Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:57, контрольная работа
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Введение 3
1. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. 6
2. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв. 12
3. Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. 16
Заключение 23
Список литературы
Некоторые рецепты лечения болезней свидетельствовали, что в Византии наряду со знанием астрономии, фармакологии, умением оперировать с применением наркоза уживались самые наивные суеверия относительно путей избавления от болезней. Вот одна из подобных рекомендаций: “При Зубной боли: нужно поймать речного краба и, вынув его правый глаз, приложи (к зубу?), самого же (краба) отпусти живым”.
Суеверия сохранялись еще и в сфере правосудия, хотя не были частым явлением; кое-где в селах еще применялся “божий суд”. Иногда обвиняемый в тяжелом преступлении испытывался огнем, ступая босиком на раскаленные угли или беря в руки раскаленное железо. Даже спорные вопросы теологии порой решались подобным образом. Так, богословы пытались решить догматические споры двух церковных направлений, предав огню два манускрипта, содержащих религиозное кредо этих направлений. Порой в суде для определения правой стороны прибегали к поединку между обвинителем и обвиняемым.
Религиозная настроенность была в высшей степени характерна для поздневизантийского общества. Обращенные к народу проповеди аскезы и анахоретства не могли не оставить следа. Стремлением к уединенности, к молитве была отмечена жизнь многих людей, как выходцев из знати, так и представителей низов. Слова Георгия Акрополита могли характеризовать не одного лишь деспота Иоанна: “Проводил целые ночи в молитве... было у него попечение о том, чтобы больше проводить времени в уединении и наслаждаться вытекающим отовсюду спокойствием или по крайней мере находиться в близком общении с лицами, ведущими такую жизнь”. Уход из политической жизни в монастырь далеко не единичен. Стремление уйти от общественных дел объяснялось прежде всего тем, что современники не видели выхода из тех неблагоприятных коллизий внутреннего и международного плана, которые свидетельствовали о падении авторитета империи и приближении ее к катастрофе.
Подводя
итоги развития византийской культуры
в XI--XII вв., мы можем отметить некоторые
важные новые черты. Безусловно, культура
Византийской империи в это время еще
оставалась средневековой, традиционной,
во многом каноничной. Но в художественной
жизни общества, несмотря на его каноничность
и унификацию эстетических ценностей,
пробиваются ростки новых предренессансных
веяний, нашедших дальнейшее развитие
в византийском искусстве эпохи Палеологов.
Они сказываются не только и не столько
на возвращении интереса к античности,
который в Византии никогда не умирал,
а в появлении ростков рационализма и
свободомыслия, в усилении борьбы различных
общественных группировок в сфере культуры,
в росте социального недовольства.
Каков же вклад византийской цивилизации в мировую культуру? Прежде всего следует отметить, что Византия была “золотым мостом” между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым -- все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства -- в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.
Н
есмотря на то, что Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в.
турками-сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в
истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и
культурного развития.
Византия внесла огромный
вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления
культуры перешли к соседним государствам. Практически все время
средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской
культуры. Византию можно назвать “вторым Римом”, т.к. ее вклад в
развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.
После
1000-летней истории Византия прекратила
свое существования, но не осталась в забытьи
самобытная и интересная византийская
культура, которая передала культурно-историческую
эстафету русской культуре.
Список
литературы:
1. Волкова Д.В., Новикова А.Ю. Культурология: учебное пособие.-Ростов н/д: Феникс, 2008.- С. 5-99.
2. Драч Г.В. Культурология: учеб. пособие для вузов/ Г.В Драч., Ю.С Борцов., Ю.В. Давидович и др.- Изд.6-е. Ростов н / Д: Феникс, 2004.- С.6-364.
3. Казанцева С.А. Культурология: учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005.- С.7-61.
4. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов/ под ред. А.Н. Марковой.- 4-e изд.- М.: Юнити, 2008.- С. 5-13, 317-349.
5. Мареева Е.В.Теория и история культуры: учебник, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2008.- С. 5-176.
6. Борисова Г.В., Белянин Д.Н., Гаврилова Н.П., Евдокимова Л.Н., Осипов В.А., Правда В.Л. Культурология: Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2002.- 178 с.
7. Художественная
культура средневекового Востока и Запада
// Культурология: Учеб. пособие для
вузов / Под ред. А.И. Шаповалова.- М., 2003.-
С. 59-179.