Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 01:57, контрольная работа
Византия - государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы.
Введение 3
1. Ранний этап в истории культуры Византии IV - VII вв. 6
2. Средний этап в истории культуры Византии VII - IX вв. 12
3. Поздний этап в истории культуры Византии X - XV вв. 16
Заключение 23
Список литературы
Мировую славу приобрели мозаики Византии. Технология мозаичного искусства
известна еще с античности, но только в Византии стали впервые применять не
естественные, а окрашенные минеральными красками стеклянные сплавы, так
называемые смальты с тончайшей золотой поверхностью. Мастера широко
использовали золотой цвет, который, с одной стороны, символизировал роскошь
и богатство, а с другой, был самым ярким и сияющим из всех цветов.
Большинство мозаик располагалось под разным углом наклона на вогнутой или
сферической поверхности стен, а от этого только увеличивался золотой блеск
неровных кубиков смальты. Он превращал плоскость стен в сплошное мерцающее
пространство, еще более сверкающему благодаря свету горящих в храме свечей.
Мозаичисты Византии пользовались широким красочным спектром: от
нежно-голубого, зеленого и ярко синего до бледно-лилового, розового и
красного различных оттенков и степени интенсивности. Изображения на стенах
главным образом рассказывали об основных событиях христианской истории,
земной жизни Иисуса Христа, прославляли власть императора.
Особую известность приобрели мозаики церкви Сан-Витале в городе Равенне (6
в.). На боковых нефах апсиды, по обеим сторонам от окон, расположены мозаики
с изображением императорской четы - Юстиниана и его жены Феодоры со свитами.
Художник помещает персонажи на нейтральном золотом фоне. Все в этой сцене
исполнено торжественного величия. Обе мозаичные картины, расположенные под
фигурой восседающего Христа, внушают зрителю мысль о незыблемости
византийского императора.
В живописи VI-VII вв. кристаллизуется специфически византийский образ, очищенный от инородных влияний. В основе его лежит опыт мастеров Востока и Запада, пришедших независимо друг от друга к созданию нового искусства, соответствующего спиритуалистическим идеалам средневекового общества. В этом искусстве появляются уже различные направления и школы. Столичная школа, например, отличалась великолепным качеством исполнения, утонченным артистизмом, живописностью и красочным разнообразием, трепетностью и переливчатостью цветов. Одним из самых совершенных произведений этой школы были мозаики в куполе церкви Успения в Никее.
Церковное богослужение превратилось в Византии в своего рода пышную мистерию. В полумраке сводов византийских храмов сумеречно сияло множество свечей и лампад, озарявших таинственными отблесками золото мозаик, темные лики икон, многоцветные мраморные колоннады, великолепную драгоценную утварь. Все это должно было, по замыслу церкви, затмить в душе человека эмоциональную приподнятость античной трагедии, здоровое веселье мимов, суетные волнения цирковых ристаний и даровать ему отраду в повседневности реальной жизни.
В прикладном искусстве Византии в меньшей мере, чем в архитектуре
и живописи, определилась ведущая линия развития византийского
искусства, отражающая становление средневекового миросозерцания.
Живучесть античных традиций здесь проявлялась как в образах, так и в
формах художественного выражения. Вместе с тем и сюда проникали
постепенно художественные традиции народов Востока. Здесь, хоть и в
меньшей мере чем в Западной Европе, сыграло свою роль воздействие
варварского мира.
Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не
сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла
сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв.
происходило становление христианской литургии, развивались новые жанр
вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус,
включается в систему репрезентации государственной власти. Особый
колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых
представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-
музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из
этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный
смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и
неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности
музыки как искусства универсального и в то же время, обладающего силой
массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее
в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять
доминирующее положение в средневековой Византии.
Система образования также наследует греко-римские традиции, основываясь на принципе (семи свободных искусств. Два уровня образования:
Тривиум - грамматика, риторика и диалектика.
Квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка.
В жизни широких народных масс по-прежнему огромную роль играли массовые зрелища. Правда, античный театр начинает клониться к упадку -античные трагедии и комедии все чаще заменяются выступлениями мимов, жонглеров, танцовщиков, гимнастов, укротителей диких животных. Место
театра занимает ныне цирк (ипподром) с его конными ристаниями,
пользующимися огромной популярностью.
Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям, получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синте
зировались главной, ведущей греко-римской культурой.
Культура ранней Византии была городской культурой. Крупные города империи, и в первую очередь Константинополь, были не только центрами ремесла и торговли, но и очагами высочайшей культуры и образованности,
где
сохранялось богатое наследие античности.
Средний
этап в истории культуры Византии VII - IX
вв.
Важной составляющей второго этапа истории византийской культуры явилось противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.). Первое направление поддерживала правящая светская элита, а второе - ортодоксальное духовенство и многие слои населения. Иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. А поэтому их требования сводились к нейтральным картинам, отвлеченным символам, орнаментальным и декоративным мотивам, пейзажам с
изображениями животных и птиц. В результате стены храмов превратились, по
образному выражению одного из современников, в “огороды и птичники”. В
период иконоборчества (726-843) была сделана попытка официального запрещения
икон. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских
сочинений Иоанн Дамаскин (700-760). По его мнению, икона принципиально
отличается от идола. Она является не копией или украшением, а иллюстрацией,
отражающей природу и сущность божества.
На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Однако борьба между сторонниками этих направлений велась чрезвычайно жестко, и в этом противостоянии погибли многие памятники раннего этапа византийской культуры, в частности первые мозаики собора Святой Софии Константинопольской. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания.
Необходимо отметить и тот существенный момент, что иконоборческое движение послужило стимулом к новому взлету светского изобразительного искусства и архитектуры Византии. При иконоборческих императорах в архитектуру проникло влияние мусульманского зодчества. Так, один из константинопольских дворцов Вриас - был построен по плану дворцов Багдада. Все дворцы окружали парки с фонтанами, экзотическими цветами и деревьями. В Константинополе, Никее и других городах Греции и Малой Азии возводились городские стены, общественные здания, частные строения. В светском искусстве иконоборческого периода победили принципы репрезентативной торжественности, архитектурной монументальности и красочной многофигурной декоративности, послужившие в дальнейшем основой развития светского художественного творчества.
Достигает в этот период нового расцвета искусство цветного мозаичного изображения. В IX-XI вв. реставрировались и старые
памятники. Возобновлялись мозаики и в храме св. Софии. Появились новые
сюжеты, в которых находила отражение идея союза церкви с государством.
В IX-X вв. существенно обогатился и усложнился декор рукописей,
богаче и разнообразней стали книжные миниатюры и орнамент. Однако
подлинно новый период в развитии книжной миниатюры приходится на
XI-XII вв., когда переживала расцвет константинопольская школа
мастеров в этой области искусства. В ту эпоху вообще ведущую роль в
живописи в целом (в иконописи, миниатюре, фреске) приобрели столичные
школы, отмеченные печатью особого совершенства вкуса и техники.
В VII-VIII вв. в храмовом строительстве Византии и стран византийского культурного круга господствовала та же крестово-
купольная композиция, которая возникла в VI в. и характеризовалась
слабо выраженным внешним декоративным оформлением. Большое значение
декор фасада приобрел в IX-X вв., когда возник и получил
распространение новый архитектурный стиль. Появление нового стиля было
связано с расцветом городов, усилением общественной роли церкви,
изменением социального содержания самой концепции сакральной
архитектуры в целом и храмового строительства в частности (храм как
образ мира). Возводилось много новых храмов, строилось большое число
монастырей, хотя они были, как правило, невелики по размеру.
Помимо изменений в декоративном оформлении зданий, менялись и архитектурные формы, сама композиция строений. Увеличивалось значениевертикальных линий и членений фасада, что изменило и силуэт храма.
Строители все чаще прибегали к использованию узорной кирпичной кладки. Черты нового архитектурного стиля проявились и в ряде локальных школ.
Например в Греции X-XII вв. свойственно сохранение некоторой
архаичности архитектурных форм (не расчлененность плоскости фасада,