Культурная антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.

Работа содержит 1 файл

Культурная антропология.docx

— 39.67 Кб (Скачать)

 

Явления, вызывающие непосредственный интерес ученого, в методологии  исследования обозначаются как предмет  исследования, а материал, в который  «вписан» предмет исследования, принято  называть объектом, т. е. носителем исследуемых  свойств и процессов.

 

Культура, как было отмечено выше, может являться как объектом, так и предметом исследования. В первом случае роль культуры сводится к роли носителя тех свойств, которые  составляют предмет интереса самых  разных наук - истории и социологии, этнографии и археологии, психологии и медицины, филологии и искусствознания, философии и богословия. В этом случае понятие «культура» в системе  понятийного аппарата названных  выше наук приобретает иной, новый  смысл, соответствующий интересам  каждой из названных наук. Культура в сочетании с предметом какой-либо из выделенных нами научных дисциплин  становится лишь внешним условием для  выделения тех или иных исторических, социологических и т. д. закономерностей. В этом случае, используя понятие  культуры в ходе разработки собственного предмета, «культурой» именуют особо  выделяемые исторические факторы, социальные интересы, этнические особенности, традиции и обычаи, археологические находки  и другие компоненты предметной области  каждой из гуманитарных наук. И культура, как и всякий предмет познания, может быть осознана и определена только как целостное образование (целостность), несущее в себе всю  совокупность своих базовых качественных характеристик.

 

> Предмет исследования - это основа исследовательского  интереса, поскольку понятие предмета  исследования выражает целенаправленную  заинтересованность ученого в  освоении конкретной предметной  области, процессов или свойств,  проявивших и обозначивших себя  в особо выделенном объекте  исследования (объекте-носителе).

 

Особое положение культуры, ее особая форма предполагают и особые методы исследования.

 

> Метод научного исследования - это совокупность объединенных  единым общим принципом исследовательских  технологий, которые используются  для решения конкретных исследовательских  задач.

 

Метод - это то, как исследуется  нечто. Выбор метода исследования полностью определяется содержанием исследуемой проблемы, которая представляет собой противоречие между познанным и непознанным в структуре научного знания.

 

Правильный выбор научного метода - важный, а порой и решающий этап любого научного исследования, в  том числе и культурологического.

 

В науке выделяют три типа методов:

 

¦ философские (базовые);

 

¦ общенаучные;

 

¦ специальные (конкретнонаучные).

 

К философским (базовым) относятся методы, имеющие философское обоснование: эмпирический и теоретический, наблюдение и эксперимент, выделение и обобщение, абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция.

 

Данные методы представляют собой фундаментальные подходы  к исследованию в любой отрасли  знания. Все методы в равной степени  обеспечивают фундаментальность исследований, служат эффективным инструментом для  всех наук независимо от того, в пространстве каких предметных областей они находят  свое применение. Но не только философские (базовые) методы обеспечивают приобретение новых знаний о предмете исследований..

 

Общенаучные методы составляют особую группу научных исследовательских  технологий. Они разрабатываются  и формируются в той или  иной конкретной науке и могут  быть заимствованы из смежных наук в соответствии с поставленными  сходными задачами. Однако в условиях заимствования корректируются правила  их применения в зависимости от специфики  конкретной научной дисциплины.

 

Основное отличие общенаучных  методов от философских (базовых) заключается  в том, что общенаучные методы более конкретны, в большей мере способны учитывать специфику предмета. Сочетая базовые и общенаучные методы, ученый может добиваться значительно болыпих результатов за счет конкретизации подходов к исследованию. Общенаучные методы обеспечивают более детальную разработку проблем, рассматривают предмет исследования с разных сторон, извлекая из него новые сведения благодаря восприятию его в новых ракурсах и новом освещении..

 

На основе общенаучных  методов постепенно складываются и  специальные (конкретнонаучные) методы, которые, как правило, используются в основном только в границах определенной предметной области, что позволяет вести исследование, в значительной степени учитывая специфику конкретной области знания. В исследовательской практике культурологии постепенно сформировались свои особые методы, заметно пополнившие существующие способы исследования культуры и в определенном смысле вносящие свой вклад в понимание научной методологии.

 

Эмпирические и теоретические  методы в изучении культуры

 

Два философски обоснованных (базовых) метода исследования - эмпирический и теоретический - постоянно соперничают  друг с другом, как бы противопоставляя свои возможности, хотя на деле представляют собой две стадии единого исследовательского процесса.

 

Технологии эмпирических исследований связаны с такими традиционными  способами изучения, как наблюдение, отслеживание, проведение экспериментов, т. е. с созданием условий, призванных обеспечить выявление искомого, проведение экспертиз, в ходе которых сопоставляются теоретические данные с эмпирически  полученным результатом, проведение испытаний, т. е. проверка на эмпирическую достоверность, устойчивость полученного результата.

 

Труд теоретика, как и  труд эмпирика, предполагает высокую  ответственность за полученный результат, часто имеющий большую значимость, как в политических, так и в  экономических областях. Всю свою научно активную жизнь теоретик проводит среди книг, других изданий, отслеживая все то, что может быть связано  в области информации со сложившимся  полем его основных научных. Все  разработанные философией базовые  методы - и прежде всего анализ и  синтез, индукция и дедукция, абстрагирование  и конкретизация - составляют неотъемлемый арсенал любого исследования.

 

Если анализ предполагает первоначальное расщепление объекта  исследования, его разбор на элементы с целью их тщательного осмотра  и изучения, то следующая операция - синтез - осуществляет обратное, т. е. воссоединение всех частей, восстановление целостности объекта. Данные операции позволяют изучить строение объекта, его внутренние особенности и  свойства, функции каждого отдельно взятого элемента в строении целого.

 

Другая задача может быть поставлена при использовании методов  индукции и дедукции. Эти методы применяются тогда, когда сам  объект нам до поры до времени неизвестен, но есть разрозненные признаки, указывающие  на его существование. Индукция как  метод предполагает сбор всех возможных  и первоначально разрозненных фактов, их систематизацию, объединение, в результате чего получается некая общая картина  явления, хотя и с множеством неизвестных  составляющих. Дедукция на основе умозаключений  и логических построений стремится  к воссозданию целого, заменяя  отсутствующие детали гипотетическими  предположениями, которые в свою очередь подвергаются изучению по степени  аргументированности и близости к достоверному Абстрагирование и конкретизация - также необходимые методы при исследовании культуры. Их суть заключается в том, что при изучении выделенного объекта можно осуществлять две диаметрально противоположные операции. С одной стороны, мы можем обособить в структуре объекта его отдельное свойство или отдельную часть (элемент) с тем, чтобы более внимательно изучить все ее характеристики и свойства. Такое отделение части от целого в качестве самостоятельного объекта исследования принято называть методом абстрагирования. Противоположным приемом можно считать метод конкретизации, в границах которого объект рассматривается как сумма всех частей, составляющих единый целостный объект исследования. Этот метод позволяет, с одной стороны, извлечь из объекта определенную деталь для последующего ее внимательного изучения (абстрагирование), а с другой - воссоединить все изученные детали в единое целое, что обеспечивает понимание его внутренней конструкции и функциональных особенностей. В культурологических исследованиях эти методы особенно важны, так как культура трудно поддается целостному анализу и конкретизации, но все же изучение ее возможно на основе абстрагирования отдельных ее свойств и признаков.

 

15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА КУЛЬТУРЫ

 

Антропологический подход: культура -- мир человека.

 

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого  общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует  их жизнь в определенных исторических условиях

 

Суть антропологического подхода заключается в признании  самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ.

 

Антропология - это наука  о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека.

 

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos - человек, и logos - разум, знание) - наука о происхождении и эволюции человека.

 

В странах Западной Европы и США антропологией считается  гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), В советской науке  антропология трактовалась как биологическая  наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас.

 

Физическая антропология изучает процессы и этапы становления  человека как вида, а также природу  внутривидовых вариаций, их анатомические  и физиологические характеристики и другие существенные биологические  факты, т.е. параметры человеческого  тела и анализ его физических характеристик, скелетного строения человека, а также  функций мягких тканей тела

 

Культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.

 

Культурные антропологи  сыграли важную роль в исследованиях  по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом  антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в  зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.

 

В современной науке встречаются  различные варианты систематизации антропологических дисциплин. Так, к антропологии относят археологию, этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику  и т.д. По мере развития и усложнения мира человека, растет научная специализация, и набор антропологических дисциплин  постепенно расширяется. Так в нем  стали выделять медицинскую антропологию (психология человека, генетика человека), экологию человека и т.д.

 

Главной по важности сферой приложения антропологии сегодня является «образование» в самом широком  смысле этого слова. В современном  мире растет число контактов между  народами с различными по своему происхождению  культурами. Через преподавательскую  деятельность и литературу о культурных различиях антропологи стремятся  внести свой вклад в развитие у  людей толерантности, взаимного  уважения, способствуя, в конечном счете, росту взаимопонимания между  ними. Антропология является важной составной  частью современного образования. 


Информация о работе Культурная антропология