Культура России в первой половине XVIII в

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается первая половина 18 века, который занимает особое место в русской культуре. Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны. Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй, невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений, вызванных энергией деятельного царя. Это время подъема русского просвещения, время научных исследований, блестящего расцвета всех видов искусства. В этот период были созданы художественные ценности, имеющие непреходящее значение и по сей день.

Содержание

1. Культура России во времена Петровских преобразований
2. Основные тенденции развития русской общественной мысли в XVIII в.
3. Воспитание и образование первой половины XVIII в.
4. Русская литература XVIII в.
5. Научные исследования в XVIII в.
6. Начало русской исторической науки
7. Академия наук
8. Русская архитектура XVIII в.
9. Скульптура
10. Русская живопись
11. Русская музыка
12. Особенности русской культуры первой половины XVIII в.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культура России 15 августа 1 половины 18 века.doc

— 98.00 Кб (Скачать)

 

3. Воспитание и образование первой половины XVIII в.

 

В первой половине XVIII в. правительство перешло к созданию замкнутых учебных заведений. В  1731 г. открылся Шляхетский (дворянский) корпус. Подготовка к гражданской службе велась в  Пажеском корпусе. Существовала система частного обучения. Дети духовенства учились в  духовных семинариях, дети разночинцев и купцов - в профессиональных школах. Важной вехой стало открытие Московского университета (1755), сыгравшего огромную роль в подготовке как научных, так и преподавательских кадров.

Только к последней трети века образование становится поистине государственным делом благодаря педагогической системе И. И. Бецкого. В 1763 г. В Москве открывается Воспитательный дом, близ деревни Смольной под Петербургом в 1764 г. возник Институт благородных девиц, в 1786 г. был опубликован устав народных училищ, предусматривавший создание в каждом губернском городе главного, а в уездных городах малых училищ. В результате в конце века в стране было 288 школ и 5 кадетских корпусов.  “Образованность” становится модной и в семьях помещиков, широкое развитие получает домашнее образование.

 

4. Русская литература XVIII в.

 

В литературе утверждается классицизм (А.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, М.М. Херасков). В поэзии царствует Г.Р. Державин. Многие характерные черты этого времени уловил в своих комедиях Д.П. Фонвизин. В конце XVIII в. классицизм начинает вытесняться сентиментализмом (Н.М. Карамзин). В рамках русского классицизма возродилась и христианская тематика: стихотворные изложения псалмов и оды духовного содержания.

Народный язык и дух народной поэзии возрождались в комической и развлекательной поэзии В.И. Майкова, И.Ф. Богданова, в комедиях Д.И. Фонвизина, баснях И.А. Крылова.

Собственно авторский стиль проявляется в произведениях русских сентименталистов: в лирике и драмах М.М. Хераскова, в песнях и балладах И.И. Дмитриева. В книгах А.И. Радищева уже вполне выразилось западническое настроение русских, получивших воспитание и образование за границей.

В 1702 г. открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. До того существовал лишь придворный театр. Наряду с иностранными актерами здесь скоро стали выступать и русские артисты. Позднее пьесы разыгрывались студентами Медицинского училища и Духовной академии; спектакли ставились также при дворе сестры Петра, царевны Натальи Алексеевны. Театр служил делу пропаганды преобразований. В пьесах делались намеки на происходившие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, осмеивались враги просвещения.

Новые веяния проникают в художественную литературу и в изобразительные искусства. В повестях первой четверти XVIII в. выводятся новые герои — энергичные и предприимчивые люди «острого ума» и «достойного разума». В этом отношении показательной является «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли». Герой повести, по происхождению мелкопоместный дворянин, в совершенстве постиг опасное дело моряка и овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение австрийского императора, «Флоренского короля» и богатого купца. В то же время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.

 

 

5. Научные исследования в  XVIII в.

 

В первой четверти XVIII в. было начато изучение природных условий и картографирование страны. Русские рудознатцы открыли богатейшие залежи железной руды на Урале, давшие необходимый в период Северной войны металл. Велись работы по разведке Донецкого каменноугольного  района и Бакинской нефти. Обследовались внутренние  районы Сибири, побережья Каспийского и Аральского морей, Ледовитого океана, Средней Азии. Эти работы  подготовили издание в середине XVIII в. географом И. К. Кирилловым “Атласа Российского”. (В середине XVIII в. лишь Франция имела атлас своей страны, подобный “Атласу” И. К. Кириллова.) Экспедиции В. Беринга  достигли пролива между Азией и Америкой, названного  его именем. С. П. Крашенинников описал Камчатку. Имена С. Челюскина, братьев Д. и X. Лаптевых навсегда остались на картах мира как свидетельства их географических открытий.

 

6. Начало русской исторической науки

 

При Петре Великом получили распространение исторические концепции, согласно которым Россия должна стать центром просвещения в Европе. Эту идею (теорию “круговорота”) Петр I усвоил у Лейбница. С этого момента в России начинает постепенно развиваться наука история. По указанию Петра  Великого в 1722 г. начался сбор материалов по истории России, предпринимаются попытки написания отечественной истории. Основным руководством по истории Руси в школах оставался “Синопсис”, первое учебно-историческое произведение, изданное в Киеве в 1674 г. В. Н. Татищев и М. В. Ломоносов положили начало русской исторической науке.  Во второй половине века свои исторические труды создали дворянские историки М. М. Щербатов и И. Н. Болтин. Значительное место в изучении русской истории принадлежит академикам-немцам, работавшим в Петербургской Академии наук - Г.З. Байеру, Г.Ф. Миллеру, А.Л. Шлецеру. Шлецер признал за Татищевым роль первого русского историка.  Это были основоположники науки истории в России.

 

7. Академия наук

 

Мысль о создании в России академии наук  высказывалась в 10-е годы Ф. Салтыковым, иностранным ученым Лейбницем, Петром  I в 1718 г. Оригинальность заключалась в том, чтобы академия одновременно выполняла функции научные и учебные. Собственных кадров ученых в России было недостаточно,  и на первых порах в Академию Наук приглашались иностранные специалисты. Президентом Академии был назначен лейб-медик Л.Л. Блюментрост, уроженец Москвы. В России работали выдающиеся  ученые того времени: Л. Эйлер, Д. Бернулли, К. Вольф. Академия издавала календари, научно-популярные журналы, книги, переводные и оригинальные, - все это имело большое значение в развитии русской культуры.

Еще одним научным центром стала Российская Академия, основанная в 1783 г., председателем ее Екатерина  II назначила Е.Р. Дашкову, директора Петербургской Академии наук. Академия занималась русским литературным языком. Ученые этого научного учреждения быстро издали “Полный толковый Словарь русского языка” (6 томов, свыше 43 тыс. слов).

Если в первой половине  XVIII в. в издании научной литературы было заметным преобладание переводных книг, то во второй половине оригинальные книги (на русском, латинском и других языках) количественно начинают преобладать. Начиная с 60-х годов, русские по происхождению ученые начинают преобладать.

 

8. Русская архитектура XVIII в.

 

В отличие от архитектуры XVII в., носившей преимущественно церковный характер, в первой четверти XVIII в. ведущее место заняло гражданское строительство. В это время были сооружены здания для крупных промышленных предприятий — Хамовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве, Оружейный завод в Туле, заводы-крепости на Урале, а также здания общественного пользования: Главная аптека, «Комедийная хоромина» (здание театра) в Москве, монументальные здания кунсткамеры, Адмиралтейства и Двенадцати коллегий в Петербурге и др. Впервые в истории русской архитектуры застройка новой столицы — Петербурга производилась по заранее разработанному плану, предусматривавшему сооружение зданий вдоль широких прямых улиц.

В области градостроительства  был совершен переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке, для которой  характерны геометрическая правильность, установление единых правил и приемов  застройки и оформления. Все это нашло воплощение в строительстве Петербурга.

Вслед за Петербургом принципы регулярной планировки были распространены на старые  русские города. С этой целью была создана специальная комиссия, которая составила более 400 проектов перепланировки (генеральных  планов) городов.

Господствующим архитектурным стилем в первой половине  XVIII в. было барокко. Для барокко (в переводе с итальянского – «вычурный») характерна монументальность  построек, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием, эмоциональной приподнятостью. Это достигалось  за счет изогнутых линий фасадов и общего плана зданий, обилия колонн, декоративных лепных украшений и скульптур, создававших светотеневые эффекты.

Крупнейшим мастером барокко в России был В. В. Растрелли - итальянец по происхождению, который в России обрел свою вторую родину. Им были возведены Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцы в Царском Селе (город Пушкин) и Петергофе (Петродворец), ряд дворцов для петербургской вельможной  знати, Андреевская церковь в Киеве и др.

Во второй половине XVIII в. на смену пышному, яркому барокко пришел строгий и величественный классицизм. Для классицизма характерны ясность формы, логика мысли,  простота и в то же время монументальность, утверждавшие  мощь и силу государства, ценность человеческой личности, освобожденной от догм средневекового мировоззрения.  В его основе лежит обращение к законам классической архитектуры Греции и Рима. Классицизм предусматривал строгую симметричность планировки, выделение  главных частей здания, четкость вертикальных и горизонтальных линий.

Петербург принимал “строгий, стройный вид”. Во второй  половине XVIII в. архитектор И. Е. Старов построил здание Таврического дворца, В. И. Баженов - Каменноостровский дворец и Арсенал, А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот - Академию художеств, А. Ринальди - Мраморный дворец, Ю. М. Фельтен - набережную  Невы и решетку Летнего сада, Д. Кваренги - Академию  Наук и другие здания.

 

9. Скульптура

 

В первой половине XVIII в. общий процесс обмирщения искусства, потребности государственной жизни  дали толчок развитию скульптуры. Скульптурные изображения  стали неотъемлемой частью создаваемых садово-парковых  комплексов в новой столице и ее пригородах, а также триумфальных арок, ворот, возводимых в память о победах русского оружия. Интерес к человеку вдохновлял  художников на создание скульптурных портретов. Так же как и в других видах искусства, в скульптуре первой половины XVIII в. господствовало барокко, во второй половине - классицизм.

Из мастеров барокко крупнейшим был Б. К. Растрелли -  отец знаменитого архитектора. К числу его лучших работ относятся бюсты Петра I и Меньшикова, портрет в рост императрицы Анны Ивановны с арапчонком.

Во второй половине XVIII в. серией выдающихся портретов прославил себя земляк М. В. Ломоносова, вышедший  из среды поморских косторезов, - Ф. И. Шубин. Необычайная глубина передачи образов характерна для созданных им портретов М. В. Ломоносова, аристократов Голицыных, Павла I. Как высшая признательность выдающемуся  скульптору звучит эпитафия на надгробии Шубина: “И под его рукою мрамор дышит”.

Памятником А. В. Суворову, изображенному скульптором  в аллегорическом образе бога войны Марса (на Марсовом поле в Ленинграде), прославил себя М. И. Козловский. Ему же принадлежит главная статуя Петергофского  каскада фонтанов - “Самсон”, символизирующая победу России в Северной войне. Замечательное место в истории русской скульптуры принадлежит И. П. Мартосу. Им создан первый скульптурный памятник Москвы - памятник Минину и Пожарскому (1818).

 

10. Русская живопись

 

В художественно-изобразительном искусстве на начало века преобладает гравюра. Изготовление гравюр поощрялось правительством. Наиболее известным мастером был А.Ф. Зубов. Гравюра становилась непременным элементом учебной литературы, газет, календарей. Вместе с тем сохранились изобразительные приемы лубка, “народных картинок”. В петровскую эпоху происходит становление искусства портрета. Новые тенденции проявились в творчестве И.Н. Никитина (1680-1742) и А.М. Матвеева (1701-1739). Вместе с тем в портрете продолжалась традиция древнерусского искусства с его высоким гуманизмом и нравственностью. Закономерным явлением в переходе от средневековья к новому времени было развитие парсуны. Становление портретной живописи связано с именем И.Н.Никитина, принципы нового времени нашли выражение в творчестве А.М. Матвеева. В начале  XVIII в. в России работало много иностранных живописцев, среди которых наиболее известными были И.-Г. Таннауэр и Л. Каравакк.

Во второй половине XVIII в. искусство становится более сложным в жанровом отношении. В академической живописи складывается система жанров: портрет, монументально-декоративная живопись, пейзаж, театрально-декорационное искусство, историческая живопись. В развитии портрета во второй половине XVIII в. проявлялись две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета. Русская живопись этого времени была известна, прежде всего, великолепными портретистами: А.П. Антропов, М.П. Аргунов, Д.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

 

11. Русская музыка

 

Музыка приобретает характер более сложный и разнообразный; распространяется любительское музицирование, устраивались публичные концерты с участием зарубежных и русских исполнителей. В 1802 г. в Петербурге было создано Филармоническое общество. В середине  XVIII в. широкую популярность в России получили итальянская и французская придворная опера, творчество итальянских композиторов. Некоторые из них работали в России композиторами и дирижерами. В последней трети века формируется отечественная композиторская школа, появляются первые русские композиторы, сложные жанры оперной, хоровой, и инструментальной, камерной музыки. Ведущим музыкальным жанром становится опера. На рубеже XVIII-XIX в. появился жанр камерной лирической песни.

Информация о работе Культура России в первой половине XVIII в