Культура Японии
СРЕДА ОБИТАНИЯ
Островам Японского
архипелага присущ ряд разнообразных
и разнохарактерных экологических
факторов, которые оказали значительно
влияние на стиль жизни японцев,
их менталитет, культуру и историю.
Одной из
основных особенностей географического
положения Японии принято считать ее изолированность
от материка, что оказало огромное влияние
на жизнь ее обитателей. Однако следует
иметь в виду, что отдаленность нынешней
Японии от материка – явление историческое,
то есть временное. Таким образом, ранняя
культура обитателей Японского архипелага,
их хозяйственный уклад формировались
в результате тесного взаимодействия
различных этнических элементов. Достаточно
заметные инокультурные этнические вливания
продолжались вплоть до VII в. н.э.
Подобным
же разнообразием отличается
территория Японского архипелага
с точки зрения рельефа и
— в силу своей вытянутости
в меридианном направлении —
в климатическом отношении.
Современная
Япония представляет собой страну,
образованную приблизительно четырьмя
тысячами островов. Однако ее основная
территория – это четыре крупных острова
(Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо). На их
территории не существует точки, откуда
расстояние до моря или океана превышало
бы сто плюс несколько десятков километров.
Рельеф являет собой сочетание гор (около
75% суши) и равнин. Причем на любом широтном
срезе представлены как равнинные, так
и горные участки. Таким образом, каждый
из регионов Японии обеспечивает существование
трех зон, весьма отличных по своим природным
условиям, на основе которых в самой непосредственной
близости друг от друга в исторический
период получили полноформатное развитие
три хозяйственно-культурных комплекса:
морской, равнинный и горный (рыболовецкий,
земледельческий, охотничье – собирательско
- земледельческий).
ПРИРОДНЫЕ
РЕСУРСЫ
Еще одной важнейшей
особенностью среды обитания японцев
явилась исключительная бедность архипелага
минеральными ресурсами. Собственно говоря,
кроме песка, глины, камня и воды,
Япония не располагает сколько-нибудь
значимыми природными ресурсами. Несмотря
на это, вплоть до новейшего времени японцы
не предпринимали сверхусилий в области
международной торговли, предпочитая
довольствоваться тем, чем они располагают:
способы хозяйственной адаптации к природным
условиям позволяли это.
Поэтому быт
японцев, даже в среде самых
влиятельных групп, никогда не
отличался роскошеством, а разрыв
между «верхами» и «низами»
не был слишком кричащим. Основу
же повседневной жизни всего
населения составляло дерево. Камень
для строительства почти не использовался
из-за многочисленных землетрясений. Традиционную
материальную культуру Японии вполне
возможно определить как «деревянно-глиняную»
с ограниченным употреблением.
Тем не
менее, утверждение о бедности
архипелага ресурсами верно только
с существенными оговорками: длительные
периоды автаркического и полуавтаркического
существования (существенное сокращение
связей с материком в IX – XII вв. и почти
полная самоизоляция при сёгунате Токугава)
доказывают, что территория Японии достаточно
велика, а ее ресурсы достаточно богаты
для обеспечения замкнутого доиндустриального
цикла жизнедеятельности, который способен
удовлетворить не только первичные физиологические
потребности человека и постоянный рост
населения, но и в состоянии генерировать
высокоразвитую культуру, которая невозможна
без достаточного уровня прибавочного
продукта. И в этом смысле Японию можно
определить как маленький материк.
ОСТРОВНОЕ
СОЗНАНИЕ
Японцы жили
как бы двумя стихиями – сухопутной
(равнинной и горной) и водной, чем и определяются
многие особенности их менталитета. Изолированность
Японии от континента, удаленность от
основных мировых культурных, политических,
торговых и событийных центров способствовали
и закрепляли тот тип сознания, который
мы называем «островным».
Разумеется,
термин этот весьма условен.
Ведь другая «классическая» островная
страна – Англия – продемонстрировала,
что островное положение может
стимулировать не только пассивный
изоляционизм, но и энергичное
стремление обрести свое место
в мире. Дело в том, что японцы не желали
выходить за пределы своего архипелага,
ибо весь модус их хозяйственной адаптации
к существующему вмещающему ландшафту
предполагал интенсивные способы ведения
хозяйствования, в то время как скотоводческий
комплекс Англии буквально выталкивал
часть ее населения во внешний мир, провоцировал
экспансионистские устремления. Японцы
же, постоянно расширяя посевы заливного
риса и совершенствуя агротехнику и способы
рыболовства, достаточно рано решительно
вступили на интенсивный путь развития,
который был прерван лишь во второй половине
XIX века после серьезного знакомства с
Западом и началом промышленного развития,
что потребовало минеральных ресурсов
в том количестве, которое территория
Японии обеспечить не могла. Отсюда –
империалистическая экспансия, закончившаяся
полным поражением во Второй мировой войне.
КУЛЬТУРНАЯ
ОДНОРОДНОСТЬ
Высокая плотность
населения способствует культурной
гомогенности. Говоря о культурной
гомогенности, следует иметь в
виду, однородность населения страны
с точки зрения этнической, языковой, религиозной,
социальной и имущественной – то есть
те факты, которые служат источником конфликтов
в других странах. Межконфессиальных противоречий
удалось избегнуть, поскольку действительной
основой японского менталитета всегда
оставался синтоизм. Его контаминация
с буддизмом (религией по своему духу малоагрессивной)
была достигнута, в основном за счет мирного
межкультурного влияния. Имущественное
расслоение никогда не было в Японии чересчур
велико, а жесткая система предписанных
социальных ролей с обоюдными правами/обязанностями
верхов/низов обеспечивала четкое функционирование
социального механизма.
Относительная
перенаселенность Японии в условиях
невозможности «исхода» (или же
психологической неготовности к
нему) диктовала необходимость в выработке
строгих правил бытового и социального
общежития. «Китайские церемонии» японцев,
которые до сих пор являются отмечаемой
всеми чертой национального характера,
- внешнее следствие такого положения
вещей, когда существует жизненная необходимость
гармонизирования самых различных групповых
и индивидуальных интересов. Обладая чрезвычайно
высоким средним уровнем образованности,
развитой и культивируемой индивидуальной
рефлексией, японцы, тем не менее, известны
на Западе своими коллективными формами
поведения, понимаемыми зачастую как «недоразвитость
индивидуальности». Это, безусловно, не
так. Речь должна идти о выработанном веками
модусе поведения в критически перенаселенном
пространстве. Можно сказать, что свободный
и осознанный выбор японцев заключается
в отказе от индивидуальной свободы ради
гармонизации общественных интересов
в целом.
С другой
стороны, ограниченность среды
обитания отчасти компенсируется
мягким климатом с обилием
осадков, что создает благоприятные
возможности для ведения интенсивного
земледелия. В этом отношении особенно
важным является то, что основной сельскохозяйственной
культурой был рис, продуктивность которого
принципиально выше урожайности других
известных человеку зерновых. В противном
случае не мог бы быть обеспечен постоянный
рост населения, численность которого
составляет около 130 миллионов человек,
что вполне сопоставимо с населением России,
площадь которой, однако, в 40 раз больше
территории Японии.
ЯПОНСКАЯ
КУЛЬТУРА И МАТЕРИКОВАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Психологическое
нежелание выходить за пределы
собственного архипелага привело
к тому, что страна не знала
ничего похожего на эру великих
географических открытий.
Однако это
не означает, что японцы не
знали, что происходит на материке.
Контакты осуществлялись постоянно.
Япония на
протяжении почти всего известного
нам исторического периода никогда,
за исключением последних полутора
столетий, не претендовала на
роль культурного, политического
и военного центра. Потоки информации,
направленные с континента в Японию
и из Японии во внешний мир, до самого последнего
времени не были сопоставимы по своей
интенсивности.
Не только
сама Япония ощущала себя как
периферию ойкумены: внешний мир
также воспринимал ее в этом
качестве.
Общепризнанным
является факт широкого заимствования
японцами достижений континентальной
цивилизации практически на всем протяжении
истории этой страны. Трудно обнаружить
в японской культуре и цивилизации хоть
что-нибудь, чего были лишены ее дальневосточные
соседи. Тем не менее, японская культура
всегда была именно японской. То есть своеобразие
культуры проявления не столько на уровне
изолированно рассматриваемых «вещей»
или «явлений», сколько в характере связей
между ними, из которых и вырастают доминанты
той или иной культуры.
Закрытость
японской культуры, малочисленность
контактов с материком основной
части населения приводила к
консервации особенностей местного
менталитета и стиля жизни,
вырабатывала стойкое убеждение
в некоей «особости» Японии, ее
культуры и исторического пути. Спору
нет – Япония действительно страна во
многом особая. Однако так же бесспорно,
что при непредвзятом подходе при сравнении
разных культур и народов, сходств все-таки
оказывается несравненно больше, чем различий.
Массовое же японское сознание склонно
даже ныне делать большой акцент на том,
что отличает японцев от других народов,
чем подчеркивать их общность.
Исторический
изоляционизм Японии привел к
тому, что люди этой культуры
оказались малоспособны к ведению
реального межкультурного диалога.
Отношения японцев с представителями
других культур до сих пор часто ограничиваются
высокоформализованными проявлениями
этикетности. Когда же дело доходит до
реального взаимодействия, то тогда с
неизбежностью возникают довольно серьезные
конфликтные ситуации. Достаточно посмотреть
на отношение к японцам в странах, где
сильнее всего ощущается их экономическое
присутствие – почти всюду они воспринимаются
местным население как инородное образование.
И это не
случайно, ибо в сознании японцев
чрезвычайно строго разграничена пространственная
и социально-культурная оппозиция внутреннее/внешнее
(свое/чужое). К «внешнему», «чужому» пространству
не применимы те нормы поведения, которые
действуют в пространстве «внутреннем».
Дом должен быть чистым, а улица или горная
туристская тропа - может быть грязной;
изысканнейшая вежливость и этикетность
поведения внутри страны при пересечении
границы с легкостью может сменяться безразличием
к формам собственного поведения в «чужом»
пространстве, где привычные формы поведения
действовать перестают.
Это —
психология деревенской общины (своего
рода островка в социальном
море), получившая тотальное распространение.
В японском обществе большое
значение имеет не критерий
неповторимости личности, а ее
принадлежность к определенной структуре
(семейной, фирменной, региональной, национальной
и т.п.). Каталог социальных групп, к которым
принадлежит японец, и представляет собой
то, что в европейской традиции именуется
«личностью». При достаточно большой идеологической
терпимости (Япония не знает феномена
«религиозных войн»), то есть терпимости
межгрупповой, внутреннее устройство
каждой группы таково, что исключает малейшее
проявление инакомыслия.
Чрезвычайно
важно, что заимствования осуществлялись
Японией на большей протяженности ее истории
совершенно добровольно, а значит, Япония
имела возможность выбора – заимствовались
и укоренялись лишь те вещи, идеи и институты,
которые не противоречили уже сложившимся
местным устоям.
РЕЛИГИЯ
Религия и по
сей день занимает заметное место в жизни
как японского общества в целом, так и
его индивидуальных членов. Многочисленные
обряды, являющиеся обязательным элементом
повседневной жизни японцев, связаны по
своему происхождению с религией, а отправление
их практически немыслимо вне рамок культовых
учреждений или по крайней мере без участия
служителей культа.
Синто – национальная
религия японского народа. Синто
(буквально: «путь богов») представляет
собой религиозную систему, начавшую
оформляться в VIII в. основными составляющими
синтоизма следует считать развитый
культ предков и культы природных (ландшафтных)
божеств.
Культ предков
предполагает, что каждый род имел
своего божественного прародителя,
«действовавшего» в мифологические
времена и считавшегося полифункциональным
охранителем рода (получается, таким
образом, что адептами синтоизма могут
быть только японцы). Связанные узами родства,
эти божества образуют пантеон синто,
закрепленный в мифологическо-летописных
сводах и генеалогических списках (авторитет
такого рода памятников в японской культуре
следует признать чрезвычайно высоким).
Японская
мифология представляет собой
рассказ о последовательном появлении
на свет различных божеств,
каждое из которых имеет своих
потомков. Характерным свойством
этого мифологического рассказа
является отсутствие конфликтов между
поколениями божеств (в отличие от мифологических
систем Запада). Возникающие конфликты,
как правило, имеют место между представителями
одного поколения. Череда «человеческих»
предков семьи, являющихся потомками божеств,
также является объектом поклонения для
своих потомков. В этой системе каждый
человек, имеющий потомков, превращается
в божество, и ему совершаются приношения
– вне зависимости от его прижизненных
заслуг и деяний. Почтительное отношение
к предкам распространяется и на прошлое
время вообще – поскольку оно было «временем
предков». Отсюда – та выдающаяся роль,
которая принадлежит в менталитете японцев
истории.
Социальной
проекцией этих установок является
постоянное стремление обеспечить
преемственность времен. Именно поэтому
история Японии не знает революций, означающих
прежде всего разрыв времен, отказ от преемственности
и традиции.