Культурология, феномен праздника

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:36, реферат

Описание работы

Праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.

Содержание

Введение.
Основные тезисы работы
Степень разработанности проблемы.
Основание праздника как феномена культуры.
Антропологические предпосылки возникновения праздника.
Праздник как форма выражения и моделирования эстетического отношения человека к миру.
Структурная организация праздника.
Ритуал как символьно - коммуникативное пространство праздника.
Эстетическая рефлексия как мера целостности праздника.
Специфика эмоционально-психологических и когнитивных процессов в празднике.
Динамика эстетических эмоций в празднике.
Праздничное мироощущение.
Заключение.
Литература.

Работа содержит 1 файл

реферат культа.docx

— 42.33 Кб (Скачать)

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основные тезисы работы
  • Степень разработанности проблемы.
  • Основание праздника как феномена культуры.
  • Антропологические предпосылки возникновения праздника.
  • Праздник как форма выражения и моделирования эстетического отношения человека к миру.
  • Структурная организация праздника.
  • Ритуал как символьно - коммуникативное пространство праздника.
  • Эстетическая рефлексия как мера целостности праздника.
  • Специфика эмоционально-психологических и когнитивных процессов в празднике.
  • Динамика эстетических эмоций в празднике. 
    Праздничное мироощущение.
  1. Заключение.
  1. Литература.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Праздник с  древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был  значимым событием для общества и  каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих  установок.

Положение праздника  в современной культуре неоднозначно. Происходит тотальная бытийная экспансия  «праздничного» (атрибутивные свойства праздника) в мир повседневности, в результате чего праздник как форма  эмоционально-символической деятельности теряет специфику своей самодостаточности  в культуре. При этом сущностные характеристики праздника иногда приписываются  современной культуре в целом. Ф. Мюрэ провозглашает ее «гиперфестивной эрой», а Р. Генон характеризует как эпоху «непрерывного и зловещего карнавала». Эта ситуация увязывает проблему определения границ праздника в культуре с проблемой его сущностной специфики и качественной определенности.

Феномен праздника  неоднократно привлекал внимание историков  культуры, этнографов, культурантропологов и философов культуры. Однако каждого исследователя этот объект интересовал в определенном аспекте. Поэтому предмет анализа, сущностные характеристики, классификации и дефиниции праздника нередко оказывались различными. Да и в обыденном словоупотреблении праздник фигурирует то как обряд, то как памятная дата, состояние души, традиция, развлечение, атрибут современной культуры…Неужели при всем богатстве «великого и могучего» русского языка нам не хватило ресурсов, дабы обозначить столь разные явления особыми словами? А может наоборот, язык способен за различием форм узреть сущностное свойство праздника? Как бы то ни было, для теории праздника (области гуманитарного междисциплинарного знания, предметом исследовательского интереса которой является концепт праздника) проблема современного «размывания» границ повседневного и праздничного, утрата функциональной специфики и отсутствие четкой дефиниции праздника служат сигналом к дальнейшей рефлексии сущности этого феномена культуры.

Концептуализация  понятия «праздник» становится возможной  в рамках философско-культурологического  дискурса. Здесь исследователь наряду с анализом историко-этнографического разнообразия модусов праздника в культуре может строить и его универсальную модель, определяя праздник как таковой.

Таким образом, в свете проблемы установления границ и сущностной характеристики праздника  как феномена культуры его концептуальное моделирование в философско-культурологическом аспекте предстает актуальной и  перспективной теоретической задачей.

Степень разработанности  проблемы

Как и всякая теория, теория праздника формировала  свое проблемное поле по мере того, как  в гуманитарной науке накапливался эмпирический материал по этнографическим, историческим, культурантропологическим аспектам праздника.

Праздник как  многомерный феномен культуры в  своем становлении и развитии тесно переплетен с такими культурными  формами как ритуал и миф, поэтому  для разработки проблемы генезиса и  структурной специфики праздника  оказались весьма значимыми работы К. Леви-Стросса, Л. Леви-Брюля, Д. Фрезера, А. Геннепа, О.М. Фрейденберг, В.Я. Проппа, Л.А. Абрамяна, А.К. Байбурина, М. Евзлина. З. Фрейд, К. Юнг, Ю.М. Бородай обозначали проблематику праздника в психоаналитическом ключе и выступили в исследовании ключевыми фигурами при обосновании компенсаторной функции праздника.

Игровая природа  праздника была актуализирована  Й. Хейзингой и получила свою дальнейшую интерпретацию в работах А.И. Мазаева, Т.А. Апинян, С.П. Гурина, ставших для нас теоретической поддержкой при анализе специфики праздника-игры.

Проблемное поле собственно теории праздника впервые  обозначил М.М. Бахтин (конец 30-х гг. XX в.). Анализируя смеховую средневековую культуру в работе «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса», он вышел на проблему концептуализации понятия «праздник» и сформулировал фундаментальные положения теории праздника, которые до сих пор остаются весьма значимыми для исследователей.

Праздник стал предметом специального теоретического анализа в работах таких зарубежных исследователей как Х. Кокс, Р. Кайуа, Р. Генон, Г.- Г. Гадамер, К. Жигульский, а также в работах отечественных авторов – А.И. Мазаева и Н.А. Хренова. Эти труды оказались значимыми для нас в различных аспектах концептуализации и моделирования праздника как феномена культуры.

Особо хотелось бы отметить заслуги А.И. Мазаева, который рассматривал сущностные характеристики праздника сквозь призму категорий «праздничное время», «праздничное пространство», «праздничная свобода» и «праздничное мироощущение». Последние две категории стали опорными для анализа феноменальности праздника.

Обозначенные  исследования послужили теоретическим фундаментом при постановке проблемы и задач диссертационного исследования.

Однако при  всем многообразии подходов к изучению феномена праздника до сих пор  отсутствуют работы, в которых  была бы представлена его универсальная  и целостная концепция. Устранить  этот «пробел» в теории праздника  не удавалось, на наш взгляд, по причине  проблем методологического характера.

Вместе с тем, праздник как сложный системный  объект требует поиска релевантной  его многомерному бытию методологии. В этой связи анализ системных  параметров (структура и функции) праздника явно недостаточен для  выявления его сущностных качеств  как исторически развивающейся  и событийно становящейся системы. Праздник относится к тем типам  систем, организация которых предполагает творческое и эмоционально-оценочное  участие человека, и потому не сводим без остатка к составу (совокупности элементов) и структуре (отношение  между элементами). Праздник существует в культуре системно-событийным образом (В.Н. Сагатовский), как целостность, т.е. как такое единство элементов системы, гармоничное функционирование которой определяют не только заданные внешние условия и ее организация, но и отношение человека к их содержанию. Это отношение не поддается формализации, его эмоционально-эстетическое выражение всегда индивидуально окрашено, однако именно оно обуславливает целостность праздника как смыслового континуума. В этой связи релевантным для концептуализации праздника представляется целостный подход, который не сводит предмет исследования к системно-структурному анализу, но и обращает внимание на его гуманитарно-аксиологическую составляющую.

Методология целостного подхода получила свое обоснование  в работах С.Л. Франка, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, П.С. Гуревича, В.М. Видгофа.

В рамках целостного подхода моделирование праздника  как феномена культуры предполагает обнаружение меры, задающей его системную  целостность. Мера целостности определяет границы, в которых сохраняются сущностные интегральные качества праздника как системы, а также обеспечивает ее структурную гармонию, эффективное функционирование в культуре, историческое развитие, смыслосообразность в жизни общества и индивида.

В качестве «рабочего» предлагается следующее определение  праздника: это особый вид игровой  деятельности человека (характеризующийся  цикличностью, привязанностью к определенным временным отрезкам и собственной  темпоральностью), посредством которого он выражает свое эмоционально-эстетическое отношение к наиболее значимым общественным и экзистенциальным смыслам и ценностям, творчески объективируя это отношение в символических атрибутах и формах поведения.  

Эмпирической  основой исследования выступают факты этнографии (С.А. Токарев, Н.М. Листова, Л.В. Покровская), истории культуры (О.М. Фрейденберг, В.Я. Пропп, Б.А. Рыбаков, А.Я. Гуревич, Д. Лауэнштайн, Л. Винничук, П.П. Кампарс, Н.М. Закович, А.Ф. Некрылова, Д.Д. Зелов, М. Озуф), культурной антропологии (Д. Фрезер, Э. Тэйлор, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, В. Тэрнер, Л.А. Абрамян, М. Евзлин), а также мифы и легенды народов мира.

 Основания  праздника как феномена культуры  предпринимается попытка обнаружить функциональную специфику праздника через анализ его антропологических предпосылок возникновения в культуре.

Характеристика  функций праздника раскрывается в двух аспектах: праздник как полифункциональная система и праздник как монофункциональная система. Полифункциональность праздника в культуре определяют те многочисленные индивидуальные (природные, социальные, душевно-духовные) и коллективные потребности, которые в глубокой древности вызвали к жизни прафеномен праздника. В роли смыслообразующей функции праздника выступает эстетическая функция, конкретизирующаяся в эстетико-рефлективной природе праздника как формы моделирования эстетического отношения человека к миру и определяющая меру целостности праздника как системно-событийного феномена культуры.

Антропологические предпосылки возникновения праздника  на основе работ З. Фрейда, Ю.М. Бородая, Н.А. Хренова, Р. Кайуа, Х. Кокса, К. Жигульского, М. Элиаде рассматриваются психофизиологические, социально-коммуникативные, экзистенциально-темпоральные и феноменологические основания генезиса праздника как феномена культуры. Праздник возникает в культуре для удовлетворения потребности человека в обретении и удержании своей природно-социально-душевно-духовной целостности.

Полифункциональность праздника описывается через взаимодополнительность компенсаторной функции (праздник существует как контраст повседневной психофизиологической умеренности и социальной регламентации); коммуникативной функции (праздник является формой социальной памяти, транслирующей опыт обретения мирочеловеческой гармонии и эмоционально-аксиологическую оценку этого события обществом; хранение и адекватная трансляция этой информации осуществляется посредством символов и ритуала, а также благодаря цикличности праздника в культуре); конденсирующей функции (праздник объединяет общество вокруг единой идеи, способствует социализации индивидов и служит «барометром» социальной аутентичности культуры); ценностно-ориентационной функции (праздник актуализирует ценностно-смысловой горизонт культуры); жизнеутверждающей функции (праздник сконцентрирован на ценности жизни, способствует расширению экзистенциального горизонта, направлен на поиск экзистенциального смысла); функции темпорализации культуры (праздник влияет на исчисление, понимание и ощущение времени людьми одной культурной традиции, противодействует тенденции времени к линейности и необратимости, связывает в едином смысловом контексте важные этапы человеческой экзистенции, значимые вехи жизни социума и циклы природы).

В поисках определения  монофункции праздника в культуре, которая детерминирует специфику его вышеперечисленных функций и является для него системообразующей, была предложена идея возникновения праздника как уникальной символико-ритуальной формы моделирования человеком своего эстетического отношения к миру. Именно в модусе эстетического отношения к предмету человек выявляет его общезначимость, а также определяет степень его совершенства и целостности. В этой части исследование опиралось на работы Ю.Б. Борева, С.А. Дзикевича, В.М. Видгофа.

Если магический ритуал был вызван к жизни потребностью человека расширить «сферу своего влияния» на действительность, то в своей  праздничной доминанте архаичный  ритуал обусловлен стремлением человека удержать, зафиксировать опыт достигнутого гармонического единства с природой и выразить в эмоционально-символических формах торжество по поводу своей способности строить собственный мир по принципу вселенской гармонии.

Весь мир представлен  в празднике сквозь призму человеческих ценностей и смыслов, когда экзистенция, социальное бытие и природа схвачены сознанием как целостность, меру которой задает идеал красоты. Красота является коррелятом природной гармонии в мире культуры. Однако гармония характеризует состояние целостности и совершенства предмета (гармония «разлита» в природе), в то время как его красоту определяет отношение человека, т.е. его чувственно-оценочное переживание гармонии. Красота характеризует собой состояние субъекта, рефлектирующего степень гармонии бытия. В этой связи целью праздника как эстетического феномена является интерсубъективное переживание способа обретения гармонии с миром средствами культурной жизнедеятельности и сохранение этого эмоционального опыта в символической форме для «тиражирования» красоты. Возможность этих эстетических переживаний определяет способность человека к эстетической рефлексии как интенции сознания на аксиологическую оценку эмоционально-чувственного опыта субъекта, которая позволяет определить смыслосообразность и целостность предметов.

Праздник возникает  и существует в культуре как форма  эмоционально-символического выражения  и моделирования человеком (обществом) своего эстетического отношения  к опыту обретения гармонии с  миром.

Праздник как  форма выражения и моделирования  эстетического отношения человека к миру. Выявляется сущностная специфика праздника в системе таких форм и способов эстетического освоения мира как искусство, игра и творчество.

Информация о работе Культурология, феномен праздника