Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:53, реферат
Цель работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения.
Задачи:
Рассмотреть историю вопроса.
Охарактеризовать понятие "культура речи".
Введение.
1. История возникновения современной системы образования……………………………………………………… ………....стр. 4
2. Обзор образовательной системы Германии…………….……………....стр. 5
3. Система школьного образования Германии………………………..…..стр. 7
4. Системы профессионального образования в Германии……….………стр.10
5. Высшее образование в Германии…………………………………….…стр. 12
6. Организация учебного процесса в Германии…………………………..стр. 15
7. Работа в Германии во время учебы в вузе…………………….………..стр. 17
8. Жилье в Германии………………………………………………………..стр. 17
9. Стипендии………………………………………………………………..стр. 18
10. Завершение обучения в Германии, экзамены, дипломы, степени…..стр. 19
11. Подготовка учителей…………………………….……………………..стр. 20
12. Список литературы……………
При
выражении просьбы принято
Существуют
этикетные формулы
3. Эвфемизация речи. Поддержание культурной атмосферы общения, желание не огорчить собеседника, не оскорбить его косвенно, не вызвать дискомфортное состояние - все это обязывает говорящего, во-первых, выбирать эвфемистические номинации, во-вторых, смягчающий, эвфемистический способ выражения.
Исторически
в языковой системе сложились
способы перифрастической номинации
всего, что оскорбляет вкус и нарушает
культурные стереотипы общения. Это
перифразы относительно ухода из
жизни, половых отношений, физиологических
отправлений; например: он покинул нас,
скончался, ушел из жизни; название книги
Шахетджаняна "1001 вопрос про это"
об интимных отношениях. Смягчающими
приемами ведения разговора являются
также косвенное
В традициях русского речевого этикета запрещается о присутствующих говорить в третьем лице (он, она, они), таким образом, все присутствующие оказываются в одном "наблюдаемом" дейктическом пространстве речевой ситуации "Я - ТЫ (ВЫ) - ЗДЕСЬ - СЕЙЧАС". Так показывается уважительное отношение ко всем участникам общения.
4.
Перебивание. Встречные
5.
Вы-общение и Ты-общение.
Таблица 1 - Выбор формы Ты и Вы
ВЫ |
ТЫ |
1. К незнакомому, малознакомому адресату |
1. К хорошо знакомому адресату |
2. В официальной обстановке общения |
2. В неофициальной обстановке |
3. При подчеркнуто вежливом, сдержанном отношении к адресату |
3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к адресату |
4 .К равному и старшему (по положению, возрасту) адресату |
4. К равному и младшему (по положению, возрасту) адресату |
Выбор формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официально-неофициальной обстановки. Так, в официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомым, с которым установлены дружеские отношения и обиходно-бытовое обращение на ты, перейти на Вы.
В
русском языке широко распространено
Вы-общение в неофициальной
Принято считать, что Ты-общение всегда является проявлением душевного согласия и духовной близости и что переход на Ты-общение является попыткой интимизаций отношений (сравним пушкинские строки: "Пустое Вы сердечным Ты она, обмолвясь, заменила... ". Но при Ты-общении часто теряется ощущение уникальности личности и феноменальности межличностных отношений.
Паритетные
отношения как главная
6.
Речевые табу - запрет на употребление
определенных слов, обусловленный
историческими, культурными,
7.
Нормы этики и этикета
8.
Комплименты. Культура критики
в речевом общении.
Комплимент может относиться к внешнему виду, отличным профессиональным способностям, высокой нравственности, умению общаться, содержать общую положительную оценку:
Культура критики нужна для того, чтобы критические высказывания не испортили отношений с собеседником и позволили бы разъяснить ему его ошибку. Для этого следует критиковать не личность и качества собеседника, а конкретные ошибки в его работе, недостатки его предложений, неточность выводов.
Для того чтобы критика не затрагивала чувства собеседника, желательно формулировать замечания в виде рассуждений, привлечения внимания к расхождению между задачами работы и полученными результатами. Полезно строить критическое обсуждение работы как совместный поиск решения сложных проблем.
Критика доводов оппонента в споре должна представлять собой сопоставление этих доводов с не вызывающими у собеседника сомнений общими положениями, достоверными фактами, экспериментально проверенными выводами, надежными статистическими данными.
Критика высказываний оппонента не должна касаться его личных качеств, способностей, характера. Критика совместной работы одним из ее участников должна содержать конструктивные предложения, критика этой же работы посторонним человеком может быть сведена к указанию недостатков, поскольку выработка решений - дело специалистов, а оценка положения дел, эффективности работы организации - право любого гражданина.
Итак, к области культуры речи относится не только собственно культура речи как система средств, но и культура языкового общения, коммуникации.
Среди явлений, обозначаемых термином "культура речи", следует разграничивать, во-первых, заботу о языке, его культуре и уровне общения и, во-вторых, сам этот уровень, т.е. разработанность языка или языкового общения, отдельных актов и результатов.
Культура языковой коммуникации отличается следующими чертами:
Таким образом, культура речи выступает как часть более широкого понятия "культура общения", в которое входит и культура мышления, и психологическая культура воздействия и взаимодействия.
Культура речи - это владение нормами литературного языка в его устной и письменной форме, при котором осуществляется выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных коммуникативных целей.
При характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека культура его речи определяется следующим образом: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
В определении подчеркнуты три аспекта культуры речи: нормативный; этический; коммуникативный.
Этика речевого общения предписывает говорящему и слушающему создание благожелательной тональности разговора, которая приводит к согласию и успешности диалога.
Культура речи - это, прежде всего, её реальные признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о её коммуникативном совершенстве:
Таким
образом, правильность речи, богатство
индивидуального словаря
Речевая
деятельность человека является самой
сложной и самой
Культурой
речи важно владеть всем, кто по
роду своей деятельности связан с
людьми, организует и направляет их
работу, ведет деловые переговоры,
воспитывает, заботится о здоровье,
оказывает людям различные
Информация о работе Культура речи и ее влияние на этику общения