Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, реферат

Описание работы

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.

Содержание

Введение
Глава 1. Историческая справка
Глава 2. Этапы развития византийской культуры
2.1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2.2 Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.
2.3 Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 52.20 Кб (Скачать)
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине:

«Культурология» 

на тему:

«Культура Византии» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011

Содержание

Введение 

Глава 1. Историческая справка  

Глава 2. Этапы развития византийской культуры

    2.1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.

    2.2 Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.

    2.3 Поздний этап в истории культуры  Византии X - XV вв. 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Византийская  империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и  рождения средневекового общества в  результате разделения Римской империи  на восточную и западную части. После  падения Западной Римской империи  концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой  монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке  — в Византийской империи.

    На  берегу Босфора императором Константином был возведен Константинополь - "новый  Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она  пришельцам с Запада, Востока и  Севера.

    Географическое  положение Византии, раскинувшей  свои владения на двух континентах  — в Европе и Азии, а порою  простиравшей свою власть и на области  Африки, делало эту империю как  бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между  восточным западным миром, скрещение  азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные  эпохи то одних, то других) стали  историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

    Если  пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы, Переднего  и  Ближнего  Востока,  то наиболее  важными будут  следующие факторы :                             

    1) в  Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был греческий);

    2) в Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме      

    православия);

    3) в Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.

    4) Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая    государственность и централизованное управление. 

    Это все, конечно, не исключает того, что  византийская культура,  оказывавшая  воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась  культурному  влиянию со стороны как  племен и народов, населявших ее,  так  и  сопредельных  ей  государств.  В течение своего тысячелетнего  существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными влияниями, исходившими из  стран, находившихся на  близкой ей стадии  развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского  Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их “варварами” ).

    Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и  упадка, периоды торжества прогрессивных  идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового   прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена.

    Поэтому культура Византии является интереснейшим  культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

    Целью данного реферата является изучение культуры Византии. Для достижения этой цели автор ставит задачи: рассмотреть этапы развития византийской культуры и ответить на вопрос,- какой вклад внесла византийская цивилизация в мировую культуру. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Историческая справка.

        Территория Византии превышала  750 тыс. кв. км. Это были преимущественно  области с высокой земледельческой  культурой. Здесь издавна выращивали  зерновые, разводили оливковые рощи  и виноградники.

        На степных просторах Сирии,  Палестины, Киренаики, а также  на плоскогорьях и высокогорных  лугах Малой Азии и Балкан  было развито скотоводство.

    Византия  была богатой и природными ресурсами. Империя располагала залежами серебра  и золотом, медь добывалась на Балканах.

        В ранней период этнический  состав населения Византийской  империи отличался большой пестротой.  Наиболее многочисленную часть  ее населения составляли греки  и эллионизированные местные народности. Греческий язык стал самым распространенным, а греки - фактически господствующей народностью.    

    Своеобразие общественного развития Византии ярко проявилось в области правовых отношений. В отличие от других стран средневекового мира Византия, особенно в ранний период своей истории, оставалась государством, где сохранялось единое и обязательное для всего населения империи  действующее право. В основу законодательства этого времени были положены лучшие достижения римской юридической  мысли. В нем была завершена разработка римской теории права, получили окончательное оформление такие теоретические понятия юриспруденции, как право, закон, обычай, уточнено различие между частным и публичным правом, определены основы регулирования международных отношений, нормы уголовного права и процесса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Этапы развития византийской культуры.

    В истории культуры Византии выделяют три этапа:

    *ранний (IV - середина VII века);

    *средний (VII - IX века);

    *поздний (X - XV века).

    Византия  образовалась из восточной части  Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил  название Константинополь.

    В истории европейской, да и всей мировой  культуры византийской цивилизации  принадлежит особое место, для нее  характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество  формы и глубина мысли. В течение  всего тысячелетнего существования  Византийская империя, впитавшая в  себя наследие греко-римского мира и  эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIII в. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

2.1 Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв.

    Первые  столетия  существования Византийского  государства можно  рассматривать  как  важнейший  этап  в  формировании  мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.

    Формирование  неоплатонизма совпадает с зарождением  христианства, с разложением и  упадком Риской империи. В целом для этого этапа характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

    Важнейшими  темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его  месте в Троице, о смысле человеческого  существования, месте человека во Вселенной  и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько  направлений богословской мысли  той эпохи:

    *Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.

    *Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.

    *Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.

    *Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

    Основные  христианские догматы, в частности  Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

    Формирование  христианства как философско-религиозной  системы было сложным и длительным процессом.  Христианство впитало  в себя  многие философские и  религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным  влиянием не только ближневосточных  религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Однако,  несмотря   на  наличие   общих с   манихейством  и неоплатонизмом черт, христианство принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского  монизма. На смену непримиримости  христианства со  всем  что несло клеймо  язычества,  приходит  компромисс  между христианским  и античным  миросозерцанием.  Происходит   процесс отталкивания,  обособления   и одновременно   сближения,  слияния неоплатонической  философии и   христианского богословия,  который завершается поглощением неоплатонизма христианством.    

    В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека.

    Расцвет  византийского  искусства  раннего  периода  связан  с  укреплением  могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это  время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы. 

    Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

    Храм святой София, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм возводили зодчие - архитекторы - Анфиний и Исидор. Они сумели создать величайшее здание. В центре кафедра (амвор) под куполом. Появляется преграда. 2 центра - кафедра и алтарь. Огромное пространство. За образец взятые римские сооружения - Пантеон, Базилика Максенция 2. План - прямоугольник 74,8*69,7 м. Центрально пространство оформляется 4-я пилонами, высота 23 м, связана подпружными арками. На пилоны опирается купол диаметром 31 м, высота подъема 14 м. Изобретен новый конструктивный прием - система полукуполов. Полукупола связывают базиликальную основу с куполом не загромождая пространство, оставляя свободное пространство. 5 куполов - КОНХА. Стало возможно создавать огромные пространства, стоящих отдельно, но сливающихся воедино куполов. Несущая конструкция купола состоит из 40 ребер, выполненных из пемзного кирпича, цемяночного раствора, которые опираются на кольцо. Несущие элементы - известняк. Стены тонкие до 1,5 м. Купол покрыт свинцовыми листами. Фасады лишены декора. Интерьер - центральный неф отделен от боковых аркадой на колоннах. Колонны выполнены из парфира (красноватого камня) и мрамора. Верхняя часть стен покрыта мозаикой на золотом фоне. Степень освещенности различный частей интерьера продумана, каждая часть пространства освещена по-разному. Степень освещенности нарастает к центру. Кульминация под куполом. Купол кажется легким и парит. В основании купола между ребрами сделаны окна. Прообраз всех христианских храмов последующего времени. Впервые  в  нем  была  воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.

Информация о работе Культура Византии