Культурные памятники античности: архитектура

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:18, реферат

Описание работы

Архитектура – строительное искусство, зодчество. Архитектура непременно создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурные работы часто воспринимаются как культурные или политические символы, как произведения искусства.

Содержание

Архитектура Древнего Рима:
а) Аппиева дорога;
б) Храмы богини Фортуны;
в) Форум Древнего Рима:
- Форум Траяна - самый знаменитый памятник Траяна в Риме;
г) Амфитеатр – Колизей;
д) Гардский мост;
е) Пантеон;
ё) Общественные бани – термы;
ж) Частный жилой дом римлян;
Архитектура Древней Греции:
а) Греческий храм;
б) Дорические и ионические греческие ордера в эпоху архаики:
- колонна в греческом зодчестве,
в) Выбор места для храма – секрет древних мастеров,
г) Акрополь:
- Парфенон – главный храм Акрополя;
- Эрехтейон – последнее сооружение Акрополя;
д) Коринфская колонна,
е) Греческий театр.
Список используемой литературы и сайтов.

Работа содержит 1 файл

Архитектура Древнего Рима и Древней Греции.doc

— 2.32 Мб (Скачать)

В Древней Греции огромное значение имел выбор места для  сооружения храма. Зодчий так ставил храм на выступающий мыс или находил  такое место на склоне холма, что  не только постройка органично вводилась  в окружающий пейзаж, но и сам  природный ландшафт – выступ, склон, которые непосредственно примыкали к храму, - включались в жизнь его образа. Эта уловка являлась секретом древних мастеров.

Архитектура V в. до н. э. развивала и совершенствовала тип периптера, здания, окруженного колоннами. Ведущее место занимают храмы дорического ордена. Наиболее полно эти черты проявились в храме богини Геры в Пестуме (ранее считавшемся храмом Посейдона) и в более праздничном, благодаря скульптурному убранству, храме Зевса в Олимпии.

Героический характер искусства классики особенно ярко проявляется в скульптурных украшениях дорических храмов. На фронтонах которых обычно размещали высеченные из мрамора статуи. Сюжеты для скульптурных произведений воятели черпали из мифологии. Обращаясь к мифам, художники переосмысливали старинные предания и находили в них темы, близкие современности. На метопах храма Зевса в Олимпии были изображены 12 подвигов Геракла, на восточном фронтоне – миф о возникновении состязаний на колесницах, на западном – сцена битвы богов и героев с кентаврами. В статуях, высеченных из мрамора или отлитых из бронзы, мастера стремились передать обобщенный образ совершенной человеческой красоты. Этот образ связан прежде всего с обликом юноши-атлета.

Во время Греко-персидской войны был разрушен афинский Акрополь. Перикл решил восстановить его, замыслив превратить крепость города, где находились главные его святыни, в память славы и величия Афин. Непосредственное осуществление этого плана Перикл поручил Фидию.

 

 

Фидий посвятил Акрополю 16 лет своей жизни. Здесь в полной мере развернулись его организаторские способности, а талант скульптора достиг творческой зрелости. Он осуществлял общий надзор за возведением зданий, ему подчинялись отряды ремесленников и каменотесов. Под руководством Фидия вырос замечательный архитектурно-скульптурный ансамбль, поражавший современников и потомков удивительным единством и свободной живописной планировкой зданий. До наших дней сооружения Акрополя дошли сильно поврежденными, а порой и разрушенными, но не утратили своей благородной красоты и производят неизгладимое впечатление.

     

 

Смысл планировки Акрополя можно понять, лишь представляя движение торжественных процессий в дни  общественных празднеств. Шествие поднималось  на Акрополь  с запада, дорога вела вверх к парадному входа – пропилеям, некоторые построил Мнесикл. Пропилеи представляет собой два дорических портика, один из которых обращен в сторону города, другой к вершине Акрополя. Портики были увешаны фронтонами. Слева к портику пропилей примыкала пинакотека – картинная галерея, а справа – храм Афины-победительницы, или Афины-Ники, построенный архитектором Калликратом. Этот небольшой по размерам, гармоничный и ясный по форме храм первым встречал процессию. Стройные ионические колонны на каждой из двух коротких сторон храма придают зданию изящество.

Пройдя пропилеи, шествие  выходило на широкую площадь, в центре которой высилась статуя Афины-воительныцы. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой  держала щит.

Семиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех сторон города. И даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. Сама статуя стала своеобразной вертикальной осью всего ансамбля. Сегодня эта площадь пуста, а статую уничтожили еще в XIII в. рыцари-крестоносцы. Направо, за площадью, главный храм Акрополя – Парфенон, совершеннейшее творение всей греческой архитектуры, храм, посвященный Афине, покровительнице Афинского государства. Парфенон был построен Иктином и Калликратом под общим руководством Фидия.

По своему плану – это дорический периптер, окруженный 46 колоннами. Но он органически включает  и элементы ионического ордера: вытянутые по пропорциям колонны, облегченный антаблемент, сплошной фриз. При сооружении храма архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Раскраска храма подчеркивала конструктивные детали и образовывала фон, на котором выделялись скульптурные детали фронтонов и метоп.

Скульптуры Парфенона – подлинный кладезь (обильный, неисчерпаемый источник чего-либо) красоты, воплощение самых высоких устремлений человеческого духа. Понятие идейности искусства находит в них свое наибольшее выражение. Эта идея – покойное, величавое благородство, рожденное человеческим достоинством, величием человеческой судьбы.

Скульптуры Парфенона  славили Афину, утверждая ее высокое  положение среди прочих богов. Все  они созданы Фидием и его талантливыми учениками. На восточном фронтоне изображена сцена рождения богини из головы громовержца Зевса. Это событие, как повествуют мифы, произошло на горе Олимп в присутствии всех богов. Тема западного фронтона – спор Афины и Посейдона за господство над Аттикой. По преданию, каждый из богов должен был принести свои дары народу этой земли. Посейдон высек из горы соленый источник. Афина вонзила копье в землю, и на этом месте выросло оливковое дерево, которое греки назвали священным даром богини. Афина стала покровительницей Аттики и дала свое имя городу.

На метопах восточного фриза изображена борьба богов и гигантов; западного – битва афинских героев с амазонками; северного – разрушение Трои; южного – схватка греков с кентаврами. Все эти сюжеты связаны с мифами об Афине, вдохновлявшей героев на подвиги.

Фриз Парфенона проходит вокруг всего здания и считается одним из самых замечательных памятников искусства. На рельефе изображено более 350 человеческих фигур и около 250 животных, однако ни одна фигура в точности не повторяется.

Сюжет фриза – панафинейское  шествие, которое устраивалось во время праздника, посвященного богине. Фидий перенес на стены храма событие реальной жизни Афин, - явление, небывалое в истории греческого зодчества. Каждые 4 года афинские девушки торжественно вручали жрецам храма пеплос – плащ, вышитый ими для Афины. Весь народ участвовал в этой церемонии. Фриз Парфенона – это своеобразный гимн афинскому народу.

Последнее сооружение Акрополя – Эрехтейон, храм, посвященный Афине  и Посейдону. Согласно мифам, он стоял  на месте, где в древности происходил спор Афины и Посейдона. В полу храма было отверстие, сквозь которое показывали след на скале, оставленный трезубцем Посейдона, а перед храмом росла священная маслина.

 

 

 Планировка Эрехтейона  учитывает неровность почвы. Храм  состоит из двух находящихся  на разных уровнях помещениях. Три различных портика примыкают к нему, в том числе знаменитый портик кариатид на южной стене. Ощущение стройности и легкости дает применение ионического ордера. По контрасту с гордым Парфеноном Эрехтейон радует своей живописностью и декоративным изяществом.

В архитектуре эллинистического периода преобладает заметное стремление к подчеркнутой грандиозности и  великолепию. Наряду с основными архитектурными ордерами – дорическим и ионическим – все чаще применяется третий – коринфский, возникший позднее.

      

 

Коринфская колонна  – самая пышная и декоративная. В середине IV в. до н. э. в г. Эфесе заново отстраивается сгоревший храм Артемиды, который поражал своим богатством и великолепием, и считался одним из 7 чудес света. К чудесам света причисляли и так называемый Мавзолей – не дошедшую до нас гробницу персидского правителя Мавсола в городе Галикарнасе в Малой Азии. В оформлении Мавзолея применялись все три ордера. Он состоял из двух ярусов. В первом помещалась заупокойная камера, во втором – заупокойный храм. Здание завершалось высокой пирамидой, увенчанной четырехконной колесницей. Памятник был огромных размеров и достигал высоты 40-50 м. Строили Мавзолей зодчие Сати и Пифий.

В этот же период во многих городах создаются общественные сооружения для зрелищ и развлечений. Прежде всего это театры. Они были рассчитаны на огромное число зрителей – 15-20 тысяч и более. Зрители, т. е. весь народ Эллады, получали в театре живое представление о героях своей истории и мифологии. На сцене герои трагедий Еврипида жили и умирали, радовались и страдали, являя в своих действиях духовную общность с самими зрителями. Греческий театр был подлинно массовым искусством, вырабатывавшем определенные требования и к другим искусствам.

 

 

Одним из выдающихся зрелищных  сооружений этого времени является театр в Эпидавре, построенный Поликлетом Младшим. Писатели древности считали, что ни один зодчий не мог состязаться с автором этой постройки. С удивительным мастерством расположены на склоне места для зрителей – каменные скамьи, вмещавшие до 10.000 человек. Сохранившийся до наших дней театр в Эпидавре поражает своей идеальной акустикой. Зрители, сидевшие в последнем ряду на расстоянии 60 м. от орхестры и на 23 м. выше ее, отчетливо слышали каждый звук.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература и сайты:

 

  1. Мировая художественная культура, автор: О. Б. Лисичкина;
  2. Древняя Греция, автор: Л. С. Ильинская;
  3. Древняя Греция, автор: Б. Г. Деревенский;
  4. Древний Рим, автор: М. Берган;
  5. Словарь русского языка, автор: С. И. Ожегов;
  6. Wikipedia.org
  7. Www. 1arhi.ru
  8. Www. antica.lt
  9. Аrtclassic.edu.ru



Информация о работе Культурные памятники античности: архитектура