Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 10:13, реферат

Описание работы

Византийская империя возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.

Содержание

Введение
Глава 1. Историческая справка
Глава 2. Этапы развития византийской культуры
2.1 Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв.
2.2 Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.
2.3 Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 52.20 Кб (Скачать)

    Другой  шедевр византийской архитектуры  - церковь св. Виталия  в Равенне - поражает изысканностью и элегантностью  архитектурных форм.  Особую славу  этому  храму принесли его  знаменитые мозаики не  только церковного,  но  и  светского  характера,  в  частности  изображения  императора Юстиниана и императрицы Феодоры  и их свиты. Лица Юстиниана и  Феодоры  наделены  портретными  чертами,  цветовая  гамма  мозаик  отличается  полнокровной  яркостью,  теплотой  и  свежестью.

    Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов. 

    Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или  сферической поверхности стен, а  от этого только увеличивался золотой  блеск неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей. 

    Мозаичисты  Византии пользовались широким красочным  спектром: от нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и красного различных оттенков и  степени интенсивности. Изображения  на стенах главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории, земной жизни Иисуса Христа, прославляли  власть императора. 

    В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский  образ,  очищенный от  инородных влияний.  В основе  его лежит опыт мастеров  Востока и Запада,  пришедших независимо  друг от друга к созданию  нового  искусства,  соответствующего  спиритуалистическим идеалам средневекового  общества.  В этом  искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась   великолепным   качеством   исполнения,   утонченным   артистизмом,  живописностью   и   красочным    разнообразием,   трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой  школы  были  мозаики  в  куполе  церкви  Успения  в  Никее.  

    Церковное богослужение  превратилось в  Византии в  своего рода  пышную мистерию.  В полумраке сводов византийских  храмов сумеречно сияло множество свечей и  лампад, озарявших таинственными отблесками  золото мозаик,  темные  лики икон, многоцветные мраморные  колоннады, великолепную  драгоценную  утварь.  Все  это  должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной  трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать  ему  отраду  в  повседневности  реальной  жизни.

    В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре и живописи,  определилась  ведущая линия развития  византийского искусства,  отражающая  становление средневекового  миросозерцания. 

    Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в формах  художественного  выражения.  Вместе  с  тем  и сюда проникали постепенно художественные традиции народов  Востока. Здесь, хоть и  в меньшей мере  чем в Западной Европе, сыграло свою  роль воздействие варварского  мира.

    Музыка  занимала  особое  место в византийской  цивилизации. 

    Своеобразное  сочетание  авторитарности  и  демократизма  не могло не сказаться и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое  явление духовной  жизни эпохи.  В V-VII  вв.  происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального  искусства.  Музыка  обретает  особый  гражданский статус, включается  в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка  городских улиц,  театральных и цирковых представлений и народных  празднеств, отразившая богатейшую  песенно-музыкальную практику  многих народов, населявших империю.  Каждый из этих видов  музыки имел  свой собственный  эстетический и  социальный смысл и  в то  же время,  взаимодействуя, они  сливались в  единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и включило ее в свои богослужения.

    Система образования также наследует греко-римские традиции, основываясь на принципе (семи свободных искусств. Два уровня образования:

    *Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.

    *Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

    В жизни широких народных  масс по-прежнему огромную роль  играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку -античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место 

театра  занимает  ныне  цирк  (ипподром)  с  его  конными ристаниями, пользующимися  огромной  популярностью.

    Если  подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности  византийской культуры.  Прежде всего  к ним следует отнести то, что

византийская  культура  была  открыта   другим  культурным  влияниям,  получаемым  извне.  Но  постепенно  уже  в  ранний период они синтезировались  главной,  ведущей  греко-римской  культурой.

    Культура  ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности, где  сохранялось богатое  наследие  античности.

2.2 Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв.

    Важной  составляющей второго этапа истории  византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с

    изображениями животных и птиц. В результате стены  храмов превратились, по

    образному выражению одного из современников, в “огороды и птичники”. В 

    период  иконоборчества (726-843) была сделана  попытка официального запрещения

    икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских

    сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально

    отличается  от идола. Она является не копией или  украшением, а иллюстрацией,

    отражающей природу и сущность божества.

    На  определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали  орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические  элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно  жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего  этапа византийской культуры, в частности  первые мозаики собора Святой Софии  Константинопольской. Но все-таки окончательную  победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.

    Необходимо  отметить и тот существенный момент, что иконоборческое движение послужило  стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства и архитектуры Византии. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов Вриас - был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В Константинополе, Никее и других городах Греции и Малой Азии возводились городские стены, общественные здания, частные строения. В светском искусстве иконоборческого периода победили принципы репрезентативной торжественности, архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности, послужившие в дальнейшем основой развития светского художественного творчества.

    Достигает  в  этот  период  нового  расцвета  искусство  цветного

    мозаичного  изображения.  В IX-XI  вв.  реставрировались  и старые 

    памятники. Возобновлялись мозаики и в храме  св. Софии. Появились новые 

    сюжеты, в которых находила отражение  идея союза церкви с государством.

    В IX-X вв. существенно обогатился и  усложнился декор рукописей

    богаче  и  разнообразней стали  книжные  миниатюры  и орнамент.  Однако

    подлинно  новый  период  в  развитии  книжной миниатюры приходится на

    XI-XII  вв.,  когда  переживала  расцвет   константинопольская  школа  

    мастеров  в этой области искусства. В  ту эпоху вообще ведущую роль в

    живописи  в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные 

    школы,  отмеченные  печатью  особого  совершенства  вкуса  и техники.

    В  VII-VIII  вв.  в  храмовом  строительстве Византии  и стран

    византийского  культурного  круга  господствовала  та  же  крестово-

    купольная композиция, которая  возникла в VI  в. и характеризовалась

    слабо выраженным внешним  декоративным оформлением. Большое  значение

    декор  фасада  приобрел   в  IX-X  вв.,   когда  возник  и   получил 

    распространение новый архитектурный стиль. Появление  нового стиля было

    связано  с  расцветом  городов,  усилением  общественной роли церкви,

    изменением  социального   содержания  самой   концепции  сакральной  

    архитектуры в целом и храмового  строительства  в частности (храм как 

    образ мира).Возводилось много новых  храмов, строилось большое число 

    монастырей,  хотя  они  были,   как  правило,  невелики  по   размеру.

    Помимо  изменений  в декоративном  оформлении зданий,  менялись и 

    архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось  значение

    вертикальных  линий и  членений фасада, что  изменило и силуэт  храма. 

    Строители все чаще прибегали к использованию  узорной кирпичной кладки.

    Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ. 

    Например  в Греции  X-XII  вв.  свойственно сохранение  некоторой

    архаичности архитектурных форм  (не расчлененность плоскости  фасада,

    традиционные  формы небольших храмов) - с дальнейшим развитием и ростом

    влияния нового стиля  - здесь также  все  шире использовались  узорный

    кирпичный  декор  и  полихромная  пластика.

    В  VIII-XII  вв.  оформилось  специальное  музыкально-поэтическое

    церковное   искусство.   Благодаря   его   высоким   художественным  

    достоинствам, ослабело влияние на церковную музыку музыки фольклорной,

    мелодии которой ранее проникали ранее даже  в литургию. В целях еще

    большей изоляции музыкальных основ богослужения от внешних воздействий 

    была  проведена   канонизация  лаотональной   системы -   “октоиха”

    (восьмигласия). Ихосы представляли собой некие мелодические формулы. 

    Однако  музыкально-теоретические  памятники  позволяют  заключить, что 

    система  ихосов  не  исключала   звукорядного  понимания.  Наиболее  

    популярными  жанрами  церковной  музыки  стали  кондак  (музыкально- 

    поэтическая композиция во время церковной службы) и тропарь (едва ли 

    не  основная ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко

Информация о работе Культура Византии