Культура средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Ренессанса. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Важное место в православии занимают обряды-таинства. Именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Общее понятие романского стиля в архитектуре. Роль Византии в культуре Средневековья.

Содержание

1. Общая характеристика социокультурной ситуации - стр. 1-3
2. Возвышение церкви. Папство. Монастыри - стр. 4-5
3. Христианство - стержень культура средневековья стр. – 6-9
4. Образование - стр. 10-12
5. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи - стр. 12-14
6.Развитие архитектуры, скульптуры и живописи - стр. 14-18
7. Список литературы - стр. 18
8. Тест – стр. 19

Работа содержит 1 файл

культура средневековой Европы.doc

— 113.00 Кб (Скачать)
 
Общая характеристика социокультурной ситуации

Термин "средневековье" возник в эпоху  Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как  мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего  упадка, лежащее посередине между  блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья, обе эти оценки средневековья создавали крайне односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры.

     На самом деле все обстояло  гораздо сложнее. Это была сложная,  многообразная, противоречивая культура, как и сложным иерархическим  образованием было средневековое  общество.

     Западноевропейская средневековая  культура представляет собой  качественно новую ступень развития  европейской культуры, следующую  после античности и охватывающую  более чем тысячелетний период ( V - XV вв.).

     Переход от античной цивилизации  к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю.

     Во-вторых - Великим переселением  народов (с IV по VII вв.), в ходе  которого десятки племен устремились  к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.

     С падением Римской империи  начинается история западноевропейского  средневековья (Восточная Римская империя - Византия - существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.)

     Становление средневековой культуры  происходило в результате драматического  и противоречивого процесса столкновения  двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.

     Культурное взаимодействие между  варварскими племенами и Римом  существовало и до гибели империи.  После падения Рима культурное  влияние античности происходило  в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.

     Соответственно, становление средневековой культуры происходило в результате взаимодействия двух начал: культуры варварских племен (германское начало) и античной культуры (романское начало). Третьим и важнейшим фактором, определившим процесс становления европейской культуры, стало христианство. Христианство стало не только ее духовной основой, но и тем интегрирующим началом, которое позволяет говорить о западноевропейской культуре как о единой целостной культуре.

     Таким образом, средневековая  культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных  традиций, культуры варварских народов и христианства.

     Однако влияние этих трех начал  средневековой культуры на ее  характер не было, да и не  могло быть равнозначным. Доминантой  средневековой культуры, ее духовным  стержнем стало христианство. Оно  выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.

  Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны:

  Отчужденность  от основного производителя (земля,  на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала).

  Условность (феод считался пожалованным за  службу и, хотя позже он превратился  в наследственное владение, формально  за несоблюдение договора он  мог быть отчужден у вассала).

  Иерархичность  - собственность была как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

     На основе феодальной земельной  собственности сформировались два  основных полюса социокультурного  поля средневековой культуры - феодалы (светские и духовные) и феодально-зависимые производители - крестьяне, что, в свою очередь, обусловило существование двух полюсов средневековья: 1) ученой культуры духовной и интеллектуальной элиты, 2) культуры "безмолвствующего большинства", т.е. культуры простонародья, в массе своей безграмотного.

 Средневековая  культура формировалась в условиях:

 господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;

  замкнутой  феодальной вотчины - сеньории, являющейся  основной хозяйственной, судебной  и политической единицей;

  слабой  центральной власти,

  феодальной  раздробленности, порождавшей нескончаемые  войны, смерть, разрушение.

 

Возвышение  церкви. Христианство – стержень культуры средневековья

Долгое  время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на Средневековье как на темные века". Основы такой позиции были заложены просветителями. Однако история культуры западноевропейского общества была не столь однозначна. Одно несомненно - вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. Становится государственной религией в Риме (313 г. Н.э.)

На Востоке, в Византии, христианская церковь  существенно зависела от сильной  императорской власти. Византийские императоры уже с V в. Играли важную роль в собственно церковной жизни: даже право созыва церковных соборов принадлежало императору, который сам определял состав участников и утверждал их постановления. На Западе же церковь не только не подчинялась в такой мере государству, но, напротив, заняла особое положение. Римские епископы, с IV в. Именовавшиеся папами, присвоили себе важные политические функции.

Между Западной и Восточной церковью существовали и стечением времени углубились противоречия, принимая все более  принципиальный характер.

Окончательный разрыв произошел в 1054 г., когда церкви открыто провозгласили полную независимость  друг от друга. После разрыва обе  церкви продолжали претендовать на роль Вселенской церкви - католической (в  западной транскрипции) или "кафолической" (в транскрипции восточной). С этого времени Западная церковь называет себя римско-католической, а Восточная - греко-кафолической, т.е. Православной (ортодоксальной, правоверной).

Ко времени  раннего Средневековья относится  возникновение ересей (от Греч. Hairesis - особое вероучение).

Папство, возникшее в VIII в., всегда активно  сопротивлялось распространению ересей. Одним из орудий борьбы с ними была инквизиция (от лат. Ingusitio - розыск), которая  с XIII в. Действовала как регулярный церковный суд. Наряду с еретиками карались вольнодумство, ведьмы, колдуны, знахари, предсказатели будущего и ясновидцы, которых церковь обвиняла в связях с нечистой силой. Церковь учила, что дьявол вселяется в людей, прежде всего в женщин, и заставляет их творить зло. Обвинения в пособничестве дьяволу было достаточно для вынесения смертного приговора. Несчастных, как правило, сжигали на кострах. Такие процессы были почти массовыми в Западной Европе. В Испании, например, на кострах инквизиции погибли 30000 человек.

Огромную  роль как на Западе, так и на Востоке играло монашество: монахи брали на себя обязательства "ухода из мира", безбрачия, а также отказа от имущества. Однако уже к VI в. Монастыри превратились в сильные и нередко очень богатые центры, владеющие движимым и недвижимым имуществом. Многие монастыри были центрами образования и культуры. Так, в Англии в конце VII - начале VIII в. В одном из монастырей на Северо-Востоке жил Беда Достопочтенный, один из наиболее образованных людей своего времени, автор первого крупного сочинения по английской истории. К Доминиканскому ордену принадлежал другой выдающийся философ Средневековья Фома Аквинский (1225 или 1226 - 1274 гг.), сформулировавший пять доказательств бытия Бога. В конце XIX в. Католическая церковь объявила Фому Аквинского вечным "авторитетом" в области религии, философии, истории, политики и права.

Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского  вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после разрушения Римской империи только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Европы. Церковь была господствующим политическим институтом, но еще более значительно было то влияние, которое церковь оказывала непосредственно на сознание населения. Христианство предлагало людям стройную систему знаний о мире, о его устройстве, о действующих в нем силах и законах. Добавим к этому эмоциональную притягательность христианства с его теплотой, общечеловечески значимой проповедью любви и всем понятным нормам социального общежития, с романтической приподнятостью и экстатичностью сюжета об искупительной жертве, наконец, с утверждением о равенстве всех без исключения людей в самой высшей инстанции, чтобы хотя бы приблизительно оценить вклад христианства в мировоззрение, в картину мира средневековых европейцев.

Эта картина  мира, целиком, определившая менталитет верующих селян и горожан, основывалась главным образом на образах и  толкованиях Библии. В средние века исходным пунктом объяснения мира было полное, безусловное противопоставление Бога и природы, неба и земли, души и тела.

Мир виделся  тогда в соответствии с некоторой  иерархической логикой, как симметричная схема, напоминающая две сложенные  основаниями пирамиды. Вершина одной из них, верхней – Бог. Ниже идут уровни или ярусы священных персонажей: сначала Апостолы, затем фигуры, которые постепенно удаляются от Бога и приближаются к земному уровню – архангелы, ангелы и тому подобные небесные существа. На каком-то уровне в эту иерархию включаются люди: сначала папа и кардиналы, затем карлики более низких уровней, ниже их простые миряне. Затем еще дальше от Бога и ближе к земле, размещаются животные, потом растения и потом – сама земля, уже полностью неодушевленная. А дальше идет как бы зеркальное отражение верхней, земной и небесной иерархии, но опять в ином измерении и со знаком "минус", в мире как бы подземном, по нарастанию зла и близости к Сатане. Он размещается на вершине второй пирамиды, выступая как симметричное Богу, как бы повторяющее его с противоположным знаком. Если Бог – олицетворение Добра и Любви, то Сатана – его противоположность, воплощение Зла и Ненависти.

   Христианство  развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда - "предвечны" - и равны по достоинству - "равночестны".

   Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" - особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего - крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

   Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение  и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученики"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

   Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений - схизм. В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства - "вероисповедания".

   Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

   Важное  место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств:

   Крещение-таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. Человек (чаще всего младенец) не только избавляется от так называемого  первородного греха, становится правоверным христианином;

   В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание совершается после крещения (у правоверных – сразу же за крещением, а у католиков – через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа».

   В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

   Таинство  покаяния или исповеди - это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

   Таинство  священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

   В таинстве брака, которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

   В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В ходе этого таинства священнослужитель прощает грехи тяжело больного или умирающего и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

   Другим  крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Слово "католицизм" означает - всеобщий, вселенский.

   Его истоки - от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс  обособления католицизма в христианстве начался еще в III - V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

   Начало  разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Информация о работе Культура средневековой Европы