Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:18, реферат
Архитектура – строительное искусство, зодчество. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства.
Архитектура Древнего Рима:
а) Аппиева дорога;
б) Храмы богини Фортуны;
в) Форум Древнего Рима:
- Форум Траяна - самый знаменитый памятник Траяна в Риме;
г) Амфитеатр – Колизей;
д) Гардский мост;
е) Пантеон;
ё) Общественные бани – термы;
ж) Частный жилой дом римлян;
Архитектура Древней Греции:
а) Греческий храм;
б) Дорические и ионические греческие ордера в эпоху архаики:
- колонна в греческом зодчестве,
в) Выбор места для храма – секрет древних мастеров,
г) Акрополь:
- Парфенон – главный храм Акрополя;
- Эрехтейон – последнее сооружение Акрополя;
д) Коринфская колонна,
е) Греческий театр.
Список используемой литературы и сайтов.
В Древней Греции огромное значение имел выбор места для сооружения храма. Зодчий так ставил храм на выступающий мыс или находил такое место на склоне холма, что не только постройка органично вводилась в окружающий пейзаж, но и сам природный ландшафт – выступ, склон, которые непосредственно примыкали к храму, - включались в жизнь его образа. Эта уловка являлась секретом древних мастеров.
Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордена. Наиболее полно эти черты проявились в храме богини Геры в Пестуме (ранее считавшемся храмом Посейдона) и в более праздничном, благодаря скульптурному убранству, храме Зевса в Олимпии.
Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов. На фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений воятели черпали из мифологии. Обращаясь к мифам, художники переосмысливали старинные предания и находили в них темы, близкие современности. На метопах храма Зевса в Олимпии были изображены 12 подвигов Геракла, на восточном фронтоне – миф о возникновении состязаний на колесницах, на западном – сцена битвы богов и героев с кентаврами. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан прежде всего с обликом юноши-атлета.
Во время Греко-персидской войны был разрушен афинский Акрополь. Перикл решил восстановить его, замыслив превратить крепость города, где находились главные его святыни, в память славы и величия Афин. Непосредственное осуществление этого плана Перикл поручил Фидию.
Фидий посвятил Акрополю 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись его организаторские способности, а талант скульптора достиг творческой зрелости. Он осуществлял общий надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов. Под руководством Фидия вырос замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль, поражавший современников и потомков удивительным единством и свободной живописной планировкой зданий. До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными, а порой и разрушенными, но не утратили своей благородной красоты и производят неизгладимое впечатление.
Смысл планировки Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни общественных празднеств. Шествие поднималось на Акрополь с запада, дорога вела вверх к парадному входа – пропилеям, некоторые построил Мнесикл. Пропилеи представляет собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой к вершине Акрополя. Портики были увешаны фронтонами. Слева к портику пропилей примыкала пинакотека – картинная галерея, а справа – храм Афины-победительницы, или Афины-Ники, построенный архитектором Калликратом. Этот небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию изящество.
Пройдя пропилеи, шествие выходило на широкую площадь, в центре которой высилась статуя Афины-воительныцы. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит.
Семиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех сторон города. И даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. Сама статуя стала своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Сегодня эта площадь пуста, а статую уничтожили еще в XIII в. рыцари-крестоносцы. Направо, за площадью, главный храм Акрополя – Парфенон, совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, храм, посвященный Афине, покровительнице Афинского государства. Парфенон был построен Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия.
По своему плану – это дорический периптер, окруженный 46 колоннами. Но он органически включает и элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегченный антаблемент, сплошной фриз. При сооружении храма архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптурные детали фронтонов и метоп.
Скульптуры Парфенона – подлинный кладезь (обильный, неисчерпаемый источник чего-либо) красоты, воплощение самых высоких устремлений человеческого духа. Понятие идейности искусства находит в них свое наибольшее выражение. Эта идея – покойное, величавое благородство, рожденное человеческим достоинством, величием человеческой судьбы.
Скульптуры Парфенона славили Афину, утверждая ее высокое положение среди прочих богов. Все они созданы Фидием и его талантливыми учениками. На восточном фронтоне изображена сцена рождения богини из головы громовержца Зевса. Это событие, как повествуют мифы, произошло на горе Олимп в присутствии всех богов. Тема западного фронтона – спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. По преданию, каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон высек из горы соленый источник. Афина вонзила копье в землю, и на этом месте выросло оливковое дерево, которое греки назвали священным даром богини. Афина стала покровительницей Аттики и дала свое имя городу.
На метопах восточного фриза изображена борьба богов и гигантов; западного – битва афинских героев с амазонками; северного – разрушение Трои; южного – схватка греков с кентаврами. Все эти сюжеты связаны с мифами об Афине, вдохновлявшей героев на подвиги.
Фриз Парфенона проходит вокруг всего здания и считается одним из самых замечательных памятников искусства. На рельефе изображено более 350 человеческих фигур и около 250 животных, однако ни одна фигура в точности не повторяется.
Сюжет фриза – панафинейское шествие, которое устраивалось во время праздника, посвященного богине. Фидий перенес на стены храма событие реальной жизни Афин, - явление, небывалое в истории греческого зодчества. Каждые 4 года афинские девушки торжественно вручали жрецам храма пеплос – плащ, вышитый ими для Афины. Весь народ участвовал в этой церемонии. Фриз Парфенона – это своеобразный гимн афинскому народу.
Последнее сооружение Акрополя – Эрехтейон, храм, посвященный Афине и Посейдону. Согласно мифам, он стоял на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом росла священная маслина.
Планировка Эрехтейона
учитывает неровность почвы.
В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами – дорическим и ионическим – все чаще применяется третий – коринфский, возникший позднее.
Коринфская колонна – самая пышная и декоративная. В середине IV в. до н. э. в г. Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал своим богатством и великолепием, и считался одним из 7 чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей – не дошедшую до нас гробницу персидского правителя Мавсола в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применялись все три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором – заупокойный храм. Здание завершалось высокой пирамидой, увенчанной четырехконной колесницей. Памятник был огромных размеров и достигал высоты 40-50 м. Строили Мавзолей зодчие Сати и Пифий.
В этот же период во многих городах создаются общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего это театры. Они были рассчитаны на огромное число зрителей – 15-20 тысяч и более. Зрители, т. е. весь народ Эллады, получали в театре живое представление о героях своей истории и мифологии. На сцене герои трагедий Еврипида жили и умирали, радовались и страдали, являя в своих действиях духовную общность с самими зрителями. Греческий театр был подлинно массовым искусством, вырабатывавшем определенные требования и к другим искусствам.
Одним из выдающихся зрелищных сооружений этого времени является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. Писатели древности считали, что ни один зодчий не мог состязаться с автором этой постройки. С удивительным мастерством расположены на склоне места для зрителей – каменные скамьи, вмещавшие до 10.000 человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 м. от орхестры и на 23 м. выше ее, отчетливо слышали каждый звук.
Использованная литература и сайты:
Информация о работе Культурные памятники античности: архитектура