Культура средневековой Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:17, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Ренессанса. Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. Важное место в православии занимают обряды-таинства. Именно церковь длительный период определяла политику в области образования. Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Общее понятие романского стиля в архитектуре. Роль Византии в культуре Средневековья.

Содержание

1. Общая характеристика социокультурной ситуации - стр. 1-3
2. Возвышение церкви. Папство. Монастыри - стр. 4-5
3. Христианство - стержень культура средневековья стр. – 6-9
4. Образование - стр. 10-12
5. Рыцарство как нравственный и эстетический идеал эпохи - стр. 12-14
6.Развитие архитектуры, скульптуры и живописи - стр. 14-18
7. Список литературы - стр. 18
8. Тест – стр. 19

Работа содержит 1 файл

культура средневековой Европы.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

   Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы  и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

   Основой католического вероучения, как и  всего христианства, приняты Священное  писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным  преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.

   Православие - одно из трех основных направлений христианства - исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV - XI веках. 
 

Образование

Средневековый европеец, включая и высшие слои общества, вплоть до королей и императоров, был не грамотен. К концу XV века церковь осознала необходимость иметь образованные кадры, принялась открывать духовные семинарии. Уровень же образования прихожан был вообще минимальным. Масса мирян слушала полуграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых мирян запретна, ее тексты считались слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось только священнослужителям. Однако их образование и грамотность была в массе, как сказано, очень невысока. Массовая средневековая культура – это культура бескнижная, "догутенбергова". Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека.  

Европейское средневековое общество было очень  религиозно и власть духовенства  над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви было исходным моментом всякого мышления, все науки - юриспруденция, естествознание, философия, логика - все  приводилось в соответствие с христианством. Духовенство было единственно образованным классом, и именно церковь длительный период определяла политику в области образования.

В V-IX вв. Все школы в странах Западной Европы находились в руках церкви. Церковь составляла программу обучения, подбирала учащихся. Главная задача была определена как воспитание служителей церкви. Христианская церковь сохраняла и использовала элементы светской культуры, оставшиеся от античной системы образования, в церковных школах преподавались дисциплины, унаследованные от античности, - так называемые "семь свободных искусств": грамматика, риторика, диалектика с элементами логики, арифметика, геометрия, астрономия и музыка. В то же время античные тексты нередко уничтожались, и дорогостоящий пергамент использовался для записи монастырских хроник. Кроме монашеских школ, существовали также "внешние" школы, где обучались юноши, не предназначенные для церковной карьеры. Много светских школ было открыто во второй половине IX в. В Англии. В них обучались дети из знатных семейств, а преподавали учителя из континентальной Европы, которые активно переводили на английский язык сочинения античных авторов.

Уровень преподавания в разных школах и разные периоды Средневековья был неодинаков, соответственно менялся и уровень образования людей. После определенного подъема в VIII - IX вв. Развитие умственной жизни в X - начале XI вв. заметно затормозилось. Неграмотным было духовенство, распространялось невежество. Так, полагали, что Земля похожа на колесо, которое со всех сторон обтекает океан; в центре Земли находится город Иерусалим. Античная идея о шарообразности Земли отвергалась: считалось невозможным, что люди на противоположной стороне Земли ходят на головах.

Книг  было мало и стоили они чрезвычано дорого. Например, в начале XI в. "Грамматика" стоила столько же, сколько дом с участком. В некоторых странах Европы, однако, сохранился высокий уровень преподавания. Так, в X-XI вв. В высших школах Испании преподавали философию, математику, физику, астрономию, медицину, право, мусульманское богословие. Сюда приезжали учиться из всех стран Западной Европы, а также из стран Передней и Средней Азии.

В XI в. В  Италии на базе Болонской юридической  школы был открыт первый университет (1088 г.). Он способствовал возрождению  норм римского права и привлекал тысячи слушателей из всех уголков Европы. В XII в. Университеты возникают и в других странах Западной Европы. В Англии первым был университет в Оксфорде (1167), затем - университет в Кембридже (1209). Виднейшим университетским ученым Англии XIII в.был Роджер Бэкон (ок. 1214 - 1292), который в качестве основного метода познания выдвигал не церковные Авторитеты, a paзyм и опыт. Крупнейшим и первым из университетов Франции был Парижский (1160). Он объединял четыре факультета: общеобразовательный, медицинский, юридический и богословский. Так же, как и в другие крупные университеты, сюда стекались студенты из всех европейских стран. Преподавание, как и везде в Западной Европе, велось на латыни.

Средневековая университетская наука называлась схоластикой (от греч. Scholastikos - школьный, ученый), т.е. Школьной наукой. Ее наиболее характерными чертами было стремление опереться на авторитеты, прежде всего церковные, недооценивание роли опыта как метода познания, соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами, интерес к формально-логическим проблемам Влияние церкви на средневековые университеты было огромным.

Для Византии периода раннего Средневековья  также присуще было усиление позиций  христианской церкви в области образования, что выразилось, например, в гонениях на античную философию. В VI в. Была закрыта знаменитая Афинская школа, основанная Платоном и просуществовавшая почти 1000 лет. Античную философию сменило богословие. Однако в середине IX в. В Константинополе была создана высшая школа, где преподавание строилось по античному образцу. Виднейшим представителем византийской культуры этого времени был патриарх Фотий (ок. 810 или 820 - 890-е гг.) - составитель Мирно-библиона" - сборника отзывов на 280 произведений преимущественно античных авторов, автор богословских сочинений.

В IX-X вв. Отмечен подъем в области естественнонаучных знаний. Созданы энциклопедии по различным  отраслям знаний, содержащие разнообразные  сведения о византийском обществе и  соседних народах.

Важнейшим элементом средневековой культуры была литература. В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно прежде всего для Англии и стран Скандинавии. Певцы-музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англосаксов большим уважением. Крупнейшее произведение англосаксонского героического эпоса - поэма "Беовульф", написанная около 700 г. Важнейшим памятником скандинавского поэтического эпоса считается "Старшая Эдда" - сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказаний о богах и героях.

Рыцарство как нравственный и эстетический идеал  эпохи

Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений - величайший памятник французского народного героического эпоса - "Песень о Роланде", в которой воспеваются военные подвиги графа Роланда, погибшего во время военного похода в Испанию. В XII в. Появляются рыцарские романы - эпический жанр средневековой литературы, сменивший героический эпос; в центре образ героя-рыцаря, его подвиги во имя собственной славы, любви, религиозно-нравственного совершенства. В числе наиболее популярных был стихотворный роман о британском короле Артуре. Большой популярностью также пользовался роман немца Готфрида Страсбургского (ум. Ок. 1220 г.) "Тристан и Изольда" о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы XII - XIII вв. - "Песнь о Нибелунгах", повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство в начале V в. В основе "Песни о Нибелунгах" лежат древние германские сказания.

Успешно развивается в странах Западной Европы и рыцарская лирическая поэзия. В Германии ее представители - миннезингеры (певцы высокой любви) -сами исполняли  свои произведения. Во Франции лирическая поэзия достигла вершины в так называемой "куртуазной" (придворной) поэзии трубадуров. Они воспевали идеальную любовь и преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям.

Значительным  явлением в литературе Франции XII - XIII в. Внесли ваганты и их поэзия. Вагантами (от лат. Vagantes - бродячие) называли бродячих поэтов. Особенностью их творчества была постоянная критика католической церкви и Духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Ваганты считали, что эти качества, обыкновенные для простого человека, не должны быть присущи святой церкви. Церковь в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Важнейший памятник английской литературы XIII в. - знаменитые баллады о Робин Гуде, который и поныне остается одним из самых известных героев мировой литературы.

В XII - XIII вв. Быстро развивается городская  литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев  городского населения, а также появление  сатирических произведений.

Развитие  городской литературы свидетельствовало  о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

Даже  литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которая разыгрывалась в помещении  церкви ее служителями, по мере развития городов становится все более светской. Примерно с середины XII в. Театральные, действия разыгрываются уже не на латыни, а на местном языке и не в церкви, а на городских площадях, роли все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни (миракли, мистерии).

Развитие  архитектуры, скульптуры, живописи

Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в  других областях культуры, она действовала  здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур.

Непрерывно  строились феодальные замки и  церковные соборы. Церковное строительство  особенно усилилось около 1000 г. В  связи с ожидавшимся, согласно учению церкви, концом света. С этого времени  для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными и узкими окнами. Этот стиль получил название романского.

Термином "романский" обозначается стиль  европейского искусства X-XII столетий. Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после распада империи Карла Великого, и само распадается на много самостоятельных, даже изолированных друг от друга художественных школ. Однако общее понятие романского стиля без натяжки приложимо ко всем этим школам. Всех их пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты, неудивительный в условиях постоянной вражды феодалов друг с другом. Основное, что создало романское искусство - это замок-крепость, или храм-крепость. Замок - крепость рыцаря, церковь - крепость Бoгa.

    К числу выдающихся памятников романской архитектуры относятся собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсинвале, Арне (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), собор в Лунде (Швеция). Образцами поздней романики стали соборы в Вормсе, Шпейере и Майнце (Германия).

Для скульптур  романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке  природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая трехмерность фигур и перспективу. От византийской живописи были заимствованы большие глаза на лицах изображаемых, полное отсутствие портретного сходства, искусственность поз. Живопись отражала сословно-иерархические представления о мире: святые изображались более крупными по размеру, чем король, а король - более крупным, чем его вассалы и слуги.

К XII в. Относится появление нового архитектурного стиля - готики (от итал. Gotico - готский, по названию германского племени готов). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируются второй половиной XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция). Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, чем для соборов на континенте, а также своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовывавших декоративные веерные узоры. Шедевром готического стиля является Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Во всех городах Западной Европы готические соборы были красивейшими архитектурными сооружениями, а архитекторы, их возводившие, пользовались у современников большим уважением.

Готические  соборы, представляющие собой подлинный  синтез искусств под эгидой архитектуры, несли в себе двойную тенденцию - религиозную и светскую. С одной  стороны, устремленность всех линий  к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в некоем ином по отношению к земному мире. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства.

Информация о работе Культура средневековой Европы