Культура Византии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:57, контрольная работа

Описание работы

Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.

Содержание

Введение 3
1. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. 6
2. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв. 12
3. Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. 16
Заключение 23
Список литературы

Работа содержит 1 файл

культурология.rtf

— 303.79 Кб (Скачать)

       Некоторые рецепты лечения болезней свидетельствовали, что в Византии наряду со знанием астрономии, фармакологии, умением оперировать с применением наркоза уживались самые наивные суеверия относительно путей избавления от болезней. Вот одна из подобных рекомендаций: “При Зубной боли: нужно поймать речного краба и, вынув его правый глаз, приложи (к зубу?), самого же (краба) отпусти живым”.

       Суеверия сохранялись еще и в сфере правосудия, хотя не были частым явлением; кое-где в селах еще применялся “божий суд”. Иногда обвиняемый в тяжелом преступлении испытывался огнем, ступая босиком на раскаленные угли или беря в руки раскаленное железо. Даже спорные вопросы теологии порой решались подобным образом. Так, богословы пытались решить догматические споры двух церковных направлений, предав огню два манускрипта, содержащих религиозное кредо этих направлений. Порой в суде для определения правой стороны прибегали к поединку между обвинителем и обвиняемым.

       Религиозная настроенность была в высшей степени характерна для поздневизантийского общества. Обращенные к народу проповеди аскезы и анахоретства не могли не оставить следа. Стремлением к уединенности, к молитве была отмечена жизнь многих людей, как выходцев из знати, так и представителей низов. Слова Георгия Акрополита могли характеризовать не одного лишь деспота Иоанна: “Проводил целые ночи в молитве... было у него попечение о том, чтобы больше проводить времени в уединении и наслаждаться вытекающим отовсюду спокойствием или по крайней мере находиться в близком общении с лицами, ведущими такую жизнь”. Уход из политической жизни в монастырь далеко не единичен. Стремление уйти от общественных дел объяснялось прежде всего тем, что современники не видели выхода из тех неблагоприятных коллизий внутреннего и международного плана, которые свидетельствовали о падении авторитета империи и приближении ее к катастрофе.

       Подводя итоги развития византийской культуры в XI--XII вв., мы можем отметить некоторые важные новые черты. Безусловно, культура Византийской империи в это время еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной. Но в художественной жизни общества, несмотря на его каноничность и унификацию эстетических ценностей, пробиваются ростки новых предренессансных веяний, нашедших дальнейшее развитие в византийском искусстве эпохи Палеологов. Они сказываются не только и не столько на возвращении интереса к античности, который в Византии никогда не умирал, а в появлении ростков рационализма и свободомыслия, в усилении борьбы различных общественных группировок в сфере культуры, в росте социального недовольства. 
 
 

       Заключение.

 

       Каков же вклад византийской цивилизации в мировую культуру? Прежде всего следует отметить, что Византия была “золотым мостом” между западной и восточной культурами; она оказала глубокое и устойчивее воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, Закавказье, Северный Кавказ и Крым -- все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью. Наиболее интенсивно византийское культурное влияние, естественно, сказывалось в странах, где утвердилось православие, связанное прочными нитями с константинопольской церковью. Византийское влияние сказывалось в области религии и философии, общественной мысли и космологии, письменности и образования, политических идей и права, оно проникало во все сферы искусства -- в литературу и зодчество, живопись и музыку. Через Византию античное и эллинистическое культурное наследие, духовные ценности, созданные не только в самой Греции, но и в Египте и Сирии, Палестине и Италии, передавались другим народам. Восприятие традиций византийской культуры в Болгарии и Сербии, Грузии и Армении, в Древней Руси способствовало дальнейшему прогрессивному развитию их культур.

       Н

       есмотря  на  то,  что  Византия  просуществовала  на 1000 лет дольше Великой  Римской  империи,  она  была   завоевана  таки  в  XIV  в.  

       турками-сельджуками. Турецкие войска, завоевавшие Константинополь в 1453 г., поставили точку в

       истории Византийской империи. Но это не был конец ее художественного и

       культурного развития.

       Византия  внесла огромный

       вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления

       культуры  перешли  к  соседним  государствам.  Практически  все  время

       средневековая Европа  развивалась на  основе достижений  византийской

       культуры. Византию  можно назвать  “вторым Римом”,  т.к. ее  вклад в 

       развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

       После 1000-летней истории Византия прекратила свое существования, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список литературы: 

       1. Волкова Д.В., Новикова А.Ю.  Культурология:  учебное пособие.-Ростов н/д: Феникс, 2008.- С. 5-99.

       2. Драч  Г.В. Культурология: учеб. пособие для  вузов/ Г.В Драч., Ю.С Борцов., Ю.В. Давидович и др.- Изд.6-е. Ростов н / Д: Феникс, 2004.- С.6-364.

       3. Казанцева С.А. Культурология: учеб. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2005.- С.7-61.

       4. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов/ под ред. А.Н. Марковой.- 4-e  изд.- М.: Юнити, 2008.- С. 5-13, 317-349.

       5. Мареева Е.В.Теория и история культуры: учебник, 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Экзамен, 2008.- С. 5-176.

       6. Борисова Г.В., Белянин Д.Н., Гаврилова Н.П., Евдокимова Л.Н., Осипов В.А., Правда В.Л. Культурология: Учебное пособие - Кемерово: КузГТУ, 2002.- 178 с.

       7. Художественная культура средневекового Востока и Запада // Культурология:  Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.И. Шаповалова.- М., 2003.- С. 59-179. 

Информация о работе Культура Византии