Культурное значение досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Культурно-досуговая деятельность тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. История досуга……………………………………………………………4
2. Использование лучших традиций культурно-досуговой деятельности в современном обществе…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………..…..18
Список использованной литературы…………………………………..….19

Работа содержит 1 файл

Культурное значение досуга.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

Площадь, бывшая центром общественной торговли жизни города, стала с XVIII века и местом проведения массовых празднеств. Многолюдные гуляния  и праздники всегда входили в  городской быт, но на протяжении долгого  времени они полностью копировали крестьянскую традицию: устраивались в те же календарные сроки и  в тех же формах (ряженные на святках, катание на лошадях и с ледяных  гор на масленицу, качели на пасху, завивание  венков и хороводы "на природе" на троицу и т.п.). Сами гуляния назывались в народе "под горами" или "под  качелями".

С XVIII века заметно различается  быт городов и деревень. Перемещение  традиционных земледельческих в  новые, городские условия на могло  не сказаться на их характере. В атмосфере  промышленного города нарушаются такие  существенные черты крестьянского  праздника, как его строгая регламентация  и обрядность, перестаёт ощущаться  магическая сторона действий и слов, уходят из памяти исконные матировки  языческая предназначенность празднеств. Резко меняется также состав участников гуляний и ярмарок, здесь сталкивается огромное число людей, представителей всех сословий, многих местностей и  национальностей. Гулянье становится открытой системой и легко впитывает  в себя элементы и формы различных  традиций, сфер быта, культуры, искусства.

Произошло и социальное расслоение в сфере потребления искусства: в то время как крестьянское население  по-прежнему хранило традиционную культуру, высшее сословие ориентировалось на Запад, перенимало обычаи, подражало  людям европейской знати, городские  же низы, непривилегированная часть  жителей крупных городов ощущали необходимость в создании своего искусства - так начал формироваться городской фольклор.

Слишком решительные и смелые реформы  не редко встречали непонимание  и отпор в различных кругах патриархальной России, поэтому Пётр "настойчиво искал новые формы  и методы поведения пропагандистской компании в поддержку своих начинаний".

Так, в 1702 году Пётр I распорядился воздвигнуть  в самом центре Москвы, на Красной  площади, "комедийную хоромину" - первый публичный театр, на представления  которого могли приходить все  желающие.

Интерес к театру пробудился в разных слоях городского населения: в России второй четверти XVIII века бытовали театры: придворный, школьный, городской демократический  и устный народный.

Для популяризации своих преобразований Пётр I прибегал к таким публичным  зрелищам, как уличные маскарады, торжественные шествия (обязательно  предполагавшее возведение триумфальных ворот), иллюминации, пародийные обряды и т.п. Здесь, с одной стороны, использовались традиции народного святочного и  масленичного ряженья, с другой - символы  и аллегории школьного театра.

Пётр увлекался фейерверками и  часто принимал в них непосредственное участие, не жалея на их устройство денег, поскольку фейерверки обладали огромной зрелищной эффектностью и  доступны были широкому кругу зрителей. В то самый день, когда Петра I торжественно провозгласили императором  всероссийским, в небе Петербурга загорелся  храм Януса, освещенный двадцатью тысячами разноцветных огней.

XVIII век не без основания называют "играющим веком". Действительно,  игровая стихия захватила многие  стороны общественной жизни и  быта, сама культура носила от  части игровой характер. Однако, это столетие по праву считается  и временем просвещения. Изменения  в экономической, политической  и культурной жизни России  требовали всё большего числа  грамотных, знающих людей. Развивалось  книгопечатание, расширялся круг  читателей, зарождалась и новая  литература, отвечающая интересам  демократических слоёв городского  населения.

С конца XVII века всё более популярными  становились светские лубочные картинки, среди которых значительный процент  составляли западноевропейские "потешные" листы, русские лубки с изображением шутов, скоморохов, народных праздников, гуляний, сказочных героев. В XIX веке на смену им пришли лубочные книжки с текстами повестей, сказок, сатир, пользующиеся повышенным спросом в  среде читающей демократической  публики.

Характерной чертой России XVIII века был  и наплыв в страну иностранцев, в  том числе бродячих актёров, познакомивших  население (прежде всего городское) с европейским ярмарочным искусством.

Формирующийся площадной фольклор вбирал в себя и традиционные народные зрелища: выступления кукольников, вожаков медведей, музыкантов и балагуров. Их года в год городская площадь  впитывала, отбирала, перерабатывала весь разнообразный материал, выплёскивающийся сюда в различные дни, приспосабливала  его к требованиям основного  своего посетителя, и в тоже время  формируя его вкусы и запросы. Всё это привело к тому, что  на ярмарках и гуляньях возводились  целые увеселительные городки, включавшие как старые, так и новые, не известные  деревенской России развлечения  и зрелища.

Балаганы, качели, карусели, горы составляли, без сомнения, основу гуляний. Однако они были далеко не единственными  объектами внимания гуляющей публики. Неповторимый колорит и своеобразие  площади придавала также разнообразная  реклама: устная, живописная, театрализованная. К первому виду следует отнести  громкие зазывы торговцев и ремесленников, ко второму - всевозможные вывески и  афиши. Под театрализованной рекламой понимаются выступления балаганных, качельных, карусельных "дедов", а  также разыгрывавшиеся на балконах балаганов, специальных подмостках качелей, каруселей и цирков пантомимы, комические диалоги и целые сценки. Устная и зримая реклама на была исключительно ярмарочным или праздничным  явлением. Широко распространённая в  обычной, повседневной жизни горожан, она на площади во время веселья  представала в концентрированном, более ярком обличии, иногда в  особом, праздничном варианте. Театрализованная реклама существовала только на ярмарке, на гулянье, начинаясь и кончаясь с первым и последним взлётом  качелей, поворотом карусельного круга, с открытием и завершением  представлений в балаганах.

Народная песня, звучавшая во второй половине XVIII и в XIX веке на улицах и  площадях больших городов, на постоялых  дворах и в трактирах, в среде  мелких городских ремесленников, среди  дворовой челяди в барских усадьбах, а также в быту солдат и матросов, - это преимущественно городская  песня с присущими ей своеобразными  выразительными особенностями поэтического и музыкального языка.

Важная стилевая особенность мелодического  склада городских песен заключалась  в их аккордово-гармонической основе и простом чётком ритме. Городскую  песню всегда нетрудно узнать по особенностям её стихосложения, близкого к литературному. Равнослоговые строчки имеют  отчётливое двухдольное и трёхдольное  ударение, образующее стихотворные стопы.

Начиная с XVIII века русская песня  развивается в тесном соприкосновении  с музыкой городского быта, с профессиональным творчеством. В последние четверти века в России формируется национальная музыкальная школа. Среди первых отечественных композиторов ярко выделяются И. Хандошкин, В. Пашкевич, М. Матинский, Е. Фомин, Д. Кашин.

В XIX веке возникает новый по содержанию и форме жанр устного народного  творчества. Новизна содержания частушек - отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в  сознании людей, что принесли в жизнь  нашей страны богатые событиями  конец XIX и XX веков.

Слово "частушка" - первоначально  одно из названий коротких, "частых" (в отличие от "протяжных", "долгих") песен. Частушки - главный жанр крестьянской поэзии в последнее столетие. Мир  и взаимоотношения людей в  них изображаются с точки зрения деревенского человека.

Введя систему праздников Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Однако уже в XVIII веке, а  особенно в последующее время, дворяне  стремились "отгородиться" от "простонародья". В послепетровскую эпоху, общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились  царскими указами, с применением  административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождало  и свои собственные формы развлечений  и досуговых занятий.

С конца XVIII века в России стали  возникать чисто клубные формы  досугового время препровождения дворян. В 1770 в Петербурге, а через два года в Москве появились Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, развлечений для представителей дворянских кругов.

Развитию общественных форм дворянского  досуга способствовало формирование в  России системы культурно-просветительных  учреждений. Уже в XVIII веке стали  появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная 1719 году в Санкт-Петербурге, создание в  Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки.

Со второй половины XIX века в либерально настроенных дворянских кругах стало  возрастать число людей, посвящавших  свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Последние десятилетия XIXв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX века появились первые народные университеты. Эти образовательные учреждения посещались малоимущими и не имеющими образования мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского населения.

2. Использование лучших  традиций культурно-досуговой деятельности  в современном обществе

В современном обществе большое  внимание уделяется возрождению  фольклорных традиций. Отмечают многие языческие и христианские праздники.

Например, один из любимейших праздников наших предков - Масленица. Масленица  была языческим праздником в честь  бога солнца, которого суеверные славяне  очень почитали, старались «умаслить», т. е. умилостивить и называли Ярилой за летнюю жару. До принятия христианства масленицу сопровождалась не только играми, гуляниями и пирами, но и  человеческими жертвоприношениями. Но голос Церкви звал к покаянию, предостерегал от укоренившихся  в народном сознании языческих обрядов.

Масленица получила новое переосмысление - праздничная трапеза перед постом. Праздник этот не так прост, как многие о нем думают. Люди не верующие привыкли считать Масленицу всего лишь данью старинным обычаям. Однако же в действительности масленичная  неделя тесно связана с Великим  постом. Являясь последней перед  постом неделей, она может быть сравнима с отпуском перед тяжелой, но необходимой  работой. Великий пост является не только самым продолжительным из всех четырех  постов, но и самым строгим. Не случайно церковь предписывает постепенное  вхождение в пост, Великому посту  предшествуют три покаянные седмицы (недели), каждая из которых имеет  свое название. Это седмицы: о мытаре и фарисее, о блудном сыне и  о Страшном Суде.

В период подготовки к посту Масленица  помогает избавлению, в первую очередь, от негативных эмоций и подсознательной  агрессии, оседающих в душах помимо нашего желания. Катания с гор (а  точнее, подъем на гору), борьба, «стенка  на стенку», взятие снежных городков, подвижные игры, веселое настроение, испытываемое во время праздничных  гуляний - все направлено на то, чтобы  вместе с физической усталостью стряхнуть  со своей души все лишнее. Чрезмерная озабоченность служебными проблемами, заботы о детях, о хлебе насущном, усталость, болезнь, злость, уныние - это  то, отвлекает человека от поста. Многие считают постом отказ от животной пищи. Но это далеко не так. Пост - это, в первую очередь, усиленная молитва  и требует особого сосредоточения душевных мыслей и сил.

А ведь Масленицу, как и другие праздники, мы любим не за вкусную еду. В первую очередь ценим особую атмосферу  праздника, веселое настроение, огромный заряд положительных эмоций, которых  так не хватает нам в повседневной жизни. И, особенно, за общение с друзьями и добрыми знакомыми.

Много веселых шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок связано  с этими днями. На Руси часто говорили: «Без блина не масляна», «На горах  покататься, в блинах поваляться», «Не  житье, а масленица». И сугубо экономические  черты: «Масленица объедуха, деньгам  приберуха», «Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить». И, пожалуй, самая известная: «Не все коту масленица, будет и Великий пост».

Золотым гвоздем Масленицы были блины. Ни одно застолье не обходилось без них. Блины с маслом, со сметаной, маком, медом, вареньем. А еще со шкварками, салом, семгой, икрой - не исчерпать  всех возможностей праздничного стола.

Знаменитые некогда русские  блины готовили из гречневой муки, которую давно уже трудно найти  в магазинах. Однако же и из пшеничной  муки русские хозяйки готовят  замечательные блины, которые завоевали  необычайную популярность в мире. А в языческой Руси блины были символом сурового Ярилы и желанием упросить его быть снисходительным  к земледельцу и его хозяйству.

Православная масленица - это веселый  праздник с играми, соревнованиями. Но все должно быть в меру: веселье - не до дикого хохота, праздничная еда - не до объедания, игры - не до сломанных  ребер и разбитых носов. Весело, интересно, с выдумкой, но разумно - такова суть современной масленицы. Праздник должен подарить хорошее настроение и вспоминаться добрыми словами. И тогда он даст возможность подготовиться к  вхождению в пост и оставит  после себя долгие приятные воспоминания.

Очень важны два последних дня  перед постом. Вселенская родительская суббота - поминовение усопших, особенно умерших внезапной смертью. Воскресение  называется прощенным. Евангелие, читаемое в этот день, напоминает о том, что  нельзя совершить благое дело, не примирившись с ближними. Издавна в монастырях существовало правило: прежде, чем уединиться для поста, иноки просили друг у друга прощения. К этому же стремились все слои общества: в  храмах в конце службы священник  просит прихожан простить его и они  так же просят друг у друга прощения. Ныне это правило сохраняется  с современными поправками: если нет  возможности попросить прощения у знакомых лично, стараются сделать  это с применением современных  средств связи: по телефону, интернету.

Возрождение старинных традиций дает и нам возможность участия  в добром и веселом празднике.

Информация о работе Культурное значение досуга