Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:12, реферат
Культурно-досуговая деятельность тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.
Введение……………………………………………………………………...3
1. История досуга……………………………………………………………4
2. Использование лучших традиций культурно-досуговой деятельности в современном обществе…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………..…..18
Список использованной литературы…………………………………..….19
Площадь, бывшая центром общественной
торговли жизни города, стала с XVIII
века и местом проведения массовых
празднеств. Многолюдные гуляния
и праздники всегда входили в
городской быт, но на протяжении долгого
времени они полностью
С XVIII века заметно различается
быт городов и деревень. Перемещение
традиционных земледельческих в
новые, городские условия на могло
не сказаться на их характере. В атмосфере
промышленного города нарушаются такие
существенные черты крестьянского
праздника, как его строгая регламентация
и обрядность, перестаёт ощущаться
магическая сторона действий и слов,
уходят из памяти исконные матировки
языческая предназначенность
Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало людям европейской знати, городские же низы, непривилегированная часть жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.
Слишком решительные и смелые реформы не редко встречали непонимание и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр "настойчиво искал новые формы и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний".
Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть в самом центре Москвы, на Красной площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления которого могли приходить все желающие.
Интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический и устный народный.
Для популяризации своих
Пётр увлекался фейерверками и часто принимал в них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором всероссийским, в небе Петербурга загорелся храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней.
XVIII век не без основания называют
"играющим веком". Действительно,
игровая стихия захватила
С конца XVII века всё более популярными становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент составляли западноевропейские "потешные" листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в среде читающей демократической публики.
Характерной чертой России XVIII века был и наплыв в страну иностранцев, в том числе бродячих актёров, познакомивших население (прежде всего городское) с европейским ярмарочным искусством.
Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала его к требованиям основного своего посетителя, и в тоже время формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что на ярмарках и гуляньях возводились целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные деревенской России развлечения и зрелища.
Балаганы, качели, карусели, горы составляли,
без сомнения, основу гуляний. Однако
они были далеко не единственными
объектами внимания гуляющей публики.
Неповторимый колорит и своеобразие
площади придавала также
Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и площадях больших городов, на постоялых дворах и в трактирах, в среде мелких городских ремесленников, среди дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская песня с присущими ей своеобразными выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.
Важная стилевая особенность мелодического склада городских песен заключалась в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют отчётливое двухдольное и трёхдольное ударение, образующее стихотворные стопы.
Начиная с XVIII века русская песня развивается в тесном соприкосновении с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е. Фомин, Д. Кашин.
В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX веков.
Слово "частушка" - первоначально одно из названий коротких, "частых" (в отличие от "протяжных", "долгих") песен. Частушки - главный жанр крестьянской поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека.
Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождало и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.
С конца XVIII века в России стали возникать чисто клубные формы досугового время препровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, развлечений для представителей дворянских кругов.
Развитию общественных форм дворянского
досуга способствовало формирование в
России системы культурно-
Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIXв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.
2. Использование лучших
традиций культурно-досуговой
В современном обществе большое внимание уделяется возрождению фольклорных традиций. Отмечают многие языческие и христианские праздники.
Например, один из любимейших праздников
наших предков - Масленица. Масленица
была языческим праздником в честь
бога солнца, которого суеверные славяне
очень почитали, старались «умаслить»,
т. е. умилостивить и называли Ярилой
за летнюю жару. До принятия христианства
масленицу сопровождалась не только
играми, гуляниями и пирами, но и
человеческими
Масленица получила новое переосмысление
- праздничная трапеза перед
В период подготовки к посту Масленица
помогает избавлению, в первую очередь,
от негативных эмоций и подсознательной
агрессии, оседающих в душах помимо
нашего желания. Катания с гор (а
точнее, подъем на гору), борьба, «стенка
на стенку», взятие снежных городков,
подвижные игры, веселое настроение,
испытываемое во время праздничных
гуляний - все направлено на то, чтобы
вместе с физической усталостью стряхнуть
со своей души все лишнее. Чрезмерная
озабоченность служебными проблемами,
заботы о детях, о хлебе насущном,
усталость, болезнь, злость, уныние - это
то, отвлекает человека от поста. Многие
считают постом отказ от животной
пищи. Но это далеко не так. Пост - это,
в первую очередь, усиленная молитва
и требует особого
А ведь Масленицу, как и другие праздники, мы любим не за вкусную еду. В первую очередь ценим особую атмосферу праздника, веселое настроение, огромный заряд положительных эмоций, которых так не хватает нам в повседневной жизни. И, особенно, за общение с друзьями и добрыми знакомыми.
Много веселых шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано с этими днями. На Руси часто говорили: «Без блина не масляна», «На горах покататься, в блинах поваляться», «Не житье, а масленица». И сугубо экономические черты: «Масленица объедуха, деньгам приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить». И, пожалуй, самая известная: «Не все коту масленица, будет и Великий пост».
Золотым гвоздем Масленицы были блины. Ни одно застолье не обходилось без них. Блины с маслом, со сметаной, маком, медом, вареньем. А еще со шкварками, салом, семгой, икрой - не исчерпать всех возможностей праздничного стола.
Знаменитые некогда русские блины готовили из гречневой муки, которую давно уже трудно найти в магазинах. Однако же и из пшеничной муки русские хозяйки готовят замечательные блины, которые завоевали необычайную популярность в мире. А в языческой Руси блины были символом сурового Ярилы и желанием упросить его быть снисходительным к земледельцу и его хозяйству.
Православная масленица - это веселый праздник с играми, соревнованиями. Но все должно быть в меру: веселье - не до дикого хохота, праздничная еда - не до объедания, игры - не до сломанных ребер и разбитых носов. Весело, интересно, с выдумкой, но разумно - такова суть современной масленицы. Праздник должен подарить хорошее настроение и вспоминаться добрыми словами. И тогда он даст возможность подготовиться к вхождению в пост и оставит после себя долгие приятные воспоминания.
Очень важны два последних дня перед постом. Вселенская родительская суббота - поминовение усопших, особенно умерших внезапной смертью. Воскресение называется прощенным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает о том, что нельзя совершить благое дело, не примирившись с ближними. Издавна в монастырях существовало правило: прежде, чем уединиться для поста, иноки просили друг у друга прощения. К этому же стремились все слои общества: в храмах в конце службы священник просит прихожан простить его и они так же просят друг у друга прощения. Ныне это правило сохраняется с современными поправками: если нет возможности попросить прощения у знакомых лично, стараются сделать это с применением современных средств связи: по телефону, интернету.
Возрождение старинных традиций дает и нам возможность участия в добром и веселом празднике.