Культурное значение досуга

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 22:12, реферат

Описание работы

Культурно-досуговая деятельность тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо просматриваются различия между организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1. История досуга……………………………………………………………4
2. Использование лучших традиций культурно-досуговой деятельности в современном обществе…………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………..…..18
Список использованной литературы…………………………………..….19

Работа содержит 1 файл

Культурное значение досуга.docx

— 52.54 Кб (Скачать)

ФГОУ ВПО

«Орловский государственный  институт искусств и культуры»

Библиотечно-информационный факультет

 

 

 

 

Реферат по культурологии на тему:

«Культурное значение досуга»

(на примере русской  культуры)

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Берлина А.С

Специальность: «Руководство

студией кино- фото- видеотворчества»

Группа: №218   

Научный руководитель: Овсянников А.В.                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

2012г.

 

 

План

Введение……………………………………………………………………...3

1. История досуга……………………………………………………………4

2. Использование лучших традиций культурно-досуговой деятельности в современном обществе…………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………..…..18

Список использованной литературы…………………………………..….19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культурно-досуговая деятельность тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. В историческом и современном аспектах отчётливо  просматриваются различия между  организацией досуга в специализированном центре культурной деятельности (театр, концертный зал, картинная галерея) и в неком неорганизованном пространстве. Культурно-досуговая деятельность в этом случае сопутствует какому-либо другому процессу, а не является самоцелью.

Отличительным качеством культурного  досуга является его эмоциональная  окрашенность, возможность привнести  в каждую форму занятий душевные переживания. Досуговая сфера, кроме  того, даёт субъекту возможность заниматься любимым делом, встречаться с  интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Тема истории досуга, раскрываемая в данной работе, позволит увидеть существенные изменения, взаимосвязь всех граней деятельности человека и непосредственное выражение их же в досуге, увидеть культурное развитие и достижения на данный момент.

 

1. История досуга

Досуг, как социальное явление, имеет  глубокие исторические корни, он всходит  к периоду каменного века, когда  возвращение древних охотников  с добычей воспринималось соплеменниками, как большой праздник.

Переход племён к оседлому образу жизни и занятия земледелием  сопровождались целой системой праздников. Календарные обычаи и обряды годичного  цикла, связанные с трудовой деятельностью  народа, - это сложное общественное явление, своеобразное отражение их социально-политической, историко-культурной, этнической, духовной жизни на различных  этапах развития. Как концентрированное  выражение духовной и материальной культуры народа, календарные праздники  несут на себе печать этнической специфики. В тоже время они отражают типологическую общность человеческой культуры, влияние  историко-культурных контактов и  связей.

Во все времена праздник воспринимался  как противопоставление будням. Сложность  и многогранность праздника как  непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и  в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие  функции праздника: торжественное  обновление жизни; коммуникативную  и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и  нравственно-воспитательную функции.

Несмотря на то, что праздники  органически вплелись в ткань  повседневной жизни людей и имели  для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к  первоначальным формам досуговой деятельности.

Чередования будней и праздников характеризовало  и быт восточных славян, занимавших обильную территорию - от побережья  Финского залива, Ладожского и Онежского  озёр до устья рек Дуная, Днепра и  верховьев Волги и Оки. К моменту  возникновения государственности  в конце IX - начала ХХ веков славяне  имели достаточно развитую праздничную  культуру. Наибольшее количество праздников приходилось на позднюю осень, зиму и раннюю весну, где крестьянин получал  некоторую передышку от напряженного труда. Эти праздники дошли и  до нас. Масленица (проводы зимы), святки (конец декабря - начало января), праздник Ивана Купала (в ночь с 23 на 24 июня) и так далее.

Во время праздников члены крестьянской общины устраивали пиршества за общим  столом, получившее название "братчины", как и праздники в целом, не только помогали людям восстановить психические и физические силы, но восполняли функцию единения для  противостояния врагам.

Народное музыкальное творчество - одна из важных областей художественной культуры народа. Издревле складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить свои мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Лучшие создания народного музыкально-поэтического искусства отличаются непосредственностью  высказывания, искренностью и задушевностью; многим песням и сказам присущи вместе с тем и глубина и значительность художественного замысла.

На протяжении многовековой истории  человечества песни сопутствовали  трудовой деятельности людей, отражали их отношение к происходящим событиям, к судьбам родной земли.

Старинные народные песни - плод коллективного  творчества многих людских поколений. Одна из характерных особенностей этих песен заключается в их устном бытовании.

Русская народная музыка - особая самостоятельная область народного музыкального творчества. Ещё со времён Киевской Руси, у древних восточных славян существовал богатый и разнообразный инструментарий. Установлено, что существовали инструменты духовые, струнно-щипковые, смычковые, ударные.

Выделение у славян родоплеменной  знати и дальнейший процесс социального  расслоения общества, особенно усилившийся  после образования государства, обусловили появление первых различий в организации отдыха. Например, в княжеском дворе устраивались пышные пиры в честь празднества, удачного сражения, гостей. Любимой  забавой высшей знати становится звериная и птичья охота.

Распространение христианства среди  славян, начинавшееся ещё в IХ веке и официально введённое в Киевской Руси в 988 году, оказало огромное влияние  на жизнь и быт народа. Борясь с языческой верой, блюстители христианской церкви с особым ужесточением набросились  на народные праздники. С принятием  христианства в Древней Руси появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям  новой религии.

Церковь не смогла искоренить это. Многие отмеченные крестьянские праздники  нашли свою нишу в христианском календаре.

До принятия христианства существовала недифференцированность русского быта и обрядовости, и потребность  в особых игрецах, помимо жрецов или  волхвов, выполнявших все обрядовые  и ритуальные функции, ещё не возникла. "Вертимое плясание", пляски и  хороводы были общим делом всех участников этих обрядовых действ. Христианство разобщило народ и жречество. Язычество, как культ, было подорвано, но языческая обрядность продолжала существовать на началах двоеверия. Боги поверженных культов становились  бесами. Часть жрецов продолжала отстаивать культ, прежняя роль волхвов не угасала, известны восстания, когда "из чащи времён" прошлое завладело умами даже через несколько веков после введения христианства. Другая часть постепенно вырождалась в мелких колдунов и чародеев, знающихся с нечистой силой (т.е. с теми же своими богами). Из вырождавшихся волхвов произошли первые скоморохи. Недаром на протяжении всей своей исторической жизни скоморохи слыли ведунами и знахарями, людьми, якшающимися с нечистой силой, способными напустить "порчу" и принести всякий вред. Главная сфера их первоначальной деятельности - обряды, связанные с ритуальным смехом.

Со временем в праздниках и обрядах  происходили, конечно, изменения, но процесс  этот, по крайней мере в XI - XVI веках, шёл очень медленно. Каждый праздник и обряд проходил из года в год  по всем хорошо известному чину, каждому  празднику и обряду соответствовали  строго определённые песни, танцы и  игры. Например, на святки устраивались игры с маскированием и ряженьем. Интересна была масленичная игра. Она представляла собой целый  цикл, разворачивающийся в течении  нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определённая часть, почти неизученной у нас  игры.

Заранее определённый распорядок обуславливал характер и особенности искусства  оседлых скоморохов. "Сценарий" каждого игрища был досконально  известен каждому участнику; были какие-то твёрдые закреплённые функции, чётко  определённый круг обязанностей. Одна из таких обязанностей это то, что  люди собирались на игрище по зову, по сигналу скомороха.

Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и "Петрушке" объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи.

Популярность такого представления  определялась не только любопытством. Образ медведя у русского народа вызывал целый круг представлений, идущий ещё от времён язычества. Кроме  того, действия учёного медведя в  совокупности с иногда обширными  репликами вожака находятся в  русле наиболее популярный традиций или направлений народного творчества в целом, определяющими чертами  которых являются пародия и гротеск.

Медвежья потеха и кукольное  представление, хотя и не исчерпывают  всего многообразия форм искусства  походных скоморохов, вполне могут  служить основанием для заключения о его важнейшей особенности. Это сплав необычного с традиционным. Необычное - необходимое условие  для возбуждения внимания зрителей. Традиционное - использование знакомой канвы, всего созданного раннее, форм юмора, сатиры, пародии и гротеска - столь же необходимое условие  для того, чтобы быть понятым и  принятым зрителями.

Церковь постепенно выступала для  средневекового человека и в качестве своеобразного культурного центра. Она давала городским и сельским жителям возможность (а сельским, пожалуй, единственную) приобщиться  к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи (настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться с печатным словом.

На протяжении XVI века в Русском  государстве создавались условия  для расширения форм культурной деятельности в сфере досуга. Укрепление могущества Российского государства содействовало  развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции Киевской Руси. Во второй половине XV века в Москве уже имелась книжная торговля. Но главным стимулятором развития книжности  явилось книгопечатание, введённое  на Руси по почину царя Ивана Грозного и митрополита Макария. В XVII веке в Москве делаются переводы латинских  и немецких книг и появляются первые библиотеки с собраниями иностранных  сочинений при посольском приказе, в церковных учреждениях, в домах  богатых вельмож.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в жизни  россиян, в том числе и в  проведении досуга, крылась в необразованности подавляющего большинства людей. Это  отличало высший аристократический  слой общества. Другая причина заключалась  в боязни правящей верхушки, всяких нововведений, которые могли иметь  для класса феодалов неблагоприятные  последствия: просвещение умов и, как  следствие, восстания против существующих порядков.

Отличительной чертой быта знатных  и зажиточных россиян было "затворничество" женщин, что сказывалось и на их досуге. Женщины вели крайне замкнутый  образ жизни. Сфера деятельности ограничивалась домом, и общение  допускалось лишь с небольшим  кругом родственников. Отлучиться из дома женщина могла только с позволения мужа.

В образе жизни городского населения  и сельского населения вплоть до конца XVII века особых различий не существовало, но условия городской жизни всё  же давали некоторые преимущества для  жителей в приобщении к духовной культуре и выборе досуговых занятий.

Уже в устройстве городской жизни  обозначались тенденции, обусловившие в последующие времена продвинутость  городского населения в культурных ориентациях и способах проведения досуга. Характеризуя развитие досуговой  деятельности до XVII века, надо заметить, что формы её не отличались большим  разнообразием и дифференцированностью  в зависимости от принадлежности субъекта деятельности к той или  иной социальной группе. Досуг всех слоёв российского общества опирался на народную, традиционную основу.

XVIII век для России был переходным  моментом, а для ярмарочной площадной  культуры стало и отправной  точкой, началом яркого и сложного, хотя и сравнительно короткого  пути.

Эпоха Петра I знаменовала глубочайшие  перемены в жизни страны. Становлению  Российской империи способствовали глубокие сдвиги в экономике и  политике: всё это сопровождалось изменениями в мировоззрении  и психологии людей и, разумеется, влекло за собой социальные и культурно-бытовые  преобразования.

Развитие промышленности и рост городов привели к оживлению  торговли внутри страны, к созданию единого общероссийского рынка. Резко увеличилось количество ярмарок  и их товарооборот, усилился приток иностранных купцов. Уже к началу к 1830-х годов в России насчитывалось  более тысячи семисот ярмарок  с оборотом в сотни миллионов  рублей, и к концу столетия в  одной только Воронежской губернии устраивалось свыше шестисот ярмарок. На Нижегородской ярмарке в 1875 году в среднем в сутки бывало до 135398 человек. Любопытно, что число  людей определялось по количеству выпеченного  хлеба, "полагая по три фунта (примерно по 1.2 кг) на человека в сутки".

Информация о работе Культурное значение досуга