как мера целостности праздника эстетико-рефлективная природа праздника получает свое дальнейшее обоснование через анализ праздничной феноменальности. Акт эстетической рефлексии признается мерой, задающей целостность праздника, т.е. хронотоп праздника в единстве его идеальной, темпоральной и символико-коммуникативной граней обретает свою структурную определенность, функциональность и смыслосообразность в культуре только при условии активного чувственно-телесного и эмоционально-аксиологического переживания человеком идеи, символических образов и драматических коллизий ритуала. Иными словами, праздник как событие культуры творится как символико-практическими, так и эмоционально-рефлективными усилиями человека. Соответственно, праздник не может гармонично функционировать в культуре вне формы, равно как и без эмоционально-аксиологической экспертизы заинтересованных в ритуале людей.

Таким образом, в диссертации подтверждается релевантность  целостного подхода к исследованию праздника как многомерного феномена культуры, поскольку, учитывая диалектическую взаимодополнительность системно-структурного и гуманитарно-аксиологического уровней целостности, он позволяет выявить смысло- и системообразующую роль духовного начала (человека) в становлении целостности феноменов культуры.

Специфика эмоционально-психологических  и когнитивных процессов в  празднике ставится задача представить праздничную эстетическую рефлексию как эмоционально-психологический процесс, а также как выявить ее познавательный потенциал.

Анализ начинается с рассмотрения чувств радости и  скорби как наиболее выраженных и  укорененных в празднике человеческих переживаний. Опираясь на исследование психолога К.Э. Изарда, описывающего специфику различных человеческих эмоций, делается вывод о том, что радость не может выступать следствием изобилия и чрезмерности праздника, но свидетельствует об ощущении человеком своей социальной укорененности, знаменует собой осознание преодоления каких-либо проблем в жизни и характеризует состояние «согласия с бытием». На рефлективный характер праздничных переживаний указывает и чувство скорби, которое есть конвенциональная форма выражения горя. В празднике горе оформляется в скорбь, что, по мнению К.Э. Изарада, позволяет избежать депрессии. Праздничный ритуал выстраивается таким образом, что печаль становится общей, а горе провоцирует не отчаянье, а определенное смыслопорождение, которое противостоит чувству абсурдности и безвыходности. Причина такой трансформации кроется в праздничной интенции сознания на идеал, что способствует удержанию человеческих переживаний в поле эстетического восприятия мира и позволяет человеку видеть смысл там, где экзистенциальное измерение бытия его теряет.

Д.А. Леонтьев выделяет два атрибута смысла: контекстуальность и интенциональность. В этой связи праздничная энтелехия характеризуется движением к идеалу (красоте), а контекстом выступает та грань социокультурной памяти, которая хранит информацию о значимых для общества моментах истории или мифологического прошлого.

Онтологической  основой смыслопорождения в празднике становится не дистанцирование от объекта осмысления, характеризующее гносеологическую позицию, а «сочувствие форме» (С.А. Дзикевич) как единственный способ постижения выразительности бытия. Праздничное восприятие бытия противостоит «гнозису», выискивающему в предметах и явлениях мира содержание, имеющее интеллектуальное значение. Эстетическую рефлексию можно рассматривать как специфическое познание бытия, стремящееся к переживанию, а не к анализу.

Информация о работе Культурология, феномен праздника