Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа
В данной работе рассматривается первая половина 18 века, который занимает особое место в русской культуре. Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Это время подъема русского просвещения, время научных исследований, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение и по сей день.
1. Культура России во времена Петровских преобразований
2. Основные тенденции развития русской общественной мысли в XVIII в.
3. Воспитание и образование первой половины XVIII в.
4. Русская литература XVIII в.
5. Научные исследования в XVIII в.
6. Начало русской исторической науки
7. Академия наук
8. Русская архитектура XVIII в.
9. Скульптура
10. Русская живопись
11. Русская музыка
12. Особенности русской культуры первой половины XVIII в.
Заключение
Список литературы
2. Основные тенденции развития русской общественной мысли в XVIII в.
3. Воспитание и образование первой половины XVIII в.
4. Русская литература XVIII в.
5. Научные исследования в XVIII в.
6. Начало русской исторической науки
7. Академия наук
8. Русская архитектура XVIII в.
9. Скульптура
10. Русская живопись
11. Русская музыка
12. Особенности русской культуры первой половины XVIII в.
Заключение
Список литературы
1. Культура России во времена Петровских преобразований
Петровские преобразования положили начало новому этапу в развитии русской культуры. В результате петровских реформ происходит слияние двух культур - западноевропейской и русской. Русская культура впитывает в себя достижения европейских мастеров. В России появляются новые виды искусств (скульптура, светская живопись, театр), получают развитие научные знания в области естественных и точных наук. Происходит серьезная перестройка системы образования. Образование принимает сугубо светский характер. Происходит соединение обучения с практикой. Армия, флот, бурно развивающаяся промышленность, государственный аппарат испытывают большую потребность в специалистах. В первой четверти XVIII века появляются новые типы учебных заведений - специальные. В 1701 г. открывается школа математических и навигационных наук в Москве. На ее базе в 1715 году в Петербурге была создана Морская академия - первое высшее военное учебное заведение страны. Были открыты артиллерийская, инженерная, медицинская и другие школы. Обучение дворянских детей становится обязательным. Для детей непривилегированных сословий открываются цифирные школы
В 1731 году в Петербурге был образован Сухопутно-Шляхетский корпус, который готовил офицеров армии и флота. В 1724 ггоду Петр I подписал указ об основании Академии наук с университетом и гимназией в Петербурге, которая открылась в 1725 г. В большом количестве издаются учебники. Были изданы "Грамматика" М. Смотрицкого и "Арифметика" Л.Ф. Магницкого. Учебники по механике, астрономии, истории, навигации и другим наукам. В 1719 году по инициативе Петра был создан первый русский естественно - научный музей - Кунсткамера. Было положено начало Библиотеке Академии наук. В 1702 году вышел указ о первой русской печатной газете "Ведомости", которая начала выходить с 1703 года в Москве тиражом 1.5 тысячи экземпляров. Открываются новые типографии. В 1708-1710 гг. вводится новый упрощенный гражданский шрифт и арабские цифры вместо букв, которыми обозначались числа.
Также первой четверти XVIII века началось изучение природных условий и территории России, составлялись карты с точными координатами городов. Велись геологические изыскания, поиск железных и медных руд в Сибири и на Урале. Были обследованы районы Сибири. Средней Азии, побережья Каспийского и Азовского морей, Ледовитого океана. Были организованы две экспедиции на Камчатку под руководством В. Беринга и А. Чирикова в 1725-1730 гг. и 1733-1743 гг. Экспедиции исследовали Камчатку, пролив между Чукоткой и Аляской и достигли берега Северной Америки.
В.М. Татищев (19 (29) апреля 1686, — 15 (26) июля 1750) написал первый обобщающий труд русской истории. При участии самого Петра вице-канцлером Шафировым была создана "История Шведской войны". Вице-президент синода архиерей Феофан Прокопович (1681-1736) в своих произведениях прославляет деяния Петра I, создает первую трагикомедию "Владимир". Антиох Кантемир (1708-1744) стал первым светским поэтом России. Человек европейски образованный, он пишет сатирические произведения, в которых высмеивает невежество, ханжество, взяточничество. Для обучения молодых дворян хорошим манерам была издана книга "Юности честное зерцало"
Б.К. Растелли (1675-1744) создает первый конный памятник Петру I, скульптурные портреты Петра, А.Д. Меньшикова. Императрицы Анны Иоановны. В архитектуре первой половины XVIII в. было барокко. Барокко в России прошло три этапа - петровское барокко, анненское барокко и зрелое барокко. Для петровского барокко характерна была некоторая строгость и сдержанность, умеренность в украшениях. Расцвет же барокко приходится на правление Елизаветы Петровны. Для барокко этого периода характерна пышность. Декоративность, обилие позолоты, украшений. В стиле раннего барокко создаются первые постройки Петербурга. Первым архитектором Петербурга справедливо считается Доменико Трезини (1670-1734). По его проектам построены Петропавловский собор (1733), здание двенадцати коллегий (1742) и другие первые постройки С.-Петербурга. С 1716г главным архитектором Петербурга становится французский архитектор Ж-Б. Леблон. Характерной постройкой раннего барокко стал дворец А.Д. Меньшикова на Васильевском острове, построенный по проекту архитекторов Д.М. Фонтана и Г. Шеделя. Воображение и мастерство архитекторов раннего Петербурга проявилось в строительстве здания Кунсткамеры (1734) - первого специального музейного здания в России. В проектировании и строительстве Кунсткамеры принимали участие архитекторы М.Г. Земцов, Г. Киаверне, Г. Матарнови, Н. Гербель.
В царствование Елизаветы замечательным русским архитектором М.Г. Земцовым строится Аничков дворец в С-Петербурге (1750). Большое внимание уделяется строительству загородных императорских резиденций. В Стрельне, Петергофе, Царском Селе в первой половине XVIII в при участие архитекторов М.Г. Земцова, А.В. Квасова, С.И. Чевакинского, Ф.Б. Растрелли возникают прекрасные ансамбли. Расцвет барокко в России прочно связан с творчеством Ф.Б. Растелли (1700-1771). По его проектам были возведены Зимний дворец (1762) и Смольный монастырь (1764) в Петербурге, Андреевская церковь в Киеве, дворцы в Царском Селе, он же завершает строительство большого дворца в Петергофе. Другим замечательным мастером зрелого барокко был С.И. Чевакинский (1713-1784). Наиболее известным его произведением стал Никольский собор в Петербурге (1762). В 1756 в Петербурге был учрежден первый в России государственный общедоступный театр, основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым.
2. Основные тенденции развития русской общественной мысли в XVIII в.
Начало XVIII века характеризуется резким скачком, сопровождавшимся разрушением прежних устоев и появлением новшеств. Лозунг "Москва-третий Рим" в конце XVII в. потерял свое значение, и русская мысль устремилась на поиски. Созревает новый лозунг - "Великая Россия". Русская идея с XVIII в. выступает в нескольких ипостасях: имперская идея, религиозно-социальное движение, социально-политическое мессианство.
В течение века в стране распространяются рационализм, атеизм, политико-социальное просветительство. Между этими направлениями шла борьба. Одной из форм борьбы с вольтерьянством стало масонство (первые сведения о русских масонах относятся к 1731 г., когда в Петербурге была учреждена ложа английского толка). Расцвет русского философствующего масонства пришелся на период правления Екатерины II.
Именно в это время образованное меньшинство русских людей ушло во внутреннюю оппозицию.
Другим направлением мысли было Просвещение. Во второй половине века оно было пронизано идеями французского Просвещения. Наибольшим влиянием в России пользовались произведения Ш. Монтескье. Все обсуждали вопросы происхождения государства и проблемы крепостного права.
Опираясь на эти идеи, Екатерина II отстаивала существование в России самодержавной монархии как формы, обеспечивающей свободу, равенство, благополучие всех граждан. Крупнейший консервативный мыслитель и публицист этого времени М. М. Щербатов отрицал саму идею возможности равенства всех людей. Он проповедовал усиление власти и значение столбового дворянства. При этом Щербатов резко критиковал деятельность Екатерины II, ратовал за ограничение власти монарха.
Представители зарождавшейся в России либеральной мысли А. П. Сумароков, Н. И. Панин, Д. И. Фонвизин пытались смягчить рознь между дворянством и крестьянством и выступали за обновление сословной монархии. Н. И. Новиков и А. Н. Радищев отчетливо видели и прозрачно намекали на то, что Екатерина II не является просвещенным правителем, а самодержавная монархия, возглавляемая ею, несет людям угнетение и бесправие. Новиков отстаивал первичность общества по отношению к государственной власти, выступал за независимость общественного мнения от официальной идеологии. Радищев отрицал феодально-крепостнические порядки, являлся приверженцем идеи "общественного договора" Ж.-Ж. Руссо и пришел к выводу о законности революционной борьбы с тиранией. Это было то короткое время, когда общество и Зимний дворец, недоверчиво приглядываясь, пытались понять и убедить друг друга. К концу века понятия "государь" и "отечество" в образованном обществе разошлись окончательно.
Информация о работе Культура России в первой половине XVIII в