Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 13:57, реферат
В истории Швеции, Дании и Норвегии период VII-XI веков называют эпохой викингов. Не смотря на то, что викингами являлась лишь одна прослойка тогдашнего общества, в современной литературе всё население территорий этих стран обозначают именно этим термином.
Викингами были скандинавские мореходы, которые совершали походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. По религии в подавляющем большинстве викинги были язычниками.
Введение…………………………………………………………………………...3
Материальная культура скандинавов……………………………………..4
Духовная культура скандинавов…………………………………………10
Скандинавия в эпоху викингов и её влияние на культуру Киевской Руси………………………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...23
Міністерство освіти і науки України
Дніпропетровський
національний університет
імені Олеся Гончара
Реферат
З дисципліни «Історія української культури»
На тему:
«Культура
Скандинавії в епоху вікінгів
та її вплив на культуру слов’ян»
Виконала:
Студентка третього курсу
групи ДС-09-2
Дьогтева
Катерина Олексіївна
Дніпропетровськ
2011 рік
План
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………………...
Введение
В истории Швеции, Дании и Норвегии период VII-XI веков называют эпохой викингов. Не смотря на то, что викингами являлась лишь одна прослойка тогдашнего общества, в современной литературе всё население территорий этих стран обозначают именно этим термином.
Викингами были скандинавские мореходы, которые совершали походы от Винланда до Биармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. По религии в подавляющем большинстве викинги были язычниками.
Викинги, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов или же в латинских источниках именовались норманнами. [1]
Нынешний
интерес к викингам в нашей
стране продиктован развитием так
называемых норманнских и антинорманнских
теорий в историографии. Сторонники
норманизма относят норманнов
к основателям первых государств восточных
славян — Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет, дополненное идентификацией летописных варягов
как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической идентификации разгорелись
основные споры, временами усиленные
политической идеологизацией. [6, 12-13]
Материальная культура скандинавов
В
основе хозяйственно-технического базиса
скандинавов лежит
Сельские усадьбы викингов состояли из одного или нескольких "длинных домов" (60-40х10 м, с каркасной конструкцией, двускатной кровлей, стойлами для скота, жилым помещением с очагом в центре). В эпоху викингов этот тип жилища развивается в комфортабельные дома так называемого "треллеборгского типа", с очагом в большом центральном помещении и вспомогательными комнатами – в торцах здания. Наряду с ними в эпоху викингов распространяются "длинные дома" значительно меньших размеров (без хлева под одной крышей с жильем), небольшие, квадратные в плане постройки, а также полуземлянки. [3, 107]
Одежда викингов традиционно шилась из шерстяных и льняных тканей, меха кожи. Мужской наряд обычно состоял из узких нижних штанов, поверх которых носились широкие шаровары со складками, длинной рубахи и куртки, выпущенной поверх и подпоясанной. Носили также плащи, скрепленные на плече фибулой или булавкой, зимой – одежду из овчины и меха других животных. Женщины одевались в несколько длинных рубашек, длинные платья с бретелями на плечах, которые носили называние «хангер». Их скрепляли парой фибул, обычно черепаховидных, хотя в некоторых городах они имели фантазийную форму медвежьих голов, рыбок и проч. С Востока пришла мода на наборные пояса, к которым подвешивали различные бытовые вещи (нож, оселок, кресало, кошелек). Женщины также носили на поясе или на цепочке, прикрепленной к одной из фибул, ключ – символ достоинства полноправной хозяйки, гребень в футляре, иногда – нож и различные подвески-украшения. Ожерелья (из стеклянных, каменных, металлических бус и привесок), браслеты, шейные гривны, перстни, шитые золотом налобные ленты дополняли парадный женский наряд. Браслеты, гривны, перстни, налобные повязки носили и мужчины.
Все
эти украшения, как и цветные
ткани для праздничных нарядов
(восточные и
Качественные сдвиги произошли в тот период в развитии транспортных средств. Люди эпохи викингов пользовались для передвижения зимой по снегу лыжами, по льду – костяными коньками и железными ледоходными шипами (крепившимися к обуви, а также и к конским копытам). Разработанными образцами представлена конская сбруя: стремена, шпоры, ремни и уздечки, плети с набором звенящих колец, седла с металлическими накладками.
Сани, четырехколесные повозки так же, как мощение улиц и строительство мостов, свидетельствуют о развитии наземного транспорта, причем многие существенные инновации относятся именно к эпохе викингов. Однако ведущее значение приобретает водный, морской транспорт.
Корабли викингов представляли собой качественный скачок в развитии северного судостроения, от "кораблей свионов", описанных Тацитом – к "драконам" (dreki, мн. ч. drakkar) с парусом и длинными веслами.
Этот
тип судов был, по существу, универсален:
одинаково приспособлен для передвижения
в открытом море, прибрежных водах
и по большим и средним рекам,
внутренним водоемам; пригоден для
транспортировки людей я
В
течение эпохи викингов прослеживается
тенденция к дальнейшему
Прогресс
северного судостроения позволил решить
важнейшие проблемы массовых коммуникаций:
передвижения на дальние расстояния
значительных масс людей, регулярной циркуляции
товаров, постоянного контакта между
морскими торговыми центрами, прибрежными
районами, с внешним миром. Выражение
"корабль – жилище скандинава"
стало крылатым. Корабли становятся
центральным мотивом
Обеспечивая циркуляцию и концентрацию материальных ценностей, морские суда викингов стали самостоятельным социальным фактором: на корабле действовали особые правовые нормы, объединявшие экипаж.
Процесс
совершенствования военной
Ювелирное
ремесло и его продукция
Искусство эпохи викингов ориентировалось не на изготовление немногочисленных, уникальных драгоценных изделий – вотивных гривен, посвящаемых богам, королевского парадного вооружения, сбруи, – а на массовое, тиражированное производство эффектного, и сравнительно доступного металлического убора. Вещи изготавливались чаще всего из бронзы (нередко – с позолотой) реже – из серебра, вероятно, еще реже – из золота. Они предназначались для свободных мужчин и женщин, социальный статус которых был если не равным, то, во всяком случае, сопоставимым. Отсюда – сравнительная однородность маркирующих этот статус украшений, а их массовость стала основой, во-первых, для типологического разнообразия, во-вторых, для развития новых вариантов стиля звериной орнаментики. [6, 97-99]
Новой особенностью художественной и общественной практики этого времени стало сооружение различных мемориальных камней с руническими надписями (в память погибших, пропавших без вести, отправляющихся в опасное путешествие, в честь строителей дорог и мостов, для фиксации выдающихся исторических событий). Сама композиция надписей, как правило, обрамленных двумя ограничительными линиями, создавала новые возможности и выдвигала особые требования к орнаментальным мотивам: длинные, сплошь покрытые рунами ленты окаймляют обычно края стелы, оставляя свободным центральное пространство, где можно разместить изобразительный сюжет. Техника резьбы по камню также повлияла на манеру исполнения изображений: возрастает их плоскостность и линеарность.
Материальная основа этого развития, связывающая в единое целое мужскую и женскую субкультуры, оружейное и ювелирное ремесло, кораблестроение, динамику градостроительного роста и социальной эволюции виков, представлена особой категорией древностей эпохи викингов – кладами серебра. Драгоценный металл – сырьевая база ювелирного ремесла, средство обращения в торговле, военная добыча, основное мерило социально-политических расчетов (межродовых платежей, судебных штрафов, государственных податей). Вместе с тем клады позволяют судить и о более глубоких процессах накопления, обращения, распределения ценностей, а следовательно, раскрывают едва ли не стержневые линии развития, общественное распределение созданного в течение IX-XI вв. экономического потенциала скандинавского общества.
Суммарное количество кладов эпохи викингов в Скандинавских странах (известное сейчас) приближается к 1000 находок; примерно половика из них приходится на долю о. Готланд, вдвое меньше – на остальной территории Швеции, четвертая часть от общего количества кладов найдена в Дании и Норвегии, при этом датских кладов – вдвое больше. [3, 89]
Вес и состав кладов эпохи викингов изменяется в пределах от нескольких дирхемов (до 20 г серебра) до 8-10 кг (2-3 тыс. монет). В кладах Дании IX в. (как и в погребениях Бирки) с арабскими дирхемами сочетается небольшое количество франкских, фризских, реже – английских монет; основную массу серебра составляет, однако, восточное. Византийские монеты в кладах X в. (на Готланде – около 400 и в Швеции – 30) свидетельствуют о возрастающей роли "Пути из варяг в греки".
Наряду
с монетами в кладах содержатся металлические
вещи, лом, слитки драгоценного металла,
часто в виде колец – baugar, служивших
основной мерой платежа Монетные,
вещевые и монетно-вещевые
Духовная культура скандинавов
Как предмет изучения, обычаи викингов, на первый взгляд, предстают противоречивыми. Примитивная дикость идет рука об руку с культурой, породившей великолепную литературу и блистательное ремесленное искусство. Норманны были увлечены процессом законотворчества, при том что реальные тяжбы решались скорее силой, нежели по закону.
У викинга было, по меньшей мере, одно качество, остававшееся неизменным, - это отвага. Высшим идеалом для него было поступать так, чтобы его имя было на устах его товарищей, чтобы он стал знаменитым за свое бесстрашие, причем не только при жизни, но и после смерти. Только ничтожный человек мог показать свой страх.