Культура средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 23:31, реферат

Описание работы

Термин «Средние века» был введен итальянскими гуманистами в 14 веке, для обозначения времени отделяющего их время от «классической древности» (т.е. древнеримской культуры).
Средние века - это эпоха в истории Западной Европы, между Древним миром и Новым временем. Она длилась более тысячи лет: от падения Римской Западной империи (476 г.) до открытия Колумбом Америки и других Великих географических открытий (сер.15 – сер. 16 в.), когда взгляды людей на мир резко изменились. Часть ученых считает, что Средневековье продолжалось до 17 века, первых буржуазных революций: Нидерландской (1566-1609) и Английской (1640-1660).

Содержание

1.Периодизация и общая характеристика истории.
2. Христианство.
3. Духовенство

Работа содержит 1 файл

1-3.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

        Столетняя война (1137-1453 гг.) между Англией и Францией - самая длительная война в истории - развернулась из-за юго-западных земель Франции, принадлежавших английским королям. Поводом к войне стали притязания английского короля Эдуарда III (1312 -1377 гг., король с 1327 года) - внука Филиппа IV Красивого – на французский престол. Первый этап войны (1337-1360 гг.) привел Францию на край гибели: в 1340 г. в битве при Слейсе был полностью уничтожен французский флот, в 1356 году при Пуатье французы потеряли армию, а король Франции Иоанн II Добрый (1319- 1364гг., король с 1350 г.) попал в плен, и за него был назначен выкуп в 2,5 (по другой версии - 3) млн. ливров. Пленение короля, неисполнение рыцарями своего долга по защите страны, резкое увеличение налогов для выкупа Иоанна II вызвали народные волнения, вылившиеся в Жакерию.

        Сменивший Иоанна II  его сын Карл V (1338-1380 гг., король с 1364 г.) сумел восстановить армию и извлек уроки из предыдущих поражений. В 1369 г. военные действия возобновились. К концу 14 в. в руках Англии осталось несколько городов на побережье, и в 1396 г. было заключено перемирие сроком на 28 лет, так как обе стороны устали от боевых действий.

        Еще с 1392 г. во Франции началась борьба за регентство при безумном короле Карле VI (1368-1422 гг., король с 1380 г.), вылившаяся в гражданскую войну между арманьяками (сторонниками герцога Орлеанского) и бургиньонами (сторонниками герцога Бургундского). Воспользовавшись этим, король Англии Генрих V) (1387-1422 гг., король с 1413г.) в 1414 г. высадился во Франции и в 1415 г. в битве при Азенкуре нанес тяжелое поражение. Захватив Нормандию, он приступил к планомерному покорению Франции. Герцог Бургундский заключил союз с англичанами. По договору 1420 г. между Англией и Францией, Генрих V объявлялся регентом и наследником Франции, а его потомки должны были стать правителями объединенного королевства; север Франции подвергся англо-бургундской оккупации. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости. После смерти в 1422 г. Генриха V и Карла VI государем объединенных Англии и Франции стал десятимесячный сын Генриха V Генрих VI (1421-1471 гг.). А Карл VII (1403-1461 гг.) – сын Карла VI , также объявивший себя королем Франции, держался на юге страны, где вокруг него стали сплачиваться патриоты Франции. Дорогу англичанам на юг преграждал Орлеан, осада которого началась в 1428 г.

  В стране разгоралась партизанская война. Ярким проявлением патриотизма стала деятельность Жанны д`Арк, т.н. Орлеанской девы (ок. 1412-1431 гг.). Эта крестьянка возглавила борьбу французского народа против английских захватчиков, во главе большого отряда она в 1429 г. освободила г. Орлеан от осады и организовала поход французского войска в Реймс (город, где короновались французские правители) и короновала Карл VII. В результате была окончательно узаконена его власть и подчеркнута противозаконность английской оккупации. После этого прекрасно организованная и воодушевленная французская армия начала изгнание англичан, завершившееся к 1453 году.

  Т.о. Столетняя война, начавшаяся как  борьба за престол между родственными династиями, превратилась в межнациональный конфликт, в котором приняли участие все слои населения. В этой войне сложились представления о национальном государстве, произошел переход от рыцарской войны, ведшейся силами сюзеренов и вассалов, к войне государственной, осуществлявшейся профессиональным войском.

        Последний этап войны привел к усилению королевской власти во Франции, но лишь в 1477 г. французскому королю Людовику  (1423-1483 гг. король с 1461 г.) удалось присоединить земли своего главного соперника – герцога Бургундского – к своему домену. И к концу 15 века объединение Франции завершилось, и началась централизация власти – реальное подчинение объединенной территории власти короля.

        После окончания  Столетний войны в Англию вернулись  тысячи разочарованных людей, для которых война была делом их жизни, ухудшение экономической обстановки (кризис вотчинного хозяйства) привели к смуте, проявившейся в войне Алой и Белой розы (1455-1485 гг.) - кровавым междоусобным конфликты между феодальными кликами в Англии, принявшими форму борьбы за престол между двумя линиями королевской династии Плантагенетов: Ланкастерами (в гербе алая роза) и Йорками (в гербе белая роза). Гибель в войне главных представителей обеих династий и значительной части знати облегчила установление абсолютной власти Генриха VII Тюдора (1457 – 1509 гг., король с 1485) – дальнего родственника Ланкастеров. Женившись на представительнице дома Йорков, он отчасти примерил враждующие стороны.

        Шел процесс объединения  Испании  тесно связанный с  Реконкистой (исп. La reconquista, от reconquistar - отвоевывать), отвоевание народами Пиренейского полуострова земель, завоеванных арабами в 711-715 гг..

  Реконкиста  началась в 718 г. битвой при Ковадонге. Ко времени распада Кордовского халифата в 1031 г. на 23 отдельных государства почти две трети территории полуострова находились в руках испанских мусульман. Распад халифата облегчил испанцам продвижение вперед - результатом этого явилось занятие кастильцами в 1085 г. Толедо - древней столицы вестготских королей. К середине 13 века под властью арабов остался лишь небольшой Гранадский эмират, отличавшийся процветающей экономикой и высоким уровнем культуры. На отвоеванных территориях шла борьба христианских правителей между собой и со знатью, что приостановило Реконкисту до конца 15 века (только в 1492 г. была взята Гранада). Фактическое объединение Испании произошло в результате династической унии (1469 г.) Изабеллы Кастильской (1451- 1504 гг., королева Кастилии с 1474 г.) и Фердинанда II Арагонского(1452-1516 гг., король Сицилии с 1468 г., Арагона с 1479 г.). Королевской чете удалось усмирить своеволие знати, реформировать финансовую систему и управление страной. Подняв авторитет королевской власти, Фердинанд и Изабелла заложили основы испанского абсолютизма. В период правления Фердинанда и Изабеллы была открыта Америка и положено начало испанской колониальной экспансии.

  Великие географические открытия (ознаменовавшие коней Средних веков) стали возможны благодаря успехам европейской науки и техники. К 15 в. были созданы достаточно надежные для океанского плавания парусные суда (каравеллы), усовершенствованы компас и морские карты, приобретен опыт, необходимый для дальнего мореходства. Большую роль в Великих географических открытиях сыграла утверждавшаяся идея о шарообразности Земли, с которой была связана мысль о возможности западного морского пути в Индию через Атлантический океан. Новые торговые пути заставили искать и турецкие завоевания, перекрывшие традиционные купеческие связи с Востоком через Средиземное море. В заморских землях европейцы надеялись найти богатство: драгоценные камни и металлы, экзотические товары и пряности, слоновую кость и моржовые бивни.

  Первыми планомерные экспедиции в Атлантическом  океане начали португальцы. Активность Португалии на море была предопределена ее географическим положением на крайнем западе Европы и историческими условиями, сложившимися после окончания португальской Реконкисты. Все силы и энергия португальского королевства были направлены на поиски новых земель за морем, на африканском побережье. Именно там португальские короли видели источник будущей славы и богатства своего государства. В течение 15 в. португальские каравеллы осваивали морской путь вдоль западного побережья Африки, достигая все более южных широт. В 1487-1488 гг. Бартоломеу Диаш (1450-1500 гг.) достиг южной оконечности Африки и обогнул ее, открыв мыс Доброй Надежды. Плавание Диаша открыло перед португальцами перспективу установления морского пути в Индию вокруг Африки.

  Успехи  португальцев вызвали интерес к  морским экспедициям в соседней Испании. Исходя из представления о шарообразности Земли, мореплаватель Христофор Колумб (1451-1506 гг.) предлагал попытаться достичь Индии плывя на запад по Атлантическому океану. Испанское правительство выделило ему три каравеллы, и в 1492 г. экспедиция под руководством Колумба достигла одного из Багамских островов, открыв тем самым Америку (сам Колумб до конца жизни считал, что он открыл путь в Индию).

  Известия  об открытии испанцами новых земель на западе стимулировали усилия португальцев. В 1497-1498 гг. Васко да Гама (1469-1524 гг.) на четырех судах обогнул Африку и достиг настоящей Индии. В Испании и Португалии ежегодно снаряжались морские экспедиции, которые совершали заокеанские плавания и открывали новые земли. Заинтересовались заморскими странами и другие европейские государства. В 1497-1498 гг. Англия снаряжала экспедиции под руководством итальянского мореплавателя Джона Кабота (1443-1498 гг.), который достиг берегов Северной Америки в районе острова Ньюфаунленд. В 1500 г. португальская эскадра под командованием Педру Кабрала (1460-1526 гг.), направлявшаяся в Индию, из-за экваториального течения сильно отклонилась и достигла Бразилии, которую Кабрал принял за остров. Затем он продолжил плавание, обогнул Африку и через Мозамбикский пролив проследовал в Индию. Как и предыдущие путешественники, Кабрал считал открытую им землю на западе частью Азии.

  Итальянский мореплаватель Америго Веспуччи (1454-1512 гг.) проанализировав  оставленные  предшественниками сведения о новых землях пришел к выводу, что открытые земли являются не Азией, а новым материком, и предложил назвать его «Новым Светом». В 1507 году немецкий картограф и издатель Мартин Вальдземюллер в предисловии к книге Веспуччи предложил назвать «Новый Свет» в честь Америго - Америкой (без ведома Веспуччи) и это название вошло в обиход. 

  2. Христианство.

  Христианство  возникнув в 1в н.э. как секта  иудаизма, во  2-3 в. н.э. приобретает сильное  влияние в римской империи, несмотря на гонения на гонения и репрессии. Лишь в 313 г. император Константин I Великий (ок. 285-337) разрешил христианам  открыто исповедовать их религию, и с этого времени новая религия стремительно распространилась на Востоке и Западе, вытесняя прочие культы.

  Поначалу  в самом учении христианства было много неясного, слова, произнесенные когда-то Иисусом Христом и его учениками - апостолами трактовались по-разному. 

        Важнейшие христианские догматы (основные положения учения) были разработаны в трудах выдающихся богословов 2-8 вв., т.н. Отцов церкви: Амвросия Медиоланского (ок. 333-397 гг.), Иеронимом Стридонским (около 342-420 гг.), Григорий Нисский (ок. 335 - ок. 394), Иоанн Златоуст (между 344 и 354-407 гг.), Василий Великий (ок. 330-379 гг.), Григорий I Великий (ок. 540 – 604 гг.), Августином (ум. 604 или 605 г.) и др.

        Для того чтобы совместно найти истину и уладить разногласия христианские епископы устраивали Вселенские соборы (в 4-8 вв. проведено было 7 Соборов). Первый собор был созван императором Константином в 325 г. в Никее. На Никейском и следующем – Константинопольском (381 г) - соборах был сформулирован Символ Веры (12 главных христианских догматов). В основе христианского учения лежит вера в воскресение Христа, в воскресение мертвых, в Божественную Троицу (Бога-Отца, Бога-Сына и Святой Дух).

  Из  многочисленных сочинений об Иисусе Христе «боговдохновенными» соборы признали четыре -  Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Эти Евангелия составляют основу христианского канона (собрание священных текстов). В канон вошли также Деяния Апостолов (сочинения о проповеди учеников Иисуса после смерти их Учителя), двадцать одно Послание Апостолов и Апокалипсис апостола Иоанна Богослова (видение о конце света открывшееся Иоанну Богослову). Эти сочинения составили т.н. Новый Завет. Тексты, в чьей подлинности у Соборов возникли сомнения, и которые поэтому не вошли в канон называются апокрифами. Апокрифы не запрещались, на них лишь не ссылались в богословских вопросах. Сюжеты многих христианских легенд взяты из апокрифов.

        Новый Завет стал продолжением  Ветхого Завета – собрания  древних священных текстов общих как для христиан, так и для иудеев. Ветхий и Новый Заветы составляют христианскую Библию.

  Языковая  ситуация раннего христианства была достаточно сложной. Проповедь Иисуса звучала на разговорном языке тогдашней Палестины - арамейском, принадлежавшем к семитской группе и очень близком к сирийскому. Однако языком межэтнического общения Средиземноморья был  греческий язык (т. н. койне); именно на этом языке написаны тексты Нового Завета. Поэтому огромное значение для всей западной средневековой культуры имел перевод Библии на латинский язык, сделанный Св. Иеронимом Стридонским на рубеже 4-5 вв.  Т.к в Западной Римской империи греческий язык был языком учёных, а латынь – народа, то латинская Библия получила название  Вульгата – «народная Библия» (от лат.  vulgus – народ).

  Богословские  споры на церковных соборах отличались  от мирных ученых дискуссий, доходило до рукоприкладства. Если церковный собор одобрял какое-либо толкование, то оно становилось обязательным для всех христиан, если собор отвергал какое-то мнение – оно объявлялось ересью (от греч. hairesis - особое вероучение) - опасным и вредным заблуждением. Сторонники ереси должны были отречься от своих взглядов или их изгоняли из церкви. Среди первых ересей было:

   - арианство  - течение в христианстве в 4-6 вв. Его зачинатель - священник Арий (ум. в 336) из г. Александрия. Ариане не принимали один из основных догматов официальной христианской церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына (Христа); по учению Ария, Христос как творение Бога-отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь первыми церковными соборами в 325 и 381 гг.

  - несторианство - течение в христианстве, осужденное как ересь на третьем Эфесском соборе 431г. Основано в Византии Несторием, константинопольским патриархом в 428-431 гг., утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, лишь впоследствии воспринял божественную природу.

  - монофизитство (от моно... и греч. physis - природа, естество) христианское учение, возникшее в Византии в 5 в. как реакция на несторианство; трактовало соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным, т.е. Христос – это Бог, а не Богочеловек. Учение  было осуждено четвертым Халкидонским собором в 451г.

  - монофелитство  (от моно... и греч. thelema - воля) - христианское учение, сложившегося в 7 в. в Византии как официальный компромисс между ортодоксальной догмой и монофизитством. Согласно монофелитам, Христос обладал двумя природами, но одной волей и «энергией» (богочеловеческой). Осуждено как ересь на шестом Вселенском соборе в 680-681 гг.

Информация о работе Культура средневековой Европы