Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:53, реферат
Цель работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения.
Задачи:
Рассмотреть историю вопроса.
Охарактеризовать понятие "культура речи".
Введение.
1. История возникновения современной системы образования……………………………………………………… ………....стр. 4
2. Обзор образовательной системы Германии…………….……………....стр. 5
3. Система школьного образования Германии………………………..…..стр. 7
4. Системы профессионального образования в Германии……….………стр.10
5. Высшее образование в Германии…………………………………….…стр. 12
6. Организация учебного процесса в Германии…………………………..стр. 15
7. Работа в Германии во время учебы в вузе…………………….………..стр. 17
8. Жилье в Германии………………………………………………………..стр. 17
9. Стипендии………………………………………………………………..стр. 18
10. Завершение обучения в Германии, экзамены, дипломы, степени…..стр. 19
11. Подготовка учителей…………………………….……………………..стр. 20
12. Список литературы……………
Культура речи и ее влияние на этику общения.
Введение.
1.
История возникновения современной системы
образования…………………………………………………
2. Обзор образовательной системы Германии…………….……………....стр. 5
3. Система школьного образования Германии………………………..…..стр. 7
4.
Системы профессионального
5.
Высшее образование в Германии…
6. Организация учебного процесса в Германии…………………………..стр. 15
7. Работа в Германии во время учебы в вузе…………………….………..стр. 17
8.
Жилье в Германии……………………………………
9.
Стипендии………………………………………………………
10.
Завершение обучения в
11.
Подготовка учителей…………………………….……………………..
12.
Список литературы…………………………………
В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми, поэтому культура речевого поведения важна всем людям, чья деятельность, так или иначе, связана с общением. По тому, как человек говорит или пишет, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуры.
Культура речи - это понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения.
Кроме
того, в современном мире сложились
условия, когда востребованность специалиста
на рынке труда, его конкурентоспособность
в значительной степени зависят
от наличия грамотной речи (и устной
и письменной), умения эффективно общаться,
от знания приемов речевого воздействия,
убеждения. От того, насколько умело
осуществляется речевая деятельность,
зависит успех любой
Таким образом, актуальность данной темы сомнений не вызывает.
Цель работы - рассмотреть особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения.
Задачи:
В настоящей работе использованы следующие литературные источники:
Культура речи как особая область языкознания складывалась постепенно. Нормы русского языка древнейшей поры формировались в Киевской Руси под влиянием устной поэзии и церковно-славянского языка. Древние рукописные и последующие печатные книги хранили и закрепляли традиции письменной речи, однако уже свод законов "Русская правда", сложившийся устно и записанный при Ярославе Мудром в 1016 году, отразил живую речь.
Первые
попытки сознательного
Работа В.К. Тредиаковского "Разговор между чужестранным человеком и российским об орфографии старинной и новой" (1748) - первая попытка обосновать правила русской орфографии.
Теоретическая нормализация русского языка связана с составлением первых грамматик, риторик и словарей, с описанием в учебных целях системы литературного, образцового, языка, его норм и стилей.
М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики русского языка "Российская грамматика", (1755) и "Риторики" (краткая - 1743 и "пространная" - 1748) - заложил основы нормативной грамматики и стилистики русского языка.
Теоретические
основы риторики развивались в руководствах
Н.Г. Курганова "Письмовник" (1769), Амвросия
"Краткое руководство к
В XIX веке вышли в свет труды по риторике Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К. Зеленецкого и др.
Одна из основных задач культуры речи - это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык - это именно то, что в языковом плане объединяет нацию.
Одна
из главнейших функций литературного
языка - быть языком всей нации, встать
над отдельными локальными или социальными
ограниченными языковыми
Известный современный лингвист М.В. Панов среди основных признаков литературного языка называет такие, как язык культуры, язык образованной части народа, сознательно кодифицированный язык, т.е. такие нормы, которым должны следовать все носители литературного языка.
Любая
грамматика современного русского литературного
языка, любой его словарь есть
не что иное, как его модифицирование.
Однако культура речи начинается там,
где язык как бы предлагает выбор
для кодификации, и выбор этот
далеко не однозначен. Это свидетельствует
о том, что современный русский
литературный язык, хотя и может
рассматриваться как язык от Пушкина
до наших дней, не остается неизменным.
Он постоянно нуждается в
Это
хорошо понимали русские языковеды
дореволюционного периода, свидетельством
чему является анализ норм русского языка
в книге В.И. Чернышева "Чистота
и правильность русской речи. Опыт
русской стилистической грамматики"
(1911), которая, по словам В.В. Виноградова,
представляет собой замечательное
явление в русской
Основными источниками лучшей речи в указанном труде признаются: общепринятое современное употребление; произведения образцовых русских писателей; лучшие грамматики и грамматические исследования. Книга была удостоена премии Академии наук.
После 1917 года сохранение норм литературного языка стало особенно актуальным, поскольку в общественную деятельность были вовлечены люди, им не владевшие. В литературный язык хлынул поток просторечной, диалектной и жаргонной лексики. Естественно, возникла угроза расшатывания литературной нормы.
Это прекрасно понимали филологи, проводившие большую работу по пропаганде культуры речи, такие, как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, Б.А. Ларин, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, А.М. Селищев, А.М. Пешковский, С.П. Обнорский, Е.С. Истрина, Р.И. Аванесов, СИ. Ожегов и др. Толковый словарь русского языка, вышедший в 1939 году под редакцией Д.Н. Ушакова, способствовал закреплению норм.
Однако
понятие "культура речи" и близкое
к ней понятие "культура языка"
возникают лишь в 1920-е годы в связи
с появлением новой советской
интеллигенции и с общей
Новым этапом в развитии культуры речи как научной дисциплины стали послевоенные годы. Крупнейшей фигурой этого периода был С.И. Ожегов, получивший широчайшую известность как автор самого популярного однотомного "Словаря русского языка", ставшего настольной книгой не одного поколения людей. В 1948 выходит книга Е.С. Истриной "Нормы русского литературного языка и культура речи".
В 50-60-е годы уточнялись научные принципы культуры речи: объективная и нормативная точка зрения на язык, различение кодификации (как нормализаторской деятельности) и нормы (объективно-исторического явления). Издаётся "Грамматика русского языка" АН СССР (1953-54 гг.), выходят выпуски "Словаря русского литературного языка" в 17 томах, получившего Ленинскую премию, периодически печатаются сборники "Вопросы культуры речи"
В 1952 году создаётся сектор культуры речи Института русского языка АН СССР и его возглавляет С.И. Ожегов, под редакцией которого с 1955 по 1968 г. выходят сборники "Вопросы культуры речи".
Этому
понятию посвящены
Самостоятельной дисциплиной культура речи становится с 70-х годов ХХ века: у неё свои предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.
Развиваются
следующие теоретические
Культурно-речевая деятельность превращается из "запретительства" в позитивную программу лингвистического воспитания, выработки языкового чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.
Коммуникативный компонент культуры речи получил некоторое развитие (работы Б.Н. Головина, А.Н. Васильевой и др.) только в 60-х гг.20 в. в связи с потребностями преподавания культура речи в высшей школе.
Не ослабевает нормализаторская деятельность лингвистов и в 90-х гг.20 в.: выходят работы Д.Э. Розенталя, Т.Г. Винокур, Л.К. Граудиной, Л.И. Скворцова, К.С. Горбачевича, Н.А. Еськовой, В.Л. Воронцовой, В.А. Ицковича, Л.П. Крысина, Б.С. Шварцкопфа, Н.И. Формановской и др.
Коммуникативному компоненту культуры речи также уделяется всё большее внимание.
Современный подход к проблемам культуры речи устанавливает внутренние связи между повышением речевой культуры общества с развитием национальной культуры; научно анализирует процессы, происходящие в современной речевой практике; способствует совершенствованию современного русского литературного языка с учётом многообразных общественных функций.
Речь - это деятельность общения - выражения, воздействия, сообщения - посредством языка, форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, форма обобщенного отражения действительности.
Культура речи - это такой набор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Основные показатели культуры речи:
Культура речи содержит 3 составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический (рис.1).
|
Рисунок 1 - Структурно-логическая схема "Понятие
"культура речи"
Нормативный аспект культуры речи предполагает, прежде всего, правильность речи, т.е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца.
Языковая норма - это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
Это необходимый, но недостаточный регулятор, культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений "правильно-неправильно".
Понятие
"культура речи" связано с закономерностями
и особенностями
Информация о работе Культура речи и ее влияние на этику общения