Культурная антропология

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в проектах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества.

Работа содержит 1 файл

Культурная антропология.docx

— 39.67 Кб (Скачать)

 

Аксиологический подход культура -- мир ценностей

 

Культура есть совокупность лучших творений человеческого духа. Но -- в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности.

 

В рамках аксиологической  концепции культура рассматривается  как совокупность ценностей. Многие культурологи считают, что ценности - это самое главное в культуре, ее ядро. Проблема ценностей разрабатывалась на протяжении всей истории философии Ценность рассматривается:

 

1). как предмет, имеющий какую - либо пользу;

 

2). как идеал т. е. представление о желательном;

 

3). как значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

 

Существуют разные способы  и принципы классификации ценностей.

 

К предметным ценностям относятся  предметы материальной и духовной деятельности людей, а также природные явления, имеющие для человека положительное  значение и способные удовлетворять  его потребности. Субъективные ценности - это установки, оценки, требования, запреты, которые выступают регуляторами деятельности человека. Материальные ценности удовлетворяют материальные потребности человека (в еде, одежде, жилье). Духовные ценности удовлетворяют  духовные потребности человека (в  познании, творчестве, прекрасном).

 

Абсолютной ценностью  является сам человек, его жизнь. Помимо этого к высшим ценностям  следует отнести смысл жизни, справедливость, свободу, мир, труд, добро, истину, красоту. Без реализации этих ценностей человек не может состояться как личность. Устойчивый комплекс ценностей, разделяемых основной частью общества, формирует срединную культуру (ядро культуры), которая обеспечивает единство и целостность духовной жизни, устраняет угрозу раскола  общества.

 

Каждый человек формирует  для себя определенную систему ценностей, и она может изменяться в процессе его развития. Один человек отдает приоритет материальным ценностям, другой - духовным. Один учится, чтобы  больше зарабатывать. Другой - работает, чтобы иметь возможность учиться и самосовершенствоваться. У каждого своя система ценностных ориентаций, которая выступает регулятором развития личности

 

8. ОБЩАЯ ХАР-КА ФИЛОСОФСКОГО БЛОКА КУЛЬТУРЫ

 

Философия культуры лежит  в основе структуры культурологии. Термин философия культуры (культурфилософия) введен в научный оборот в начале XIX века А.Мюллером для обозначения исследований в области философской и художественной культуры.

 

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ (культурфилософия), общая теория культуры, касающаяся сущности и природы культуры, ее взаимоотношения с природой и обществом, классификации видов, форм и направлений, а также некоторых частных проблем, прежде всего связанных с цивилизацией.

 

Ф.К. -- система метафизических утверждений о сущности, генезисе и наиболее общих законах культуры, Впервые о сущности культуры заговорили древнегреческие философы. Философия  культуры различных исследует наиболее общие черты культуры: сущность культуры, ее значение для развития человечества, структуру культуры, ее функции, роль и динамику.

 

В философии культуры выделяются три периода:

 

1. Античность - выделяется  специфика культуры, философские  категории и теории культуры (Фалес,  Анаксимен, Сократ, Цицерон).

 

2. Новое время - появляются  направления философии культуры, соответствующие трем столетиям:

 

философия Просвещения (Ж.-Ж. Руссо, А.М. Вольтер, Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, Ж.А. Кондорсе);

 

философия эпохи Романтизма;

 

немецкая классическая философия (И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шиллер и др.).

 

3. Постклассическая философия (конец XIX - начало XX вв.) в этот период культурология оформляется как самостоятельная наука, определяются ее сущность и специфика (Л.Уайт, Г.Риккерт, З.Фрейд, М.М.Бахтин).

 

Отличие философии культуры от культурологии в том, что философия  культуры рассматривает ее как целое, а культурология опирается на конкретный материал. Философия носит  теоретический характер, а культурология  более практический. Синтез на базе культурологии, историко-культурных, социологических, психологических знаний позволяет  разрабатывать проблемы ментальностей, психологических характеристик отдельных культур, «соматической» (телесной) культуры у разных народов и т.д.

 

 

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

 

Культурология - одна из самых  молодых наук. Сам термин «культура», хотя данное слово известно с древних  времен, в современном привычном  для нас значении используется лишь с начала XIX века.

 

Культурология - гуманитарная наука о сущности, закономерностях  существования и развития культуры, человеческом значении и способах ее постижения.

 

Культурология имеет свои предметы и объекты изучения.

 

Предметом культурологии  являются объективные закономерности мирового и национального культурного  процесса, памятники и явления  материальной и духовной культур, факторы  и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участие в приумножении и передаче культурных ценностей от поколения  к поколению.

 

Объектом культурологии  являются культурные аспекты различных  сторон общественной жизни людей, выявление  особенностей и достижений, основных культурно-исторических типов, анализ тенденций и процессов, происходящих в современной социально-культурной среде.

 

Что касается науки о культуре - культурологии, то она сложилась  еще позднее, практически уже  в нашем столетии. Конечно, культура изучалась и раньше. Примерно до середины XIX века этим занимались главным  образом философия и история, затем к ним подключились другие науки - этнография, филология, антропологии и т. д. Одной из первых работ, прямо  посвященных культуре, стала книга  английского историка Э. Тайлора "Первобытная культура" (1871 г.).

 

Значительный вклад в  ее становление внес американский ученый Л. Уайт (1900 - 1975) своей книгой "Наука  о культуре" (1949). Его заслуга  состоит прежде всего в том, что он четко поставил вопрос о необходимости строгого определения предмета культурологии, тех явлений, которые должны входить в ее компетенцию. Обобщая сделанное до него, Уайт предложил выделить в культуре три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Первая содержит орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие - экономические, нравственные, политические отношения. Содержание третьей подсистемы составляют идеи, верования, мифы и знания. Из трех подсистем технологическая выступает в качестве определяющей. В античности (Древние римляне) под понятием «Культура» подразумевали обработку земли (ее возделывание). До сих пор сохранилось это значение (злаковые культуры и др.).

 

Культурология -- это наука, изучающая основные законы сущности человеческого бытия (религия, искусство, наука). Культурология как специальная наука о культуре начинает формироваться в конце XIX-начале XX веков. Предметом культурологии не может быть вся культура. Это по силам лишь всей совокупности социальных и гуманитарных наук.

 

Таким образом, предмет культурологии  как науки представлен 4-мя аспектами: 1 это наука о способах существования  коллективной жизни людей и социальных соглашений по поводу допустимости/недопустимости тех или иных способов удовлетворения их интересов, потребностей; 2. наука  о процессах формирования комплекса  социально значимых знаний и социального  опыта; 3. наука о содержании процессов  коммуникации и социальном функционировании языков этой коммуникации; 4. наука о процессах и способах воспроизводства общества и личности - межпоколенная трансляция социального и культурного опыта: норм, правил, знаний и смыслов, ценностей и символов, языков, их обозначающих. На современной стадии своего развития культурология представляет собой систему наук, в которой принято выделять два уровня: фундаментальный и прикладной. Предметом фундаментальной культурологии является исследование общих закономерностей функционирования и развития культурных процессов. Прикладная культурология исследует, планирует и разрабатывает методику прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной и культурной политики. Эта политика осуществляется специализированными институтами культуры и общественными организациями.

 

Философия культуры, которую  можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через ее наиболее общие и существенные черты. Она дает определение и понимание сущности культуры, ее отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В ее предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины ее взлетов и падений, расцвета и кризиса и т. д.

 

Вторым видом является история культуры. В той или  иной мере историческая культурология также решает философско-теретические вопросы. Однако главная ее задача - дать конкретное знание о той или иной культуре. Ее предметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например - эпоха Возрождения. Она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов.

 

Третьим видом выступает  социологическая культурология. Она исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур - массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодежной. Ее интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоев общества.

 

К социологии культуры тесно  примыкает психология культуры, в  которой в последнее время  просматривается тенденция выделиться в самостоятельную научную дисциплину. Ее предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения  человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических  исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного  общества.

 

В западных странах широкое  распространение получила этническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых "архаических" народов.

 

До недавнего времени  большое влияние имела филологическая культурология, в которой та или  иная национальная культура изучаются  через призму языка и литературы.

 

В последние годы широкое  распространение получили структурно-семиотические  концепции культуры, опирающиеся  на новейшие лингвистические и некоторые  другие методы.

 

Цель культурологии - выявить  дух культуры, опираясь на изучение генезиса, функционирования и развития культуры как специфического человеческого  способа жизни, дать анализ способов культурного развития.

 

Задача культурологии - построить  структуру культуры, которая бы могла  объяснять происходящие процессы, прогнозировать их и управлять ими.

 

Предмет, задачи и методы культурологии как науки Культура - это специфический способ организации  и развития человеческой жизнедеятельности представленных продуктов материального и духовного производства в системе соц. норм и учреждений, в духовных ценностях в совокупности отношений человека к природе, другим людям и самому себе. Культурология - это общая теория культуры, призванная отображать и развивать основные параметры культуры, выявить универсальные св-ва всех явлений, создаваемых культурой и сделать их объектом спец. исследования на базе единых принципов в рамках особой области знаний

 

Культурология изучает универсальные  свойства, присущие всем культурам, независимо от их исторического места, объема, национальной принадлежности и т.п. Как теоретическая наука, в изучении своего предмета культурология многое абстрагирует, обобщает, намечает лишь общие тенденции и закономерности. Культурология относится к семье  гуманитарных дисциплин. Каждая культура - это неповторимая сфера, созданная  определенным отношением человека к  миру и к самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы открываем  для себя другие человеческие миры.

 

Задача культурологии - построить  структуру культуры, которая бы могла  объяснять происходящие процессы, прогнозировать их и управлять ими.

 

 

МЕТОДОЛОГИИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ

 

В методологии культурологического  исследования следует различать  понятие объекта исследования и  понятие культуры как объекта  исследования. Объектом исследования в науке принято называть (то что  можно исследовать)тот фрагмент окружающей действительности, предметного, материального мира или области идей, духовной жизни, который интересен исследователю не сам по себе, а как носитель свойств, еще нераскрытых, непознанных противоречий. Другими словами, объект (носитель) необходим для того, чтобы в конкретном явлении или в строго очерченном пространстве объекта иметь возможность выделить для специального исследования совокупность конкретных свойств, непосредственно интересующих ученого, носителем которых и является установленный исследователем объект.

 

> Объект познания - это  совокупность качественно определенных  явлений и процессов реальности, существенно отличных по своей внутренней природе, основным чертам и законам функционирования и развития от других объектов этой реальности.

 

Такое определение указывает  на обособленность объекта в отношении  с другими, не затронутыми исследованием, состояниями и явлениями.

Информация о работе Культурная антропология