Культурная антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.

Работа содержит 1 файл

Культурная антропология.docx

— 39.67 Кб (Скачать)

1. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

 

Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.

Структура культуры представлена в двух основных частях: культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии  покоя, вторая - в движении. К культурной статике относится внутреннее строение культуры - совокупность оазисных элементов  или черт и формы культуры - конфигурации, характерные сочетания таких  элементов.

К динамике относятся те средства, механизмы и процессы, которые  описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, сохраняется, с ней происходит множество  метаморфоз. Базисными единицами  культуры выступают элементы или  черты культуры. Они бывают двух видов - материальными и нематериальными. Материальные памятники культуры более  долговечны, они хранят больший объем  информации, чем нематериальные. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней - только по материальным.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека. Их называют артефактами (паровая машина, книга, храм, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое). Артефакты отличаются тем, что они имеют определенное символическое значение, выполняют предусмотренную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.Нематериальную или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они - тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

1.1 Черты культуры

 

Базисные единицы культурной статики называют элементами или  чертами культуры. Черты культуры делятся на универсальные, общие и специфические.Универсальные черты культуры присущи всему человеческому роду и отличают его от других видов живых существ. Прежде всего гго социобиологические черты, в частности, длительный период детства, постоянный (а не сезонный) характер репродуктивной функции и сложно устроенный мозг, присущая всем людям потребность длительного и заботливого воспитания потомства и привязанность детей к родителям. К социальным универсалиям можно отнести коллективную жизнь, распределение пищи и построение семьи.Общие черты культуры присущи целому ряду обществ и народов, поэтому их еще называют региональными. Существует несколько причин регионального сходства. Первая заключается в том, что некоторые народы общаются и обмениваются между собой культурными достижениями более активно, чем с другими народами. Вторая причина - общие этнические предки. Третья причина сходства объясняется одинаковыми, но независимыми друг от друга культурными изобретениями, сделанными одновременно у разных народов.

Специфические черты культуры часто называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. В одних  культурах считается, что пышными  должны быть похороны, а не именины  людей. В других культурах думают иначе. Различие в подходе к одному и тому же событию у разных народов  можно объяснить культурными  факторами.

Наряду с этими чертами  культуры существуют еще девять фундаментальных, присущих всем культурам, а именно: речь (язык); материальные черты; искусство; мифология и научное знание; религиозная  практика; семья и социальная система; собственность; правительство; война. Их можно назвать универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры. Иначе паттерны называют культурными темами. Например, одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальная справедливость, другие - индивидуальная ответственность и денежный успех, третьи - военная доблесть и охота и т.п.

Культурный комплекс - совокупность культурных черт или элементов, возникших  на базе исходного элемента и функционально  связанных с ним. В качестве примера  можно привести спортивную игру хоккей.С ним связаны стадион, болельщики, спортивная одежда, шайба, билеты и многое другое. Культурным комплексом могут быть галереи и музеи, выставочные залы, частные собрания картин и антикварных предметов, художественные стили и направления, научные теории и школы, религиозные учения и т.д.

В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. А так как культурный комплекс представляет собой функционально  взаимосвязанную совокупность элементов  культуры, то, следовательно, и он может  быть пространственным и временным.

Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным - культурное наследие.

Культурный ареал - географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами  или разделяющих доминирующую культурную ориентацию. (Например, многоженство - отличительный признак стран  Востока, исповедующих ислам.) К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую  и некоторые другие субкультуры  или национальные культуры.

 

 

2. АГЕНТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ  ИНСТИТУТЫ КУЛЬТУРЫ

К агентам культуры относятся  большие социальные группы, малые  социальные группы, индивиды.

Малые социальные группы подразделяются на:

- добровольные профессиональные  ассоциации, объединяющие создателей  культуры, способствующие их профессиональному  росту, защищающие их права  и способствующие распространению  культурных ценностей;

- специализированные объединения  и кружки;

- круг поклонников отдельных  видов искусства, например музыкальной  группы;

- культурные срезы, представляющие  собой неопределенное множество  людей, принадлежащих к интеллигенции  и осуществляющих духовную поддержку  либо культуры в целом, либо  ее отдельных видов и направлений;

- семьи, в которых происходит  первичная социализация человека.

Большие социальные группы подразделяются на:

- этносы (племя, народность, нация), представляющие собой устойчивые  межпоколенные общности людей, объединенные общей исторической судьбой, общими традициями, культурой, особенностями быта, единством территории и языка;

- профессиональные группы  создателей, исследователей, хранителей  и исполнителей художественных  произведений (в частности, этнографы,  филологи, философы, критики, реставраторы, архитекторы, цензоры, музыковеды);

- непрофессиональные группы, в той или иной форме приобщенные  к культуре (например, поклонники, зрители,  читатели);

- аудитории (зрительская,  читательская).

Необходимо отметить, что  особую категорию субъектов культуры составляют вкладчики - люди, которые  способствовали позитивным изменениям в культуре. Эта категория распадается  на нескаг ко групп:

- создатели художественных  произведений: композиторы, художники,  писатели, поэты;

- меценаты, спонсоры, то есть  инвесторы культуры;

- распространители культурных  ценностей: издатели, лектор, дикторы;

- потребители культурных  ценностей: публика, аудитория;

- цензоры: литературные  редакторы, главные редакторы,  литературные цензоры, следящие  за соблюдением правил;

- организаторы: министр культуры, мэр города.

 

К институтам культуры следует  относить учреждения и организации, создающие, исполняющие, хранящие, распространяющие художественные произведения, а также  спонсирующие и обучающие население  культурным ценностям, в частности, школы и пузы, академии наук, министерства культуры и образования, лицеи, галереи, библиотеки, театры, учебно-воспитательные комплексы, стадионы и др.

 

 

 

 

По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов.

 

1. Понятия (концепты). Они  содержатся главным образом в  языке. Благодаря им становиться возможным упорядочить опыт людей. Например, мы воспринимаем форму, цвет и вкус предметов окружающего мира, но в разных культурах мир организован по разному.

 

В языке жителей Тробриандских островов одно слово обозначает шесть различных родственников: отца, брата отца, сына сестры отца, сына сестры матери отца, сына дочери сестры отца, сына сына брата отца отца и сына сына сестры отца отца. В английском языке даже отсутствуют слова, обозначающие четырех последних родственников.

 

Это различие между двумя  языками объясняется тем, что  для жителей Тробриандских островов необходимо слово, охватывающее всех родственников, к которым принято относиться особым почтением. В английском и американском обществах сложилась менее сложная система родственных связей, поэтому у англичан нет необходимости в словах, обозначающих таких дальних родственников.

 

Таким образом, изучение слов языка позволяет человеку ориентироваться  в окружающем мире посредством отбора организации своего опыта.

 

2. Отношения. Культуры  не только выделяют те или  иные части мира с помощью  понятий, но также выявляют, как  эти составные части связаны  между собой - в пространстве  и времени, по значению ( например, черное противоположно белому), на основе причинной обусловленности (“пожалеть розгу - испортить ребенка”). В нашем языке имеются слова, обозначающие землю и солнце, и мы уверены, что земля вращается вокруг солнца. Но до Коперника люди верили, что дело обстоит наоборот. Культуры часто по-разному истолковывают взаимосвязи.

 

Каждая культура формирует  определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к  сфере реального мира и к сфере  сверхъестественного.

 

3. Ценности. Ценности - это  общепринятые убеждения относительно  целей, к которым человек должен  стремиться. Они составляют основу  нравственных принципов.

 

Разные культуры могут  отдавать предпочтение разным ценностям  ( героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

 

4.Правила. Эти элементы  ( в том числе и нормы ) регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры. Например, наша законодательная система включает множество законов, запрещающих убивать, ранить других людей или угрожать им. Эти законы отражают, насколько высоко мы ценим жизнь и благосостояние личности. Точно так же у нас существуют десятки законов, запрещающих кражу со взломом, присвоение чужого имущества, порчу собственности и пр. В них отражено наше стремление к защите личной собственности.

 

Ценности не только сами нуждаются  в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в  ходе взаимодействия между людьми.

 

Нормы могут представлять собой стандарты поведения. Но почему люди склонны подчиняться им, даже если это не соответствует их интересам? Во время сдачи экзамена студент  мог бы списать ответ у соседа, но боится получить плохую отметку. Это  один из нескольких потенциально сдерживаемых факторов. Социальные поощрения ( например, уважение ) стимулируют соблюдение нормы, требующей от студентов честности. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями. К ним относятся штраф, тюремное заключение, выговор и др. Позитивными санкциями ( например, денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют поощрения за соблюдение норм.

 

 

 

 

 

 

Первое определение культуры дал английский антрополог и культуролог  Э. Тайлор (1832--1917). Он считал, что культура -- это сумма всех видов человеческой деятельности, включающая знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, язык,. а также способности навыки, усвоенные человеком. Многозначность понятия «культура», а также различные его интерпретации в различных культурологических теориях и концепциях весьма ограничивают возможности дать его единственное и четкое определение. Это и обусловило многочисленность определений культуры, число которых продолжает неуклонно расти. В настоящее время их число доходит уже до полутысячи.

 

Разброс определений понятия  «культура» вызван многими причинами. Главными являются следующие: 1) специфические  интересы каждой конкретной науки; 2) разнообразие мировоззренческих позиций различных  ученых и групп исследователей внутри каждой отдельной науки; 3) сложность  и многоуровневый характер самого феномена культуры.

 

Обобщая существующие точки  зрения на культуру, можно «сказать, что слово "культура" имеет  три основных значения: 1 ) возделывание, творчество и производство, обрабатывание, включая обработку земли; 2) образование, воспитание, развитие; 3) поклонение, почитание, имея в виду поклонение религиозному культу.

 

В современной отечественной  культурологии принято выделять три подхода в определении  культуры -- антропологический, социологический и философский.

 

Суть антропологического -самоценности культуры каждого народа, которая лежит в основе образа жизни как отдельного человека, так и целых обществ. Социологический подход рассматривает культуру как фактор образования и организации жизни общества. Философский подход стремится выявить закономерности в жизни общества, установить причины зарождения и особенности развития культуры. В современном языке термин «культура» употребляется очень часто, преимущественно в двух значениях: в широком -- обозначает все то, что создано руками и разумом человека обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику; в узком -сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

 

Культура отличает человека от животных, а общественную жизнь -- от природной. Культура передается от поколения к поколению посредством традиции, языка, обучения и подражания, а не путем биологического наследования. Подходы к понятию «культура»

 

Аксиологический подход (из первого аспекта): культура -- мир ценностей.

 

Антропологический подход (из второго аспекта): культура -- мир человека.

СУЩНОСТЬ АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ  КОНЦЕПЦИИ КУЛЬТУРЫ

Информация о работе Культурная антропология