Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 14:43, контрольная работа
Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.
Явления, вызывающие непосредственный интерес ученого, в методологии исследования обозначаются как предмет исследования, а материал, в который «вписан» предмет исследования, принято называть объектом, т. е. носителем исследуемых свойств и процессов.
Культура, как было отмечено
выше, может являться как объектом,
так и предметом исследования.
В первом случае роль культуры сводится
к роли носителя тех свойств, которые
составляют предмет интереса самых
разных наук - истории и социологии,
этнографии и археологии, психологии
и медицины, филологии и искусствознания,
философии и богословия. В этом
случае понятие «культура» в системе
понятийного аппарата названных
выше наук приобретает иной, новый
смысл, соответствующий интересам
каждой из названных наук. Культура
в сочетании с предметом какой-
> Предмет исследования
- это основа исследовательского
интереса, поскольку понятие предмета
исследования выражает
Особое положение культуры, ее особая форма предполагают и особые методы исследования.
> Метод научного исследования
- это совокупность объединенных
единым общим принципом
Метод - это то, как исследуется нечто. Выбор метода исследования полностью определяется содержанием исследуемой проблемы, которая представляет собой противоречие между познанным и непознанным в структуре научного знания.
Правильный выбор научного
метода - важный, а порой и решающий
этап любого научного исследования, в
том числе и
В науке выделяют три типа методов:
¦ философские (базовые);
¦ общенаучные;
¦ специальные (конкретнонаучные).
К философским (базовым) относятся методы, имеющие философское обоснование: эмпирический и теоретический, наблюдение и эксперимент, выделение и обобщение, абстрагирование и конкретизация, анализ и синтез, индукция и дедукция.
Данные методы представляют
собой фундаментальные подходы
к исследованию в любой отрасли
знания. Все методы в равной степени
обеспечивают фундаментальность
Общенаучные методы составляют особую группу научных исследовательских технологий. Они разрабатываются и формируются в той или иной конкретной науке и могут быть заимствованы из смежных наук в соответствии с поставленными сходными задачами. Однако в условиях заимствования корректируются правила их применения в зависимости от специфики конкретной научной дисциплины.
Основное отличие общенаучных методов от философских (базовых) заключается в том, что общенаучные методы более конкретны, в большей мере способны учитывать специфику предмета. Сочетая базовые и общенаучные методы, ученый может добиваться значительно болыпих результатов за счет конкретизации подходов к исследованию. Общенаучные методы обеспечивают более детальную разработку проблем, рассматривают предмет исследования с разных сторон, извлекая из него новые сведения благодаря восприятию его в новых ракурсах и новом освещении..
На основе общенаучных методов постепенно складываются и специальные (конкретнонаучные) методы, которые, как правило, используются в основном только в границах определенной предметной области, что позволяет вести исследование, в значительной степени учитывая специфику конкретной области знания. В исследовательской практике культурологии постепенно сформировались свои особые методы, заметно пополнившие существующие способы исследования культуры и в определенном смысле вносящие свой вклад в понимание научной методологии.
Эмпирические и теоретические методы в изучении культуры
Два философски обоснованных (базовых) метода исследования - эмпирический и теоретический - постоянно соперничают друг с другом, как бы противопоставляя свои возможности, хотя на деле представляют собой две стадии единого исследовательского процесса.
Технологии эмпирических исследований связаны с такими традиционными способами изучения, как наблюдение, отслеживание, проведение экспериментов, т. е. с созданием условий, призванных обеспечить выявление искомого, проведение экспертиз, в ходе которых сопоставляются теоретические данные с эмпирически полученным результатом, проведение испытаний, т. е. проверка на эмпирическую достоверность, устойчивость полученного результата.
Труд теоретика, как и
труд эмпирика, предполагает высокую
ответственность за полученный результат,
часто имеющий большую
Если анализ предполагает первоначальное расщепление объекта исследования, его разбор на элементы с целью их тщательного осмотра и изучения, то следующая операция - синтез - осуществляет обратное, т. е. воссоединение всех частей, восстановление целостности объекта. Данные операции позволяют изучить строение объекта, его внутренние особенности и свойства, функции каждого отдельно взятого элемента в строении целого.
Другая задача может быть поставлена при использовании методов индукции и дедукции. Эти методы применяются тогда, когда сам объект нам до поры до времени неизвестен, но есть разрозненные признаки, указывающие на его существование. Индукция как метод предполагает сбор всех возможных и первоначально разрозненных фактов, их систематизацию, объединение, в результате чего получается некая общая картина явления, хотя и с множеством неизвестных составляющих. Дедукция на основе умозаключений и логических построений стремится к воссозданию целого, заменяя отсутствующие детали гипотетическими предположениями, которые в свою очередь подвергаются изучению по степени аргументированности и близости к достоверному Абстрагирование и конкретизация - также необходимые методы при исследовании культуры. Их суть заключается в том, что при изучении выделенного объекта можно осуществлять две диаметрально противоположные операции. С одной стороны, мы можем обособить в структуре объекта его отдельное свойство или отдельную часть (элемент) с тем, чтобы более внимательно изучить все ее характеристики и свойства. Такое отделение части от целого в качестве самостоятельного объекта исследования принято называть методом абстрагирования. Противоположным приемом можно считать метод конкретизации, в границах которого объект рассматривается как сумма всех частей, составляющих единый целостный объект исследования. Этот метод позволяет, с одной стороны, извлечь из объекта определенную деталь для последующего ее внимательного изучения (абстрагирование), а с другой - воссоединить все изученные детали в единое целое, что обеспечивает понимание его внутренней конструкции и функциональных особенностей. В культурологических исследованиях эти методы особенно важны, так как культура трудно поддается целостному анализу и конкретизации, но все же изучение ее возможно на основе абстрагирования отдельных ее свойств и признаков.
15. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО БЛОКА
Антропологический подход: культура -- мир человека.
Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях
Суть антропологического
подхода заключается в
Антропология - это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека.
АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos - человек, и logos - разум, знание) - наука о происхождении и эволюции человека.
В странах Западной Европы и США антропологией считается гуманитарная наука о человеке во всех его измерениях: социальных, культурных и физических (анатомия, физиология, антропогенез), В советской науке антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, физической организации и эволюции человека и человеческих рас.
Физическая антропология
изучает процессы и этапы становления
человека как вида, а также природу
внутривидовых вариаций, их анатомические
и физиологические
Культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности.
Культурные антропологи сыграли важную роль в исследованиях по состоянию умственного здоровья во многих культурах. Особым вкладом антропологов является изучение различий в умственных расстройствах в зависимости от этнической или субкультурной принадлежности людей.
В современной науке встречаются
различные варианты систематизации
антропологических дисциплин. Так,
к антропологии относят археологию,
этнографию, этнологию, фольклор, лингвистику
и т.д. По мере развития и усложнения
мира человека, растет научная специализация,
и набор антропологических
Главной по важности сферой
приложения антропологии сегодня является
«образование» в самом широком
смысле этого слова. В современном
мире растет число контактов между
народами с различными по своему происхождению
культурами. Через преподавательскую
деятельность и литературу о культурных
различиях антропологи