Культура первобытного общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:37, реферат

Описание работы

Культура и искусство сопровождали человека с глубокой древности. Все народы и в наше время, и в прежние времена стремились творить по законам красоты, восхищались произведениями искусства и почитали их создателей. Ничто, кроме культуры и искусства, не в состоянии передать мир во всем его богатстве и многообразии. Благодаря дошедшим до нас произведениям культуры, мы узнаем о давних временах и исчезнувших народах. История культуры и искусства - это история высших достижений человечества, ценность которых не уменьшается с ходом тысячелетий.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………...3
Возникновение первобытного общества и культуры.
Периоды и этапы ………………………………………………………………… 4
Первобытное искусство …………………………………………………………. 7
Наскальная живопись и миниатюрная скульптура
Геометрический орнамент
Первобытная архитектура
Погребения
Духовная культура первобытного общества…………………………………….16
Магия и колдовство
Тотемизм
Анимизм
Фетишизм
Заключение ………………………………………………………………………. 30
Список литературы…………………………………………………………….… 31

Работа содержит 1 файл

Культ перв общ.docx

— 162.88 Кб (Скачать)

Выбор тотемов зачастую связан с  физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии  в качестве тотемов выступают  встречающиеся здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая  мышь. В то же время в пустынных  или полупустынных областях страны, где при родные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные  редкие насекомые и растения, которые  больше в этом качестве нигде не встречаются.

Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство  с ним. Жители Южной и Юго-Восточной  Австралии обращаются к тотему со словами "старший брат", или "наш  отец". Близость между человеком  и тотемом выражается прежде всего  в запрете (табу) убивать и употреблять  тотем в пищу. Однако при исполнении некоторых обрядов обычай предписывал  съесть немного мяса тотема для укрепления магической (невидимой, сверхъестественной) связи с ним.

По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть  например у австралийских аборигенов. Австралию вообще называют классической страной тотемизма. В обрядах  австралийских племён огромную роль играют священные предметы — чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем. По представлениям аборигенов чуринги  хранят магическую силу предка-тотема. Они обеспечивают размножение зверей, могут быть вместилищем душ предков  или новорождённых детей. Вера в  связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал.

В настоящее время многие австралийские  племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся  вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. "Наша племенная земля — наша мать, — утверждают аборигены. —  В ней наши сновидения, наши тотемы".

Когда-то тотемизм был широко распространён  в Индии. До сих пор у некоторых  индийских племён, живущих изолированно в малодоступных горных и лесных районах и незнакомых с индуизмом, сохраняется деление на роды, носящие  названия местных растений и животных. Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении  первых людей от различных животных, о чудесных превращениях людей в  растения, зверей и птиц, о браках между людьми и животными.

Культ священных животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий  тотемические корни, вошёл и в  индуизм. Главных богов индусткого пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником  Шивы является бык, Ганеши, который  представляется в образе слона, —  крыса, Вишну — птица и т. д. Вероятно, это были тотемы древних  родовых племенных групп.

Тотемические черты ясно видны  в образах богов и героев в  верованиях жителей Центральной  и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — "колибри-левша" — верховное  божество ацтеков, Кетсалькоатль — "змей, покрытый зелёными перьями" — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка  стихий.

В религиозных представлениях древних  греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся  мотивы превращения людей в животных и растения.

С тотемическими представлениями  связано особое отношение к различным  диким и домашним животным. Так, у  некоторых африканских народов  и сегодня глубоким почитанием пользуются змеи, включая ядовитых, которым  издавна приписывается сверхъестественная сила. Поэтому змеи объявляются неприкосновенными.

Нередко хозяева хижины или дома ставят внутри либо у порога плошку с молоком специально для змей. На вопрос о том, не опасны ли змеи, в  таких случаях часто следует  ответ: "Змеи созданы для того, чтобы сеять смерть за плохие поступки людей, поэтому мы не убиваем эмей. Змеям хорошо — и нам спокойно..."

Следы тотемизма проступают в ушедших  или ещё сохраняющихся родовых  названиях. Известны народы, носящие  имя своего тотема: у йоруба —  слона, обезьяны, змеи, барана; у мандинго (группа народов в Западной Африке) — питона, крокодила, черепахи, питона, пчелы; у бушменов — кузнечика-богомола. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы полудерева-получеловека или полуживотного-получеловека; запреты на охоту и на употребление в пищу тотемных животных; почитание животных определённых видов (львов, леопардов, крокодилов и др.), которые, как верили африканцы, имели собственных духов.

Черты тотемизма обнаруживаются в  сохранившейся наскальной живописи (изображения людей с головами фантастических животных и т. п.), в  ритуальных играх и обрядах.

 

Анимизм

Анимизм (от лат. animus — "душа") - вера в одушевленность предметов –  является неотъемлемой частью каждой древней культуры. На заре человечества наличие души приписывалось небу и солнцу, радуге и зарнице; стихийным  явлениям — грому и молнии, дождю  и граду; окружающей природе —  морю, рекам, озёрам, водопадам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам  и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т.д. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы —  аниматизм (от лат. апimatus — "одушевленный").

Аниматизм - Представление о безличной  Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей, распространено у  всех древних народов. С этой Силой  связывались всякая удача человека, плодовитость скота и урожай. Впрочем  такие верования живы и сейчас. А поклонение духам не только в  древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народов. К примеру, многие племена  Центральной Индии верят в  много численных духов, которые  населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти  духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвоприношения, для их умилостивления проводятся ритуалы  и церемонии.

У жителей Андаманских островов распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения, месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми и опасными, они  олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса Эрем-чаугала  способен ранить или убить невидимыми стрелами; злой дух моря Джуру-вин  может поразить внезапной болезнью; духи Чол посылают невидимые копья  во время дневного зноя (скорее всего, речь идёт о солнечном ударе). Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий разрушительный муссон. За несоблюдение некоторых  запретов (особенно связанных с пищей) он насылает на людей бурю.

Духи природы считались покровителями  отдельных семей, родов, общин и  деревень, а в дальнейшем, по мере развития общества и становления  государственности, — покровителями  племён, племенных объединений, царских  династий. Все духи имели собственные  имена. Одни духи были более значительными, другие — менее важными, "местными". Первые иногда выступали как главные, верховные божества. Например, у  догонов таким верховным духом  или божеством был Лебэ, олицетворявший солнце и огонь; у йоруба (Нигерия) — бог моря Олокун, бог неба Олорун, бог земли Одудува; у масаев (Кения  и Танзания) и кикуйю (Кения и  Танзания) — Нгаи, бог неба и грозы...

И главным, и "местным" духам (богам) воздавали почести и приносили  жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, предметами поклонения могли быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоёмы, участки реки и т. д. У  многих духов были свои жрецы или  жрицы, колдуны, прорицатели и знахари, выступавшие как посредники между  ними и их почитателями.

 

Фетишизм

Фетишизм —  она из самых ранних форм древней культуры, известная практически всем народам нашей планеты. Фетиш – иначе — талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также - любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.

До наших дней дошло множество  фетишей в форме амулетов-оберегов. Амулетом служил предмет, кто рому приписывали  магические свойства отвращатъ от человека несчастья и приносить удачу. Амулет-оберег должен был всячески оберегать своего владельца от бед  и неприятностей. Способность отвращать  от беды приписывалась и талисманам (от лат – "посвящение"). Но амулет носили открыто, обычно на шее, а талисман прятали от посторонних глаз.

Помимо личных фетишей существовали и общие для всего племени  или страны. Обычно ими становились  какая-либо большая гора или красивое, сильное дерево. У общих фетишей  могла быть и своя "специализация": один управлял временами года, другой ведал здоровьем, третий — охотой, рыбной ловлей и т. д. Особая группа фетишей связана с распространённым у многих народов мира культом  предков. Тогда изображения предков  становятся предметом поклонения. Иногда это идолы — человекоподобные фигурки из дерева, камня, глины, а  иногда предка изображает специальный  знак, как это было принято, например, в Китае.

Яркой иллюстрацией фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы  енисейских кетов. Алэл представляет собой  деревянную куклу с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин  или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих  шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье  во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми, за оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей  к детям. При перекочёвках их возят  в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В  противном случае членам семьи грозит гибель.

Фетишизм в Африке распространён  в форме культа обожествляемых материальных предметов — от деревянных столиков, брусков, раковин, камней, деревьев, скал до предметов традиционного африканского искусства (статуи и статуэтки людей  и животных, различные украшения, маски, барабаны), всевозможных талисманов и амулетов (предметов, защищающих от болезней, несчастий и приносящих удачу). Фетишистские представления часто переплетались с анимистическими, и поэтому бывает трудно отделить одни от других.

Среди многообразия африканских фетишей  учёные выделяют несколько условных групп. Это фетиши, предназначенные  для семей и родов; для общин, племён и племенных объединений; так называемые общенародные или  общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.

Семейные и родовые фетиши появились  на заре человеческой истории. Такими фетишами были, например, каменные топоры, почитавшиеся в глубокой древности  как окаменевшие молнии божества воды и грома Фаро у народа бамбара (Мали) и божества грома и молнии Шанго у йоруба. У бамилеке (Камерун) можно перечислить около 20 общеплеменных  фетишей, в том числе священные  камни, барабаны и гонги, табуретки  и троны предков, глиняные трубки, слоновьи бивни, шкуры леопардов, кожи питонов и т.д.

В средневековом государстве Лунда (существовало на стыке территорий современных Анголы, Замбии и Заира) наибольшее распространение получили деревянные изображения животных и  людей. Общенародные фетиши почитались в Африке как высшие святыни и  имелись, в частности, у ашанти (Гана) и баганда (Уганда). История одного из них — так называемого Золотого тропа — полна драматизма. О  ней некогда говорил весь мир, ей посвящены многие статьи и книги.

К числу наиболее известных и  значительных фетишей, призванных обеспечить контакты между земным и священным  мирами, между живущими, с одной  стороны, и духами и богами — с  другой, относятся статуи, статуэтки, маски и тамтамы (барабаны). И сегодня  они являются непременной принадлежностью  многих ритуальных церемоний и обрядов. Статуи и статуэтки предназначены  для воздействия на участников церемоний  своей торжественной неподвижностью, маски же, наоборот, — своим динамизмом.

Роль барабанов не сводится к  простому ритмическому сопровождению  религиозных шествий, танцев и песнопений. "Они, — пишет французский исследователь  Верже, — считаются существами, наделёнными  душой, личностью. Их освящают, время  от времени в них вливают новую  силу путем приношения даров и  жертв... Если барабан во время церемонии  опрокидывается, то церемонию сейчас же прерывают... У каждого барабана есть свой исполнитель, которому разрешается... играть на нём лишь после особого  посвящения и длительного обучения.

Широко были распространены в Африке и личные фетиши. Чаще всего их получали или покупали у колдунов, знахарей и прорицателей, которые освящали фетиши и "отвечали" за их действенность. Фетиши должны помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней и других напастей. Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но самыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их побаивались и старались задобрить. Обладатель фетиша ублажал его, совершая определённые ритуалы и делая подношения. Если же приобретённый фетиш или вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда провинившиеся фетиши даже наказывали.

Интересен африканский обычай истязания  фетишей, причём не только для наказания  их, но и для побуждения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого  фетиш лучше запомнит обращённые к нему просьбы и обязательно  выполнит их.

 

Заключение

 

Понятие первобытное общество подразумевает - общество охотников и собирателей, уровень технико-экономического развития которого в основном соответствует  каменному веку. Жизнеобеспечение этого общества опиралось на охоту и собирательство, местами рыболовство, а основной ячейкой социальной интеграции являлась первобытная земледельческая община. 
   Общества этого типа еще недавно сохранялись в разных частях земного шара. Этнография изучает эти общества как целое. Иначе говоря, всё без исключения в жизни этих обществ, в их культуре она рассматривает как свой законный предмет исследования. 
 При изучении культурной жизни этих обществ она обращается и к другим формам общественного сознания, искусству, первобытной этике, первобытной науке, с которыми культура связана теснейшим образом.  Более того, подлинное понимание места и значения культуры в жизни первобытного общества возможно лишь в том случае, если первобытная культура изучается в тесной связи и взаимодействии с жизнью общества в целом.

Информация о работе Культура первобытного общества