Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, реферат
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.
Введение
Глава 1. Историческая справка
Глава 2. Этапы развития византийской культуры
2.1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2.2 Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.
2.3 Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв.
Заключение
Список литературы
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
«Культурология»
на тему:
«Культура
Византии»
Москва
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Историческая
справка
Глава 2. Этапы развития византийской культуры
2.1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2.2 Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.
2.3
Поздний этап в истории
Заключение
Список литературы
Введение
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.
На
берегу Босфора императором
Географическое
положение Византии, раскинувшей
свои владения на двух континентах
— в Европе и Азии, а порою
простиравшей свою власть и на области
Африки, делало эту империю как
бы связующим звеном между Востоком
и Западом. Постоянное раздвоение между
восточным западным миром, скрещение
азиатских и европейских
Если пытаться отделить византийскую культуру от культуры Европы, Переднего и Ближнего Востока, то наиболее важными будут следующие факторы :
1) в Византии была языковая общность (основным языком был греческий);
2) в Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме
православия);
3) в Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.
4) Византийскую империю всегда отличали устойчивая государственность и централизованное управление.
Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего существования Византия сталкивалась с мощными внешними культурными влияниями, исходившими из стран, находившихся на близкой ей стадии развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их “варварами” ).
Процесс
развития Византии был не прямолинейным.
В нем были эпохи подъема и
упадка, периоды торжества
Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.
Целью
данного реферата является изучение культуры
Византии. Для достижения этой цели автор
ставит задачи: рассмотреть этапы
развития византийской культуры и ответить
на вопрос,- какой вклад внесла византийская
цивилизация в мировую культуру.
Глава 1. Историческая справка.
Территория Византии превышала
750 тыс. кв. км. Это были преимущественно
области с высокой
На степных просторах Сирии,
Палестины, Киренаики, а также
на плоскогорьях и
Византия была богатой и природными ресурсами. Империя располагала залежами серебра и золотом, медь добывалась на Балканах.
В ранней период этнический
состав населения Византийской
империи отличался большой
Своеобразие
общественного развития Византии ярко
проявилось в области правовых отношений.
В отличие от других стран средневекового
мира Византия, особенно в ранний период
своей истории, оставалась государством,
где сохранялось единое и обязательное
для всего населения империи
действующее право. В основу законодательства
этого времени были положены лучшие
достижения римской юридической
мысли. В нем была завершена разработка
римской теории права, получили окончательное
оформление такие теоретические понятия
юриспруденции, как право, закон, обычай,
уточнено различие между частным и публичным
правом, определены основы регулирования
международных отношений, нормы уголовного
права и процесса.
Глава 2. Этапы развития византийской культуры.
В истории культуры Византии выделяют три этапа:
*ранний (IV - середина VII века);
*средний (VII - IX века);
*поздний (X - XV века).
Византия образовалась из восточной части Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил название Константинополь.
В
истории европейской, да и всей мировой
культуры византийской цивилизации
принадлежит особое место, для нее
характерны торжественная пышность,
внутреннее благородство, изящество
формы и глубина мысли. В течение
всего тысячелетнего
2.1 Ранний этап в истории культуры византии IV - VII вв.
Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников - Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий, Ареопагит.
Формирование
неоплатонизма совпадает с
Важнейшими темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:
*Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.
*Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.
*Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.
*Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.
Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).
Формирование
христианства как философско-религиозной
системы было сложным и длительным
процессом. Христианство впитало
в себя многие философские и
религиозные учения того времени. Христианская
догматика сложилась под
В патриотической литературе ранневизантийской эпохи, в трудах Василия Кесарийского, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием. Каппадокийские мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а следовательно, мира и человека.
Расцвет византийского искусства раннего периода связан с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это время воздвигаются великолепные дворцы и храмы.
Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. "царский дом"), назначение которой существенным образом отличалось от других построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.
Храм святой София, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм возводили зодчие - архитекторы - Анфиний и Исидор. Они сумели создать величайшее здание. В центре кафедра (амвор) под куполом. Появляется преграда. 2 центра - кафедра и алтарь. Огромное пространство. За образец взятые римские сооружения - Пантеон, Базилика Максенция 2. План - прямоугольник 74,8*69,7 м. Центрально пространство оформляется 4-я пилонами, высота 23 м, связана подпружными арками. На пилоны опирается купол диаметром 31 м, высота подъема 14 м. Изобретен новый конструктивный прием - система полукуполов. Полукупола связывают базиликальную основу с куполом не загромождая пространство, оставляя свободное пространство. 5 куполов - КОНХА. Стало возможно создавать огромные пространства, стоящих отдельно, но сливающихся воедино куполов. Несущая конструкция купола состоит из 40 ребер, выполненных из пемзного кирпича, цемяночного раствора, которые опираются на кольцо. Несущие элементы - известняк. Стены тонкие до 1,5 м. Купол покрыт свинцовыми листами. Фасады лишены декора. Интерьер - центральный неф отделен от боковых аркадой на колоннах. Колонны выполнены из парфира (красноватого камня) и мрамора. Верхняя часть стен покрыта мозаикой на золотом фоне. Степень освещенности различный частей интерьера продумана, каждая часть пространства освещена по-разному. Степень освещенности нарастает к центру. Кульминация под куполом. Купол кажется легким и парит. В основании купола между ребрами сделаны окна. Прообраз всех христианских храмов последующего времени. Впервые в нем была воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного гигантским куполом, на вершине которого был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.