Культура западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

В Деяниях Апостолов есть место, где описывается встреча апостола Павла с эпикурейскими и стоическими философами в Афинах: «Что это за новое учение, проповедуемое тобою?» - спросили они. – «И став Павел среди ареопага, сказал: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу».

Содержание

1. Средневековый менталитет………………………………………………...….3
2. Этапы развития западноевропейской культуры Средневековья……………5
3. Научная культура в Средние века……………………………………………11
4. Феномен средневекового карнавала………………………………………....12
Список использованных источников…………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

реферат культурология.docx

— 43.31 Кб (Скачать)

Готический стиль, готика (от ит. Gotico – «готский», от названия герм.племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, господствовавший в искусства с XII до XV-XVI вв. Главный феномен готики – кафедральный собор. Главная особенность готического храма – крестовый нервюрный свод стрельчатой формы. Благодаря нервюру (стрельчатой дуги), готический храм устремлен ввысь, стены его кажутся более легкими, ажурными. Их прорезали огромные окна с многоцветными витражами. Характерная особенность готического храма - круглые витражные окна (т.наз. «розы»). Собор украшали стрельчатые арки, порталы, ажурные башни, статуи, скульптурные группы, орнаменты и химеры (фантастические фигуры зверей). Примеры готической архитектуры: собор Санта-Мария-дель-Фьоре и церковь Санта Кроче XIII-XIV вв. во Флоренции; во Франции: церковь Сен-Дени, собор Парижской Богоматери, собор в Лане, Шартрский собор, соборы в Реймсе и Амьене, капелла Людовика IX, «Святая часовня» Сен-Шапель; в Германии – соборы во Фрейбурге и в Ульме, Кёльнский собор; в Англии – собор в Солсбери, Кентерберийский собор; в Италии – Миланский собор, В Чехии – собор св.Вита и др. Самым знаменитым циклом скульптур периода готики считается скульптурный декор собора в Наумбурге (Германия) – рельефы «Страстей Христовых» и 12 статуй основателей (донаторов) храма. Эпоха готики – время расцвета книжной миниатюры, эмалей, художественного ткачества, декоративных изделий из серебра и проч.

В XII в Провансе на юге  Франции (трубадуры), на севере Франции (труверы) появляется куртуазная поэзия, воспевающая Прекрасную Даму. Центры куртуазной культуры – замки. Куртуазная культура («куртуазный» с франц. - учтивый, вежливый, придворный) – это культура придворного этикета, сложный ритуал отношений и нравственных качеств. Составляющей частью куртуазной культуры была куртуазная любовь, современники называли ее «fine amour», «утонченная любовь», которая выражалась в поклонении молодого неженатого рыцаря знатной замужней Даме, возможно, супруге сеньора этого рыцаря или другого высокопоставленного человека. Реализовать влечение к Даме рыцарь не мог, но удовольствие доставляло само ожидание. Для достижения своей цели влюбленный рыцарь проходил несколько стадий-степеней: 1) любовь «колеблющегося», 2) любовь «умоляющего», 3) любовь «услышанного», 4) любовь «друга». На последней стадии ему разрешалось поцеловать руку Даме, заключить ее в объятия. Но все это – при условии преданности, верности своей Даме, готовности выполнить все ее желания. Мужчина должен был уважать женщину, развивать мужские добродетели. Именно средневековая культура Западной Европы впервые вознесла образ женщины до божественного существования. О неземной красоте Прекрасной Дамы, как правило, хозяйки замка, ведущей замкнутый и одинокий образ жизни слагали свои песни трубадуры и труверы (первоначально – бродячие певцы и музыканты, вышедшие из сословия шутов). Великие куртуазные поэты Бернарт де Вентадорн (годы творчества – 1150-1180), Бертран де Борн (ум.1210 г.), Пейре Видаль (годы деятельности 1118-1206), Гильем де Кабестань (кон.12), Пейре Карденаль (1225-1272), поэтессы: графиня де Диа (кон.XII в.), Азаланда де Поркайраргес.

Мне в пору долгих майских  дней

Мил щебет птиц издалека,

Зато и мучает сильней

Моя любовь издалека.

И вот уже отрады нет,

И дикой розы белый цвет,

Как стужа зимняя, не мил.

Мне счастье. Верю, царь царей

Пошлет в любви издалека,

Но тем моей душе больней

В мечтах о ней – издалека!

Ах, пилигримам бы вослед,

Чтоб посох страннических  лет

Прекрасною замечен был!.....

За трубадурами последовали  поэты других стран, например, немецкие миннезингеры: Фридрих фон Йохансдорф, Гартман фон Ауэ, Вольфрам фон Эшенбах, Вальтер фон дер Фогельвейде, Тангейзер, Освальд фон Волькенштейн и др.

 

Литература была представлена жанром рыцарского романа («Ланселот, или Рыцарь телеги» (1180), «Ивейн, или Рыцарь со львом» Кретьена де Труа; «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха; любовные романы («Тристан и Изольда» Готфрида Страсбургского, «Роман о Розе»), так называемый «животный эпос» («Роман о Лисе»). Городская литература включала небольшие назидательные рассказы в стихах - фаблио (от лат. fibula-«басня, рассказ»), которые в немецкой литературе назывались шванки.

Средневековая музыка. Музыка в Средневековье различалась  на светскую и духовную. Светская музыка представлена народными песнями, песнями  вагантов, трубадуров, актеров и  др. Музыка эта была монофонической, аккомпанемент – дудочка или  струнный инструмент. Духовная музыка была непременным атрибутом католической мессы. Музыка входила в число  «семи свободных искусств», центрами обучения в раннем Средневековье  были монастыри, с XII в. – соборы и  университеты. В XI в. монах Гвидо  д’Ареццо создал нотное письмо и дал название 7 нотам гармонии. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену унисонному пению приходит сложное многоголосие, которое получит распространение как в церковной, так и в светской музыке.

Средневековый театр. В истории  средневекового театра выделяются два  периода:

– Ранний (V- XI вв.) период, для  которого характерны народные праздники  с элементами театрализации, часто  связанные с языческими обрядами, а потому преследуемые церковью; и  литургические мистерии.

– Зрелый период (XII-XIV вв.). появляются профессиональные актеры, переезжающие с места на место. Первым средневековым драматургом считают Адама де Ла-Аль (ок.1238-ок.1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми. В XIV-XV вв. появляются театрализованные представления:

1. Фарс (от лат. Farcio - «начинаю») – небольшие комические пьесы бытового содержания.

2. Миракль (от лат. Miraculum – «чудо») – жанр религиозной драмы, сюжетную основу которой составляли легенды о чудесах, которые совершает Богоматерь, какой-нибудь святой, известный как покровитель данной местности.

3. Мистерия (от греч.mysterion – «тайный») – религиозное представление в Западной Европе дидактического содержания.

Заказчиками мистерий были городские цеха и городские власти. Но ставились они под контролем  церкви. Известно три основные формы  проведения мистерии: мимо зрителей могли  проезжать телеги, на которых показывались отдельные эпизоды мистерии; мистерия также могла показываться на специальном  кольцевом помосте: здесь действие проходило в разных местах помоста, а также на земле – в центре круга, образованного этим помостом; наконец, представление могло происходить  на прямоугольном помосте, на котором  устанавливались декорации в  виде беседки, которая изображала нужное пространство, если по виду нельзя было понять, что это такое, на ней вешалась поясняющая надпись: «рай», «ад», «дворец» и т.д. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены из-за сильного критического момента в них.

Позднее средневековье (XIV - XV вв.). Кризисные тенденции: прекратилась распашка и освоение новых земель, экономическая депрессия, запустение деревень. Во многом экономическое  истощение предопределила 100-летняя война между Францией и Англией. Прекращается строительство соборов. Банки – банкроты, девальвация монеты. Социальный кризис. В посл.трети XII в. по Европе прокатилась волна городских бунтов, восстаний черни. В 1315 -1317 гг. ненастная погода повлекла за собой неурожай, рост цен и всеобщий голод. С 1348 г. эпидемия (Великая чума). В Европе в сер. XIV в. умерло 22-28 млн. из 73 (74) млн. жителей. Тема смерти доминирует в искусстве и религиозном сознании. Новые религиозные движения – флагелланы (бичующие себя), которые делали акцент на умерщвлении плоти.

Но наблюдаются и предвозрожденческие тенденции: социальная мобильность, опустошенные чумой города нуждаются в притоке новых сил. Открываются новые университеты с акцентом на изучение медицины, естественных наук, возрастает интерес к классической латыни, античным текстам.

3. Научная культура в  Средние века

 

Уровень образованности средневекового европейца был очень невысок. Неграмотными были герцоги и короли, и даже представители духовенства. Христианская часть культуры становилась  доступной в виде цитат, парафраз, нравоучительных историй. Источником христианской мысли в раннем Средневековье  была даже не сама Библия, а ее второстепенные изложения, низводившие духовную жизнь  до борьбы пороков и добродетелей. Иконопись и зодчество становятся нравоучительными. Уже в 1025 г. Аррасский собор утверждал: «Неграмотные созерцают в живописи то, что они не могут прочесть».

Ученые раннего Средневековья: Северин Боэций (480-524), «последний римлянин», передавший средневековью знания аристотелевской философии; Флавий Кассиодор (ок.490-583), занимавшийся латинской риторикой, инициатор переписывания древних текстов; Беда Достопочтенный (673-735), в наиболее завершенной форме изложивши теорию четырех смыслов Священного Писания, положенной в основу христианской экзегетики.

Характерная черта средневековой  культуры в парадоксальном сочетании  мистического (даже с элементами оккультизма) душевного порыва с ориентацией  на строгую методологию и системность  подобную математической или юридической. Благодаря развитию образования  в XII веке изменяется отношение к  книге. Книга университетская стала  цениться выше, чем книга монастырская. IV Латеранским собором были запрещены ордалии (испытания огнем и водой), им на смену постепенно приходили письменные доказательства истины. Десакрализация книги сопровождалась определенной рационализацией методов интеллектуальной работы, что воплотилось в схоластическом методе. Схоластика (от греч. Scholastikos – «школьный, ученый») – религиозная философская система, характеризующаяся соединением религиозной философии с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам. Схоласты стремились систематизировать и обосновать содержание христианского учения и в противовес мистике видели путь постижения Бога в логике и рассуждении. Известный представитель схоластики Ансельм Кентерберийский (1033-1109) утверждал, что все истины Откровения доступны рациональному доказательству. Он «доказал» существование Бога, сформулировав онтологический аргумент: Бог есть наивысшее мыслимое совершенство, поскольку существование является одним из необходимых атрибутов совершенства, постольку Бог существует – невозможно быть высшим совершенством и при этом не существовать.

Схоластика при разработке проблематики предполагала спор, «диспут», в котором в противовес ранее  принятым ссылкам на авторитет все  большее значение приобретала практика логического обоснования аргумента. Схоластика способствовала развитию самосознания. Раньше человек искал меру и оценку своих прегрешений и заслуг вовне. Покаяние рассматривалось как некий  штраф - после выполнения епитимьи, человек считал себя примиренным  с Богом и церковью, с самим  собой. Теперь же от него требовалось  раскаяние. Это давало отпущение  грехов.

В средневековой науке  важное место занимала алхимия. Алхимия (позднелат. Alchemia) – название химии, данное арабами около VIII в. В XI-XII в. из арабских стран она проникает на Запад. Цель алхимии – превращение неблагородных металлов (меди, свинца) в благородные (золото и серебро) при помощи «философского камня», а также создание «жизненного эликсира», дающего человеку бессмертие. В процессе этих поисков были открыты способы получения ряда минеральных и растительных красок, стекол, эмалей, кислот, щелочей и проч., а также разработаны методы лабораторных исследований: перегонка, взгонка, фильтрование. Известные европейские алхимики Роджер Бэкон (ок.1214-1294), Арнольдо де Виланова (1235-1313),автор «Салернского кодекса здоровья», Альберт Великий (между 1193 и 1206-1280) и др.

 

4. Феномен средневекового  карнавала

Карнавал – это праздник, родившийся в христианской традиции, хотя во внешних проявлениях он напоминал  Дионисии и Аполлонии. В народных представлениях был силен языческий элемент. Низкий уровень культуры этому способствовал. Восприятие Бога и все, что дало христианство человеку, на многие столетия было доступно только единицам образованных людей. Главным, что получило распространение в народе и воспринималось в подлинно христианском смысле – это проповеди о морали и нравственности. Христианские упования, - единственное, что как-то укрепляло людей в темные века средневековья, и вселяло веру в то, что когда-то все воздастся и будет по-другому. Но это «когда-то» было совсем в другом мире, а отдушиной в этом мире стал карнавал. Это большие народные праздники, длящиеся несколько дней, во время которых разрешалось то, что было не дозволено в обычной жизни. Мир словно бы переворачивался - и шут становился королем, он мог отдавать приказы, бедняк – папой и мог править миром. Люди одевались странно и смешно, надевали на лица маски и творили всевозможные бесчинства. В средневековом карнавале маска – это собственное лицо, только обратное самому себе. Маски часто были похожи на животных: человек не мог создать самого себя, но обратного себе. Обратная сторона человека – это его низменные, животные инстинкты и проявления. Отсюда – амбивалентность, противоположность самому себе. Карнавал – это антипод идеала христианского мира, это мир низменных, плотских удовольствий, мир вывернутый наизнанку, где каждый может быть антиподом самому себе. Карнавал проходил раз в год и длился несколько дней, во время этих праздников дозволялись разбои, безнравственные поступки, которые рассматривались как противопоставление христианской морали, в жестких рамках которой народ оказывался после карнавала. Правда, под христианской моралью подразумевались определенные гражданские позиции, а, собственно, не она сама. Личное обращение к Богу, как и понятие нравственности, были средневековому человеку почти неизвестно, все это было санкционировано государством и поставлено на социальные рельсы, отчего человеком воспринимались как чисто внешние обстоятельства, в которых он жил, а не как внутренняя, собственная действительность. Важен – карнавальный смех, - это праздничный смех, он не был индивидуальной реакцией на отдельное смешное явление, карнавальный смех всенароден, это смех «на миру», он универсален, он направлен на все и на всех, в том числе и на самих участников карнавала, весь мир воспринимается смешным, «этот смех амбивалентный, он веселый, ликующий и одновременно – насмешливый, высмеивающий, он и отрицает, и утверждает» (М.Бахтин).

Информация о работе Культура западной Европы