Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа
В данной работе рассматривается первая половина 18 века, который занимает особое место в русской культуре. Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Это время подъема русского просвещения, время научных исследований, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение и по сей день.
1. Культура России во времена Петровских преобразований
2. Основные тенденции развития русской общественной мысли в XVIII в.
3. Воспитание и образование первой половины XVIII в.
4. Русская литература XVIII в.
5. Научные исследования в XVIII в.
6. Начало русской исторической науки
7. Академия наук
8. Русская архитектура XVIII в.
9. Скульптура
10. Русская живопись
11. Русская музыка
12. Особенности русской культуры первой половины XVIII в.
Заключение
Список литературы
12. Особенности русской культуры первой половины XVIII в.
В России постепенно создается общество с высокими умственными интересами и духовными запросами. Русская Православная Церковь постепенно утрачивает свое влияние в общественной жизни, в просвещении и культуре. Светский характер, открытость к культурам западноевропейских народов, развитие рационализма, внимание к человеческой личности резко отличают культуру XVIII в. от культуры предшествующего периода. Началось разрушение прежнего органического единства русской культуры. Характерной чертой историко-культурного процесса становятся его ускорение и усложнение, демократизация культуры, изменение знаковой системы Древней Руси. Создается новая знаковая система передачи информации. К последней трети столетия сложилась система новых ценностей, требований к личности и обществу. Произошла замена нравственности правом. Некоторые представители высших кругов общества начисто забыли русский язык, русские традиции и обряды. Интересной особенностью России было то, что значительную часть русской интеллигенции составляло образованное духовенство. Новая система ценностей повлияла на смену направлений в искусстве. Почти до конца века в российской культуре царит классицизм культа разума, подчинения человека обществу и государству во имя построения идеальной системы общежития. В конце XVIII в. классицизм не выдерживает натиска сентиментализма, культ разума сменяется культом чувства. Но русский XVIII в. хотя и был дилетантом, но не во всем. Он смог профессионально высказаться в архитектуре, скульптуре и особенно в портретной живописи.
Зарождение высшего образования принято связывать с именем Петра Великого, с учреждением им Навигацкой школы в Москве в 1701 г. В 1725 г. был основан Петербургский университет, в 1755 г. — Московский, в 1783 г. появилось Горное училище (ныне Горный институт в Петербурге) — первое высшее техническое учебное заведение России.
При Екатерине II впервые возникла стройная система народного образования, в основе которой были начальные училища. Священников стали готовить в духовных семинариях, а светское гражданское образование получали в гимназиях. Образование носило сословный характер. Смольный институт давал образование преимущественно дворянским девочкам. Для основной массы населения получение образования было весьма проблематичным.
В 1725 г. была основана Академия наук. Первым музеем стала Кунсткамера. В области техники русские изобретатели работали в русле общеевропейских, особенно английских усилий. Иван Ползунов изобрел паровую машину. Иван Кулибин придумал массу оригинальных механизмов и конструкций, которые использовались царским двором. Выдающимся изобретателем оригинальных станков, механизмов был А. К. Нартов.
Печатное слово обретало все большую значимость. При Петре I появились первая газета — «Ведомости», журнал, новые типографии. Во второй половине XVIII в. в поэзии заметный след оставили Г. Р. Державин, М. В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, в прозе — Д. И. Фонвизин, М. Новиков, А. Н. Радищев. Публицистом и литератором была Екатерина II. При ней был составлен словарь русского языка.
В новой столице — Санкт-Петербурге — велось крупномасштабное строительство по единому архитектурному замыслу. Детальная разработка первого плана Северной столицы осуществлена П. М. Еропкиным. Еще при Петре I Д. Трезини построил Петропавловскую крепость, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец.
В 1703-1760-х гг. в архитектуре преобладал роскошный, яркий, в чем-то вычурный стиль барокко. В этом стиле крупнейшим мастером Ф. Б. Растрелли были построены Зимний дворец и Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе.
С 60-х гг. XVIII в. до 40-х гг. XIX в. преобладал классицизм. В. И. Баженов построил Пашков дом в Москве, Инженерный замок в Петербурге. М. Ф, Казаков в этом стиле выстроил старое здание Московского университета и Дворянского собрания с Колонным залом в Москве. В Петербурге классиком классицизма являлся Д. Кваренги.
В XVIII в. плодами культуры, поверхностной вестернизации пользовалась меньшая часть общества.
Заключение
Восемнадцатый век в области культуры и быта России — век глубоких социальных контрастов, подъема просвещения и науки.
Первая половина XVIII века была знаменательна для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей.
Русское искусство, как отмечено в работе, развивающееся в XVIII веке на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.
Список литературы
Справочник по мировой культуре и искусству. Петкова С.М. (2007, 507с.)
18
Информация о работе Культура России в первой половине XVIII в