Культура средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Ренессанса. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Важное место в православии занимают обряды-таинства. Именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Общее понятие романского стиля в архитектуре. Роль Византии в культуре Средневековья.

Содержание

1. Общая характеристика социокультурной ситуации - стр. 1-3
2. Возвышение церкви. Папство. Монастыри - стр. 4-5
3. Христианство - стержень культура средневековья стр. – 6-9
4. Образование - стр. 10-12
5. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи - стр. 12-14
6.Развитие архитектуры, скульптуры и живописи - стр. 14-18
7. Список литературы - стр. 18
8. Тест – стр. 19

Работа содержит 1 файл

культура средневековой Европы.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

Готический  стиль получил классическое выражение во Франции, которую по праву считают родиной готики. (Собор Парижской Богоматери был заложен в 1163 г., достраивался до сер. XIII в.) Наиболее знаменитые памятники французской готики - соборы Амьена и Реймса (XIII в.), церковь Сен Шапель (XIII в.).

     Зрелая готика характеризуется  нарастанием вертикализма, большей  устремленностью ввысь. Одним  из самых замечательных памятников  зрелой готики является Реймский  собор - место коронования французских  королей. 

     Несколько отличались английские соборы, для которых характерны большая протяженность и своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов. Самый знаменитый памятник английской готики - Вестминстерское аббатство (XIII - XVI вв.).

     Недостаток строительного камня  в Германии вызвал к жизни "кирпичную готику", позже распространившуюся по всей Европе. Первым кирпичным готическим храмом была церковь в Любеке (XIII в.). Самый известный готический собор в Германии – Кельнский.

Необходимо  особенно подчеркнуть роль Византии в культуре Средневековья.

На заре средневековья Византия оставалась единственной хранительницей эллинистических  культурных традиций. Однако наследие поздней античности Византия существенно  преобразовала, создав художественный стиль, уже целиком принадлежащий  духу и букве средневековья. Причем из всего средневекового европейского искусства именно византийское было в наибольшей степени ортодоксально христианским.

В византийской художественной культуре слиты два  начала: пышная зрелищность и утонченный спиритуализм. Особенно ярко это проявлялось в архитектуре церквей и соборов Византии.

Прежде  всего следует сказать, что архитектурные  формы средневековых христианских церквей сильно изменились по сравнению  с античными. В античных храмах классического  типа очень большую роль играло их наружное пластическое решение и очень малую - внутреннее пространство. Внутри, в полумраке, стояла статуя божества, а все обряды и празднества происходили снаружи, на площади. Назначение христианской церкви иное: она мыслится не как обиталище Бога, но как место, где собирается община верующих. Организация внутреннего пространства становится главной задачей зодчих, а внешний вид здания решается, скорее, как производное, как оболочка. В церковном зодчестве возобладали две архитектурные формы: базиликальная и крестово-купольная. Базилика - это прямоугольное в плане и вытянутое в длину здание, разделенное рядами колонн или столбов на продольные части (нефы), средний неф, более высокий, освещается через окна под крышами боковых нефов. В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом (апсидой), помещался алтарь, в западной - вход.

Другой  тип конструкции храма - крестово-купольный, по-видимому, имеет восточные корни. Купол не парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава. Купол символизирует небесный свод. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды, пересекаясь, образуют крест, но равноконечный.

В дальнейшем тип храма-базилики утвердился в  Западной Европе, a в самой Византии преобладал второй тип. Пример редкого и блестяще решенного объединения   обоих  конструктивных  принципов   представляет  собой Константинопольский храм Софии.

Славилась Византия не только архитектурными шедеврами, но и другими видами изобразительного искусства. Главные формы византийской живописи – монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска), иконы; книжные миниатюры, которые также весьма почитаемы. Мозаика – вид монументальной живописи, изображение или узор, выполненные из разноцветных камней, смальты; получила особую значимость в художественной культуре Византии. Византийские мастера умели использовать живописные эффекты смальты, очень точно рассчитывая угол падения света, делая поверхность мозаики несколько шероховатой. Они учитывали также законы оптического слияния цветов при восприятии мозаичных панно с большого расстояния. Время почти не властно над мозаикой старинных мастеров: когда ее очищают от застарелой пыли и копоти, она оказывается такой же сияющей и звучной по цвету, какой была много веков назад. Древнейшие византийские мозаики находятся в храмах и усыпальницах Равенны, города на побережье Адриатики, некогда столицы Королевства Остготов, потом крупного культурного центра Византии. Здесь в грубом толстостенном мавзолее покоится прах Теодориха, первого остготского короля. Здесь похоронен Данте. Равенна хранит единственный в своем роде комплекс византийских памятников V-VII вв. того переломного времени, когда на перепутье истории встретились Рим и Византия, античность и средневековье. Мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V столетия, украшен внутри удивительными мозаиками: из густой мерцающей синевы выступают задрапированные на античный лад фигуры христианских мучеников, расстилаются сказочные ландшафты рая с золотыми оленями и птицами. Здесь же в Равенне, в церкви Сан-Витали, находятся величественные красочные мозаичные изображения императора Юстиниана и императрицы Феодоры со свитами. 
 

Список  литературы: 

  1. Гуревич П.С. Культурология, 2005
  2. Маркова А.Н. Культурология, М. 1998
  3. http://culture.niv.ru/doc/culture/lectures-radugin/050.htm
  4. http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik/posob_4_kt.html
  5. http://www.gumfak.ru/kult_html/uchebnik/uch09.shtml
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Христианство
  7. Корякина Е.П. Культура среднековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы.  http://avt.miem.edu.ru/Kafedra/Kt/Publik.
 
 
 
 
 
 
 

       Тест

       Какой стране принадлежат  нижеприведенные  произведения.

    1. «Старшая Эдда»                                       а. Франция

    2. «Песнь о Роланде»                                  б. Исландия

    3. «Песнь о нибелунгах»                              в. Норвегия

    4. Сага об Эрике  Рыжем                             г. Германия

    5. Баллады и Робин  Гуде                            д. Англия 

    Ответы:

    1 – б

    2 - а

    3 - г

    4 - в

    5 - д 
     
     
     
     

Содержание:

1. Общая характеристика  социокультурной ситуации  - стр. 1-3

2. Возвышение  церкви.  Папство. Монастыри  - стр. 4-5

3. Христианство -  стержень культура средневековья   стр. – 6-9

4. Образование  - стр. 10-12

5. Рыцарство  как нравственный  и эстетический  идеал эпохи  - стр. 12-14

6.Развитие архитектуры,  скульптуры и живописи  - стр. 14-18

7. Список литературы  - стр. 18

8. Тест – стр. 19

Информация о работе Культура средневековой Европы