Культура ранней римской империи

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:55, реферат

Описание работы

Великое Римское государство просуществовало в целом одну тысячу двести тридцать лет. Напомним, что его история начинается с легендарного основания великого Рима, произошло, согласно нашему летоисчислению, во второй половине 754 или в первой половине 753 г. до н.э. (у римлян, как и греков, год начинался летом). Сами римляне вели исчисление исторического времени именно от основания Рима, «от основания города», как они говорили. Заметим, что в 2007 г. Риму, этому «вечному городу» было 2760 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Рим в эпоху царей 5
2. Эпоха ранней республики 10
3. Римская империя в 1- 2 вв. н. э. 13
4. Заключение 21
5. Используемая литература 24

Работа содержит 1 файл

культорология.doc

— 1.55 Мб (Скачать)

        Первым собственно литературным  произвелением стал римский календарь,  опубликованный в 304 г. до н.э.  культурным эдилом Гнем Флавием по инициативе тогдашнего цензора Аппия Клавдия Слепого. Политический смысл этого акта состоял в том, что у жрецов- понтификов были вырваны их профессиональные тайны, их монополия на составление календаря, чем те пользовались в политических целях. Отныне всякий гражданин мог сам узнать из календаря, когда и каким образом надлежит заниматься, в частности, судебными делами: в какие дни подавать иск, когда проводить судебный процесс и т.д. Увы, календарь Флавия тоже не дошел до нашего времени. Однако еще большее сожаление вызывает  утрата первой опубликованной политической речи, произнесенной цензором Аппием Клавдием в 280 г. до н.э. в римском сенате против заключения мира с царем Пирром и хорошо известной в Риме еще 200 лет спустя, во времена Цицерона. Но и помимо этого Аппий Клавдий навсегда останется на первых страницах римской литературы благодаря выпущенному сборнику «Сентеции», где «сатурнийским стихом» изложены различные нравственные поучения престарелого цензора, одно из которых стало достоянием всех народов: «Каждый- кузнец своего счастья».

                              ОБЩИЙ ВИД ФОРУМА В РИМЕ 

                    РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ В 1-2 ВВ. Н.Э.

                                       Образование

В 1 и особенно 2 в. н.э. на территории всей империи значительно увеличилось число начальных школ и школ, которые мы могли бы назвать средними. Тем не менее, начальных школ по- прежнему не хватало, и еще в 4 в. Флавий Вегетий Ренат, автор тракта по военному искусству, жаловался на то, что среди легионеров очень велика доля неграмотных. Школы были довольно примитивны: занимались большими группами в маленьких тесных помещениях, а обучение чтению и письму основывалось на чисто механических приемах, а если вспомнить, что дети выучивали сначала названия всех букв алфавита и только потом узнавали, как они пишутся, то станет понятно, почему обучение чтению и письму растягивались в римской школе на несколько лет. Учителя за свой труд получали мало и вынуждены были подрабатывать на стороне; социальный статус учителей, рекрутировавшихся чаще всего из вольноотпущенников, также был крайне низок. Эти и многие другие причины способствовали тому, что эффективность обучения в римских школах, несмотря на их расцвет во 2 веке н.э., оставляла желать лучшего.

        Авторитет педагога зиждился обычно на применении плетки или розги. В этом смысле мало, что изменилось в эпоху империи со времен Горация, которого своего учителя-грамматика Орбилия Пупилла наделяет эпитетом «плагозус»- «драчливый». Бывали, правда, и такие педагоги, что, желая увлечь детей, побудили их учиться старательней, делали им маленькие подарки: например, как вспоминает тот же Гораций, угощали печеньем. Однако такие случаи были редки и происходили только у более обеспеченных учителей, заинтересованных вдобавок в том, чтобы облегчить детям усвоение школьных премудростей. Особенно внимательно относились частные учителя к детям из богатых семей: известно, что сын крупного афинского землевладельца и оратора Герода Аттика во 2 веке н.э. обучался азбуке на дощечках из слоновой кости, а для закрепления пройденного материала учитель прикреплял изображения тех или иных букв к спинам рабов и заставлял по очереди проходить перед учеником.

         Закончив начальную школу, где  учили читать, писать и считать  на счетах, отпрыск состоятельных  родителей мог продолжать обучение  у учителя – грамматика. Обучение  как в римских, так и в  греческих школах носило характер  литературно- эстетический. Учили прежде всего читать и толковать отрывки из произведений древних авторов - греческих и римских, а уже к концу 1 в. до н.э. в круг обязательного чтения в школах вошли Цицерон и Вергилий, а вскоре школьными классиками стали Овидий, ритор Анней Сенека Старший, его племянник поэт Марк Анней Лукан и д.р. При разборе сочинений классических авторов главное внимание уделяли эстетическому и моральному анализу, но не забывали о мифологических, исторических и географических комментариях, если они были необходимы. Обучение было всецело гуманитарным, наукой всех наук считалась риторика, и после завершения курса у грамматика ученик переходил к ритору, который вводил его в тайны построения речей – сначала в теории, а затем и на практике, путем долгих упражнений в красноречии. Ученики тренировались составлять вступления к речам или эпилоги, потом приучались выступать публично, стремясь избрать как можно более не обычную и изысканную, как можно более далекую от реальной повседневной жизни тему. Не удивительно, что истинно образованные, посвященные римляне того времени с неодобрением относились к подобной системе обучения, и недаром с уст философа Сенеки слетели горькие слова критики: «Не для жизни учимся, а для школы».  

В правление  Октавиана Августа (27 г. до н.э. - 14 г. н.э.) римская культура переживает блестящий расцвет, свой «золотой век». Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясающих римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому римские ценности, полузабытые религиозные обряды, предания о «доблести предков», «римский миф» (т.е. легенда о якобы предназначенной Риму богами и самой судьбой власти над миром) теперь всячески подчеркивались и были одной из основной тем всех тогдашних деятелей культуры. «Римский  миф»  сливался  с  «мифом Августа» — миротворца, избавителя от страдания, — оба мифа стали краеугольным камнем официальной идеологии Империй.

                    Расцвет ранней римской империи

В «век Августа» завершился синтез античной, греческой  и римской культуры. Под влиянием окончательного освоения и переработки  эллинского наследия высокого совершенства достигли литература и искусство, окончательно сформировалась античная культура, которая вошла в качестве существенного компонента в европейскую культуру.

         Развитие архитектуры (но только  в столичном Риме) вело к появлению  настенной живописи, лучше всего  известной по раскопкам домов  в г. Помпеи в Италии. Фрески изображали красочные картины на мифологические, исторические, бытовые сюжеты и напоминали греческие. Греческие образцы воспроизводились скульпторами. Правда, римскую скульптуру отличал больший реализм в воспроизведении черт оригинала, поскольку для римского искусства был характерен интерес к психологии. Такова мраморная статуя Августа Примапорты, созданная в стиле Поликлета, но более величественная и приближенная к оригиналу. Культура «века Августа» создала предпосылки для всестороннего расцвета римской культуры в 1-2 в.  н.э.

Культура Римской Империи в 1-2—вв.

Римская культура сохранила свой блеск и великолепие, а в некоторых отношениях и  превзошла прежний  уровень.   Никогда раньше она не блистала таким  созвездием имен: философы — Сенка, Эпитет, Марк Аврелий, Секст Эмпирек, Дион Хризостом

Именно Марк Аврелий в своем дневнике «Наедине с собой» писал : «Время человеческой жизни - миг, ее сущность - вечное течение, ощущение - смутно, строение всего тела - бренно, душа - неустойчива, судьба - загадочна, слава - недостоверна».

Поэты: Лукан, Марциал, Ювенал, писатели — Плутарх,   Петроний,   Лукиан,    Апулей; риторы - Квинтилиан, Алий Аристид; историки - Тацит, Аппиан, Светоний; ученые —  Клавдий Гален, Клавдий Птолемей, Сальвий Юлиан, Плиний Старший и многие другие.

Характерной чертой культурной жизни Рима эпохи ранней Империи являлось то, Что в ее создании принимали активное участие уроженцы не только города Рима, но и всей Италии и особенно римских провинций.

Литература

Уроженец греческого города Херонея «Плутарх» прославился как автор сравнительных «Жизнеописаний» греческих и римских деятелей, а также как философ-моралист, исследователь литературы, риторики, истории музыки, религиозных культов. Грек «Дион Хризостом» (Златоуст) был популярен как блестящий оратор. «Гай Светоний Транквилл» составил биографии двенадцати римских Цезарей — первых 12 императоров — от Юлия Цезаря (которого он причислял к монархам) до Домициана. Светоний собрал множество подробностей частной жизни римских: цезарей, уделив особое внимание их порокам и низменным страстям. Выдающимся римским историком 1-2 вв. был «Корнелий Тацит»- автор нескольких литературных произведений исторического жанра, в которых с глубоким психологизмом описал трагедию римского общества. Вопреки собственному намерению писать беспристрастно, тацитовское повествование наполнено драматизмом. Умение автора передать душевные переживания, мысли и мотивы поступков его героев, меткие характеристики персонажей делают Тацита едва ли не лучшим из римских историков.

Большой популярностью  в ранней Римской Империй пользовался  эпистолярный жанр. Таковы, например, письма сенатора Плиния Младшего к друзьям и императору Траяну. Новым был жанр романа, но из римских романов до нас дошел только один —  «Метаморфозы» (или «Золотой осел») Апулея (2 в.).

Юмором и едкой  сатирой, яркостью красок и проницательностью  отличаются эпиграммы Марциалла  и сатиры Ювенала. Ювенал гневно бичует пороки современного ему римского общества, его сатиры не щадят никого, в т.ч. и императоров. Остроумный и наблюдательный Марциал и до сих пор доставляет немало удовольствия своим читателям.

Архитектура и изобразительное искусство

Преемники Августа  продолжали украшать Рим новыми зданиями и сооружениями. На Палатинском холме «Тиберий» построил   новый императорский  дворец (строительство его завершилось при Калигуле). Почти полностью перестроил центр Рима Нерон. После сильного пожара 64 г. н.э., в поджоге людская молва обвинила самого Нерона,  император приказал снести все постройки центральной части города и на их месте построить императорский дворец с окружающими его резиденциями.   Новый дворец получил название «Золотой дом» из-за массы золота и драгоценных камней в его отделке.  Центральные улицы Рима были расширены, была ограничена высота зданий, весь город украшен новыми портиками, защищавшими прохожих от палящего солнца. Город, созданный на пепелище при Нероне, был именно тем прекрасным и «вечным Римом» которым восторгались его современники.

После гражданской  воины 63—69 гг. пришедший к власти Веспасиан построил амфитеатр, а завершил строительство амфитеатра, известного всему миру как Колизей, его сын Тит (80 г.).

В честь открытия Колизея были даны стодневные гладиаторские  игры, В  плане Колизей представлял  собой эллипс с окружностью 524 м. Это — трехэтажное сооружение (позднее был добавлен и четвертый этаж) с арочно-сводчатыми перекрытиями.  Стена Колизея,  высотой около 50 м.,  состояла из трех ярусов арок — входов (80 арок нижнего яруса позволяли пятидесяти тысячам зрителей заполнить трибуны в считанные минуты),  а четвертый ярус имел глухую стену с кедровыми мачтами, укрепленными на кронштейнах. В жаркие дни для защиты от солнца (или в случае непогоды) над трибунами натягивали тент. В нижнем ярусе Колизей находились полуколонны дорического ордера, во втором — ионического, а в третьем — коринфского. В нишах второго и третьего ярусов стояли статуи. На арене Колизея могли сражаться одновременно до 3000 пар гладиаторов, а под ней находились подвальные помещения, коридоры, клетки для диких зверей и т.д.

В 400 г. гладиаторские  игры как языческие зрелища были официально запрещены, и Колизей опустел. Стали растаскиваться статуи, украшавшие его, а сам амфитеатр был превращен в каменоломню. Из огромных каменных кадров Колизея в средние века строились христианские церкви, дома, мосты.

К выдающимся достижениям  римской архитектуры относятся  и триумфальные арки, одно- трех - и  пяти - пролетные, которые ставились в честь императора. Если греки объясняли военную победу доблестью всех воинов, то римляне приписывали ее личным заслугам полководца. Выражением высших почестей императору-полководцу и служила триумфальная арка. В Риме сохранились только арки Тата - монументальная и в то же время строгая однопролетная арка (80 г.) Септимия Севера (3 в.) и Константина (4 в.).  Последняя, наиболее сложная и пышная из всех, кажется безвкусным нагромождением архитектурных и скульптурных  элементов.

Императоры ранней Римской империи продолжали украшать римский Форум, Самым грандиозным и красивым был Форум Траяна, о котором говорили, что не только люди, но даже боги пришли от него в изумление. Форум Траяна был сооружен в начале II в., под руководством греческого зодчего Аполлодора. Он включал в себя собственно форум, окруженный колоннадой, с конной статуей императора, два полукруглых сооружения, так называемые «рынки». Траян, служивший для хранения заморских товаров, привозившихся в Рим. В глубине форума высилось еще одно грандиозное сооружение — «базилика Ульпия» — здание для судебных заседаний. Любопытно, что базилика Ульпия   была вытянута в длину и имела три нефа по типу греческого храма; она не имела сводчатых перекрытий, столь характерных для римской архитектуры. К базилике примыкали две библиотеки - латинская и греческая. Достопримечательностью  форума Траяна была также массивная триумфальная колонна этого императора, самая большая из триумфальных колонн. Ее высота почти 37 м, ствол ее сложен из 37 колоссальных блоков каррарского мрамора, всю колонну обвивает лента барельефов, запечатлевших различные эпизоды войн Трояна с деками (длина рельефа — 200 м).

При императоре Андриане, преемнике Траяна, был  перестроен римский Пантеон на Марсовом поле. К зданию храма был пристроен  портик с восемью колоннами из египетского красного гранита с беломраморными коринфскими капителями. Соединение греческого портика с римской купольной конструкцией было типично для римской архитектуры. Пантеон - один из прекраснейших памятников античности.

Во II в. в Риме появляются первые конные статуи. Такова конная статуя Марка Аврелия, которая до сих пор украшает Капитолийскую площадь.

Информация о работе Культура ранней римской империи