Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, реферат
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.
Введение
Глава 1. Историческая справка
Глава 2. Этапы развития византийской культуры
2.1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2.2 Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.
2.3 Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв.
Заключение
Список литературы
всем праздникам, всем торжественным событиям и памятным датам.
Прогресс музыкального искусства привел к созданию нотного письма
(нотации), а также литургических рукописных сборников, в которых
фиксировались песнопения (либо только текст, либо текста с нотацией).
Общественная жизнь также не обходилась без музыки. В книге “О
церемониях византийского двора” сообщается почти о 400 песнопениях.
Это и песни-шествия, и песни во время конных процессий, и песни при
императорском застолье, и песни-аккламации, и т.п.
С IX в. в кругах интеллектуальной элиты нарастал интерес к
античной музыкальной культуре, хотя этот интерес и имел по
преимуществу теоретический характер : внимание привлекала не столько
сама
музыка, сколько сочинения
Как итог ко второму периоду можно отметить, что Византия в
это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития
культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии
очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным
положением между Востоком и Западом.
2.3 Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв.
С
Х в. наступает новый этап истории
Византийской культуры — происходит
обобщение и классификация
В
культуре полностью торжествуют
обобщенно-спиритуалистические
В
XI—XII вв. в византийской культуре происходят
серьезные мировоззренческие
Рационалистические тенденции у византийских философов и богословов так же, как и у западноевропейских схоластов XI—XII вв., проявлялись, прежде всего, в стремлении сочетать веру с разумом, а порою и поставить разум выше веры. Важнейшей предпосылкой развития рационализма в Византии был новый этап возрождения античной культуры, осмысление античного наследия как единой, целостной философско-эстетической системы. Византийские мыслители XI—XII вв. воспринимают от античных философов уважение к разуму; на смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит исследование причинности явлений в природе и обществе. Но в отличие от западноевропейской схоластики византийская философия XI—XII вв. строилась на основе античных философских учений разных школ, а не только на трудах Аристотеля, как это было на Западе. Выразителями рационалистических веяний в византийской философии были Михаил Пселл, Иоанн Итал и их последователи. Однако все эти представители рационализма и религиозного свободомыслия были осуждены церковью, а их труды преданы сожжению. Но их деятельность подготовила почву для появления гуманистических идей в Византии.
В литературе обнаруживаются тенденции к демократизации языка и сюжета, к индивидуализации авторского лица, к проявлению авторской позиции; в ней зарождается критическое отношение к аскетическому монашескому идеалу и проскальзывают религиозные сомнения. Литературная жизнь становится более интенсивной, возникают литературные кружки. Значительного расцвета достигает в этот период и византийское искусство.
Захват
Константинополя крестоносцами
в 1204 г. привел к распаду византийской
империи и кратковременному существованию
латинской империи (1204—1261) и владений
латинских баронов на земле Византии.
В сфере культуры этот эпизод знаменует
культурное взаимодействие греческой
и западной цивилизаций. Католическая
церковь прилагала большие
При дворе латинских императоров, князей и баронов распространялись западные обычаи и развлечения, турниры, песни трубадуров, праздники и театральные представления. Заметным явлением в культуре Латинской империи было творчество трубадуров, многие из которых были участниками четвертого Крестового похода. Так, Конон де Бетюн достиг зенита своей славы именно в Константинополе. Красноречие, поэтический дар, твердость и мужество сделали его вторым лицом в государстве после императора, в отсутствие которого он нередко управлял Константинополем. Труверами империи были знатные рыцари Робер де Блуа, Гуго де Сен-Кантон, граф Жан де Бриен и менее знатные типа Гуго де Брежиля. Все они обогатились после захвата Константинополя и, как повествует в ритмических стихах Гуго де Брежиль, из бедности погрузились в богатство, в изумруды, рубины, парчу, оказались в сказочных садах и мраморных дворцах вместе со знатными дамами и красавицами-девами. Разумеется, попытки введения католического вероисповедания и распространения западной культуры в Латинской империи наталкивались на постоянное упорное сопротивление, как православного духовенства, так и широких слоев населения. Среди интеллектуалов росли и крепли идеи эллинского патриотизма и эллинского самосознания. Но встреча и взаимное влияние западной и Византийской культур в этот период подготовили их сближение в поздней Византии.
Византийские
императоры из династии Палеологов восстановили
в ходе ряда войн империю, последние
столетия существования которой
характеризовались
Для культуры поздней Византии характерно идейное общение византийских эрудитов с итальянскими учеными, писателями, поэтами, что оказало влияние на формирование раннеитальянского гуманизма. Именно византийским эрудитам суждено было открыть западным гуманистам прекрасный мир греко-римской древности, познакомить их с классической античной литературой, с подлинной философией Платона и Аристотеля. Необходимо отметить, что понятие “византийский гуманизм” обозначает тот культурный, духовно-интеллектуальный психологический и эстетический комплекс, который характерен для мировоззрения слоя эрудитов XIV—XV вв., и который по своим признакам может считаться аналогом итальянского гуманизма. Речь при этом идет не столько о завершенной и сформировавшейся культуре гуманизма, сколько о гуманистических тенденциях, не столько о возрождении античности, сколько об известном переосмыслении античного наследия, язычества как системы взглядов, о превращении его в фактор мировоззрения.
Широчайшие
познания таких прославленных
Одновременно с развитием гуманистических идей в поздней Византии происходит необычайный взлет мистицизма. Как будто все временно притаившиеся силы мистики, аскетизма и отрешенности от жизни консолидировались теперь в исихастском движении, в учении Григория Паламы и начали наступление на идеалы Ренессанса. В атмосфере безнадежности, порожденной смертельной военной опасностью, феодальными усобицами и разгромом народных движений, в частности восстания зелотов, среди византийского духовенства и монашества крепло убеждение, что спасение от земных бед можно найти лишь в мире созерцательности, полного успокоения — исихии.
С другой стороны в поздней Византии процветали суеверия. Общественные неурядицы порождали мысли о приближении конца мира. Даже в среде образованных людей были распространены гадания, предсказания, а иногда и магия. Византийские авторы не раз обращались к сюжету о пророчествах Сивиллы, якобы правильно определившей число византийских императоров и патриархов и тем самым будто бы предсказавшей время гибели империи. Были специальные гадательные книги, предсказывавшие будущее.
Часто
плохое самочувствие или неудачное
течение дел объяснялось
Некоторые
рецепты лечения болезней свидетельствовали,
что в Византии наряду со знанием
астрономии, фармакологии, умением
оперировать с применением
Суеверия сохранялись еще и в сфере правосудия, хотя не были частым явлением; кое-где в селах еще применялся “Божий суд”. Иногда обвиняемый в тяжелом преступлении испытывался огнем, ступая босиком на раскаленные угли или беря в руки раскаленное железо. Даже спорные вопросы теологии порой решались подобным образом. В суде для определения правой стороны также порой прибегали к поединку между обвинителем и обвиняемым.
Религиозная настроенность была в высшей степени характерна для поздневизантийского общества. Обращенные к народу проповеди аскезы и анахоретства не могли не оставить следа. Стремлением к уединенности, к молитве была отмечена жизнь многих людей, как выходцев из знати, так и представителей низов.
Подводя
итоги развития византийской культуры
в XI—XII вв., мы можем отметить некоторые
важные новые черты. Безусловно, культура
Византийской империи в это время еще
оставалась средневековой, традиционной,
во многом каноничной. Но в художественной
жизни общества, несмотря на его каноничность
и унификацию эстетических ценностей,
пробиваются ростки новых предренессансных
веяний, нашедших дальнейшее развитие
в византийском искусстве эпохи Палеологов.
Они сказываются не только и не столько
на возвращении интереса к античности,
который в Византии никогда не умирал,
а в появлении ростков рационализма и
свободомыслия, в усилении борьбы различных
общественных группировок в сфере культуры,
в росте социального недовольства.
Заключение
Каков же вклад византийской цивилизации в мировую культуру? Прежде всего, следует отметить, что Византия оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства — в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.