Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:12, реферат
Культурно-досуговая деятельность тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.
Введение……………………………………………………………………...3
1. История досуга……………………………………………………………4
2. Использование лучших традиций культурно-досуговой деятельности в современном обществе…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………..…..18
Список использованной литературы…………………………………..….19
ФГОУ ВПО
«Орловский государственный институт искусств и культуры»
Библиотечно-информационный факультет
Реферат по культурологии на тему:
«Культурное значение досуга»
(на примере русской культуры)
Выполнила студентка: Берлина А.С
Специальность: «Руководство
студией кино- фото- видеотворчества»
Группа: №218
Научный руководитель: Овсянников А.В.
2012г.
План
Введение…………………………………………………………
1. История досуга……………………………………………………………4
2. Использование лучших традиций культурно-досуговой
деятельности в современном обществе…………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………..….19
Введение
Культурно-досуговая
Отличительным качеством культурного досуга является его эмоциональная окрашенность, возможность привнести в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.
Тема истории досуга, раскрываемая в данной работе, позволит увидеть существенные изменения, взаимосвязь всех граней деятельности человека и непосредственное выражение их же в досуге, увидеть культурное развитие и достижения на данный момент.
1. История досуга
Досуг, как социальное явление, имеет глубокие исторические корни, он всходит к периоду каменного века, когда возвращение древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.
Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием сопровождались целой системой праздников. Календарные обычаи и обряды годичного цикла, связанные с трудовой деятельностью народа, - это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных этапах развития. Как концентрированное выражение духовной и материальной культуры народа, календарные праздники несут на себе печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние историко-культурных контактов и связей.
Во все времена праздник воспринимался
как противопоставление будням. Сложность
и многогранность праздника как
непременной части человеческой
культуры нашли своё выражение и
в его социальной многофункциональности.
Так можно отметить следующие
функции праздника: торжественное
обновление жизни; коммуникативную
и регулятивную функции, компенсаторную;
эмоционально-психологическую
Несмотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.
Чередования будней и праздников характеризовало
и быт восточных славян, занимавших
обильную территорию - от побережья
Финского залива, Ладожского и Онежского
озёр до устья рек Дуная, Днепра и
верховьев Волги и Оки. К моменту
возникновения
Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для противостояния врагам.
Народное музыкальное
Лучшие создания народного музыкально-
На протяжении многовековой истории человечества песни сопутствовали трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.
Старинные народные песни - плод коллективного творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании.
Русская народная музыка - особая самостоятельная область народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.
Выделение у славян родоплеменной знати и дальнейший процесс социального расслоения общества, особенно усилившийся после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей. Любимой забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.
Распространение христианства среди славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились на народные праздники. С принятием христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям новой религии.
Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники нашли свою нишу в христианском календаре.
До принятия христианства существовала
недифференцированность русского быта
и обрядовости, и потребность
в особых игрецах, помимо жрецов или
волхвов, выполнявших все обрядовые
и ритуальные функции, ещё не возникла.
"Вертимое плясание", пляски и
хороводы были общим делом всех участников
этих обрядовых действ. Христианство
разобщило народ и жречество.
Язычество, как культ, было подорвано,
но языческая обрядность продолжала
существовать на началах двоеверия.
Боги поверженных культов
Со временем в праздниках и обрядах происходили, конечно, изменения, но процесс этот, по крайней мере в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину, каждому празднику и обряду соответствовали строго определённые песни, танцы и игры. Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый цикл, разворачивающийся в течении нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас игры.
Заранее определённый распорядок обуславливал характер и особенности искусства оседлых скоморохов. "Сценарий" каждого игрища был досконально известен каждому участнику; были какие-то твёрдые закреплённые функции, чётко определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что люди собирались на игрище по зову, по сигналу скомороха.
Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и "Петрушке" объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи.
Популярность такого представления
определялась не только любопытством.
Образ медведя у русского народа
вызывал целый круг представлений,
идущий ещё от времён язычества. Кроме
того, действия учёного медведя в
совокупности с иногда обширными
репликами вожака находятся в
русле наиболее популярный традиций
или направлений народного
Медвежья потеха и кукольное представление, хотя и не исчерпывают всего многообразия форм искусства походных скоморохов, вполне могут служить основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие для возбуждения внимания зрителей. Традиционное - использование знакомой канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие для того, чтобы быть понятым и принятым зрителями.
Церковь постепенно выступала для
средневекового человека и в качестве
своеобразного культурного
На протяжении XVI века в Русском
государстве создавались
Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это отличало высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь для класса феодалов неблагоприятные последствия: просвещение умов и, как следствие, восстания против существующих порядков.
Отличительной чертой быта знатных и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение допускалось лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.
В образе жизни городского населения и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё же давали некоторые преимущества для жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.
Уже в устройстве городской жизни
обозначались тенденции, обусловившие
в последующие времена
XVIII век для России был переходным моментом, а для ярмарочной площадной культуры стало и отправной точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого пути.
Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие перемены в жизни страны. Становлению Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые преобразования.
Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось более тысячи семисот ярмарок с оборотом в сотни миллионов рублей, и к концу столетия в одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число людей определялось по количеству выпеченного хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".