Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 11:16, контрольная работа
Ю.М. Лотман, не нуждается в представлении, он действительно широко известен на всем постсоветском пространстве и вряд ли можно найти образованного человека, который бы никогда не слышал или не читал о нем.
Введение
1 Семиотика культуры и понятие текста.
2 Культура текста города Петербурга в восприятии Ю. М. Лотмана
3 Воронин И. Д.: культурные тексты города Саранска.
Заключение
Список использованной литературы
В свете сказанного текст предстает перед нами не как реализация сообщения на каком-либо одном языке, а как сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности. В связи с этим меняется представление об отношении потребителя и текста. Вместо формулы "потребитель дешифрует текст" возможна более точная – "потребитель общается с текстом". Он вступает с ним в контакты. Процесс дешифровки текста чрезвычайно усложняется, теряет свой однократный и конечный характер, приближаясь к знакомым нам актам семиотического общения человека с другой автономной личностью.
2. Культура текста города Петербурга в восприятии Ю.М.Лотмана.
Исходя из концепции Ю.М. Лотмана, во многом развитие той или иной культуры определяется множеством факторов – географических, политических, типологических. «Географический фактор в этой связи особенно интересен, ибо таит в себе некое исходное противоречие. С одной стороны, географическое положение той или иной культуры изначально дано и до некоторой степени определяет своеобразие ее судьбы, которая неизменна на всех этапах развития.
С другой стороны, именно этот фактор не только делается важнейшим элементом самосознания, но оказывается наиболее чувствительным к динамике доминирующих процессов данной культуры. Таким образом, соотношение реальной географии и географии мифологической (политической, религиозной и т.д.) неизменно является важнейшим фактором в динамике культуры»[7,84].
В соответствии с этой концепцией, Лотман определил модель организации культурного пространства России до XVIII века как центристскую, в которой центром «религиозной и культурной ойкумены» являлась Москва. Данная культурная модель строится по концентрическому принципу и в целом тяготеет к замкнутости и изоляции.
Петровская эпоха в нашем сознании связана с реформами, во многом изменившими уклад жизни в России. В Русской культуре этот период протекал болезненно и во многом ознаменовывал собой разрыв со средневековой традицией и создание новой культуры, полностью секуляризированной. Говоря о петровской эпохе, Ю.М. Лотман отмечает, что «создание секуляризированной культуры отмечалось самими ее создателями как новое крещение Руси» [7,85].
На этапе преобразований, совершаемых Петром Великим во всех сферах жизни России, которые некоторыми историками и культурологами [] определяются во многом как попытка ее европеизации, необходима была совершенно иная организация пространства, во многом понимающаясяя как его частичная переорганизация, связанная с дислокацией центра страны и перенесением его на окраину, что должно было символизировать своеобразную антиномию: открытость миру при наличии крепких оборонительных позиций. Как противоположность концентрической модели эта модель может рассматриваться как «эксцентрическая» модель организации пространства.
Таким образом, мифология Петербурга возникла раньше его истории и автором мифа, по мнению Лотмана, является сам Петр, а классики русской литературы впоследствии этот миф популяризировали.
Во многом в функцию города должно было входить соединение востока и запада., как «насыщенных символов» в географическом пространстве России. Однако, некоторые современники сразу же отметили полемическое противопоставление «западного» Петербурга «восточной» Москве. Из Петербургской поэмы Пушкина «Медный всадник» Николай I, осуществлявший цензуру лично, вычеркнул следующие строки:
И перед младшею столицей
Померкла старая Москва,
Как перед новою столицей
Порфироносная вдова.
В этих словах, по мнению Лотмана, содержалась целая культурно- историческая концепция, во многом обьясняющая развитие петербургского мифа и связанная с петербургским пространством [7,88].
На примере Санкт-Петербурга можно исследовать трансформацию и семантическую динамику символики европейских городов в русский контекст.
В
своих работах, посвященных семиотике
Петербурга, Ю.М. Лотман выделяет несколько
критериев, необходимых для того,
чтобы рассматривать город, как
семиотическую систему. Он предлагает
рассматривать город с
– Город как имя;
– Город как пространство;
– Город как время.
Опираясь на учение Блаженного Августина, который, в свою очередь, рассматривает время в трех ипостасях: настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего, Лотман предлагает несколько моделей Петербурга.
– Петербург как город,
– Петербург, как «вечный город», включенный в сакральное время.
– Петербург – эфемерный, несуществующий город.
Подразумевается, что эти модели не могут быть мыслимы изолированно, без определенного взаимовлияния [5,67].
Любой
построенный город можно
Семиотических моделей Петербурга, может быть, несколько и во многом они будут зависеть от точек обзора. (Например, вид города с воздушного пространства, «Петербург Пушкина», «Петербург Достоевского» и т.д.). Любая созданная семиотическая модель города – «это остановленная временная точка» и она просто не может быть адекватной реальности и тождественной нашему представлению о ней. Однако, любая искусственно созданная модель очень удобна для исследований. Отсюда следует вывод, что любая семиотическая модель города ограничена либо в пространстве, либо во времени. Более того, она динамична и развивается по своим собственным законам. Но жить в модели нельзя, жить можно только в том, «что само себе не равно, что говорить о себе одновременно на разных языках»[5,68].
Лотман отмечает, что в городоведении важное внимание уделяется изначальному месторасположению города. Например, города, расположенные на материковой почве тяготеют к замкнутости и концентричности. Города же расположенные на воде, напротив, имеют «эгоцентричный, агрессивный, нацеленный на поиск пространства характер». Они «борются» за право быть центром.
Лотман
подчеркивает, что «Петербург- не Европа,
но он и не Россия. Он – будущая
Россия. Город, который должен ангажировать
будущее». И вследствие этого, его
характеристикой является нормативность
с одной стороны и
Лотман утверждает, что при искусственном создании городов символы предшествуют самому городу. По его мнению, у Петербурга их два:
– Это европейский город.
– Это Венеция.
Изначально Петербург был задуман как оборонительный пункт – «как военная столица», как каменный идол, но впоследствии он начал «оживать» как город, символизирующий одновременно морскую крепость, характерной чертой которого будет является внешняя неподвижность, заключенная в камне при ощутимой внутренней динамике. Лотман говорит: «Он как волновой камень, он бросает в культуру, он принимает из культуры, он вторгается извне». Петербург в некотором смысле представляет собой «антитезу воды и камня». Лотман отмечает, что «петербургский камень – артефакт, а не феномен природы», поэтому искусственная, вторая природа в Петербурге становится естественной, первой природой [7,90].
Архитектурный ансамбль Петербурга воздвигался при участии европейцев, приглашенный Петром I, чтобы служить России. В задачи императора входило придать новой столице представительный вид. Это должно было быть выполнено с учетом технических возможностей того времени. Как правило, деревянные сооружения (преимущественно мосты) обрамлялись внешними «каменными» формами. В середине XVIII века город начинает развиваться в южном направлении и распространяется по территории пригородов, вследствии чего возникает необходимость в строительстве мостов через Фонтанку. Мосты впоследствии будут одной из важных архитектурных особенностей, формирующих облик города. (Аничков мост с изображением укрощаемого коня – одной из скульптурных групп П.К.Клодта, стал одним из символов Петербурга).
Однако, Юрий Лотман рассматривая семиотическое пространство города, имел ввиду не только архитектурный ансамбль, но и остальные факторы, составляющие семиотический фон данного пространства (язык, костюмы, интерьеры, предметы быта, названия улиц и т.д.). Он довольно много уделяет внимания исследованию семиотизации поведения, и приходит к выводу, что в ее основе лежит система взглядов, которая связывает воедино все параметры.
Рассматривая, к примеру, быт и нравы петербургских дворян, основанные во многом на правилах сословно- аристократической этики, Лотман отмечает, что аристократ типичен, процесс индивидуализации совершается в нем согласно штампам и клише, принятых в данном сословии.
Однако,
рассматривая и анализируя все это,
в итоге он приходит к выводу,
что «Петербург- тайна. Все его
символы оказались
Лотман
утверждает, что для того, чтобы
читать «город как текст, нужно ощутить
семиотическую фактуру
Подводя
итоги, следует отметить, что архитектурный
ансамбль Петербурга, спроектированный
и построенный преимущественно западными
архитекторами и скульпторами в соответствии
с лучшими образцами европейской культуры,
в эпоху каждого из правящих императоров
обогатился постройками, носящими
значительный отпечаток личности царствующих
особ, в результате этого было создано
уникальное архитектурное семиотическое
пространство, которое впоследствии стало
символом именно русской культуры.
3.
И. Д Воронин : культурные
тексты города Саранска.
Неоценимый вклад в изучении своего родного города внес видный деятель культуры, известный краевед, писатель И. Д. Воронин. Как размышляет Н.И.Воронина: «Города появляются на свет, растут, живут своей неповторимой жизнью и даже умирают. Они похожи на людей, что не удивительно, поскольку город и есть плод замыслов и деяний человеческих. Каждый город, как и человек, имеет свое неповторимое обличье, свой возраст и характер, хранит свою историю, помнит свои трагедии и триумфы. Если люди, населяющие город, утрачивают, пусть даже частично, историческую память, хранимую самим городом, то это в конечном итоге ведет к его разрушению. Когда дома, улицы, дворцы, памятники и храмы перестают говорить понятным для горожан языком, превращаясь в немые камни, в загадочный след, неведомо кем оставленный, то это обрекает их на небытие, на смерть. Посему нужно помнить и хранить как можно больше всего и обо всем, ибо без прошлого нет будущего [2, 155].
Именно поэтому И. Д. Воронин занимался всю свою жизнь изучением своего родного города. Уделял он большое внимание и вопросу культурного текста города.
Город - это особый феномен культуры, в «жизпесмыслах» которого суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нем. Это материализованный творческий порыв, проявляющийся в его наиболее полном, присущем каждому человеку содержании. Город является в то же время, неисчерпаемым резервуаром творческой энергии, оказывая незаметное, но определяющее воздействие, через которое происходит формирование личности. Человеку свойственна потребность в своем Городе, возможно, и влечение к нему - во всяком случае, допущение о диалоге подразумевает движение навстречу. Выросший в Городе несет на себе печать его неповторимого своеобразия. Мне бы хотелось поразмышлять о Саранске, выявить какие-то его особые черты в диалогах «Саранск и время»[2, 155].
Информация о работе Культурный текст города Ю. М. Лотмана и И. Д. Воронина