Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:37, реферат
Культура и искусство сопровождали человека с глубокой древности. Все народы и в наше время, и в прежние времена стремились творить по законам красоты, восхищались произведениями искусства и почитали их создателей. Ничто, кроме культуры и искусства, не в состоянии передать мир во всем его богатстве и многообразии. Благодаря дошедшим до нас произведениям культуры, мы узнаем о давних временах и исчезнувших народах. История культуры и искусства - это история высших достижений человечества, ценность которых не уменьшается с ходом тысячелетий.
Введение …………………………………………………………………………...3
Возникновение первобытного общества и культуры.
Периоды и этапы ………………………………………………………………… 4
Первобытное искусство …………………………………………………………. 7
Наскальная живопись и миниатюрная скульптура
Геометрический орнамент
Первобытная архитектура
Погребения
Духовная культура первобытного общества…………………………………….16
Магия и колдовство
Тотемизм
Анимизм
Фетишизм
Заключение ………………………………………………………………………. 30
Список литературы…………………………………………………………….… 31
Выбор тотемов зачастую связан с физико-географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают встречающиеся здесь кенгуру, страус эму, опоссум (крупная сумчатая крыса), дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях страны, где при родные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные редкие насекомые и растения, которые больше в этом качестве нигде не встречаются.
Важно отметить, что тотем не обожествляется, его не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в своё родство с ним. Жители Южной и Юго-Восточной Австралии обращаются к тотему со словами "старший брат", или "наш отец". Близость между человеком и тотемом выражается прежде всего в запрете (табу) убивать и употреблять тотем в пищу. Однако при исполнении некоторых обрядов обычай предписывал съесть немного мяса тотема для укрепления магической (невидимой, сверхъестественной) связи с ним.
По мере исторического развития
большинство народов утратило тотемические
представления. Однако кое-где тотемизм
проявил необычайную живучесть
например у австралийских аборигенов.
Австралию вообще называют классической
страной тотемизма. В обрядах
австралийских племён огромную роль
играют священные предметы — чуринги.
Это каменные или деревянные пластины
с нанесёнными на них рисунками,
обозначающими тот или иной тотем.
По представлениям аборигенов чуринги
хранят магическую силу предка-тотема.
Они обеспечивают размножение зверей,
могут быть вместилищем душ предков
или новорождённых детей. Вера в
связь чуринги с судьбой
В настоящее время многие австралийские племена, согнанные в колониальный период с обжитых территорий, стремятся вернуться к своим тотемическим святилищам, возродить на вновь обретённой земле предков древние обряды. "Наша племенная земля — наша мать, — утверждают аборигены. — В ней наши сновидения, наши тотемы".
Когда-то тотемизм был широко распространён в Индии. До сих пор у некоторых индийских племён, живущих изолированно в малодоступных горных и лесных районах и незнакомых с индуизмом, сохраняется деление на роды, носящие названия местных растений и животных. Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении первых людей от различных животных, о чудесных превращениях людей в растения, зверей и птиц, о браках между людьми и животными.
Культ священных животных (коров, обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий тотемические корни, вошёл и в индуизм. Главных богов индусткого пантеона обязательно сопровождают священные животные. Так, спутником Шивы является бык, Ганеши, который представляется в образе слона, — крыса, Вишну — птица и т. д. Вероятно, это были тотемы древних родовых племенных групп.
Тотемические черты ясно видны в образах богов и героев в верованиях жителей Центральной и Южной Америки. Таковы Уицилопочтли — "колибри-левша" — верховное божество ацтеков, Кетсалькоатль — "змей, покрытый зелёными перьями" — одно из главных божеств индейцев, творец мира, создатель человека, владыка стихий.
В религиозных представлениях древних греков следы тотемизма хранят мифы о кентаврах, часто встречающиеся мотивы превращения людей в животных и растения.
С тотемическими представлениями
связано особое отношение к различным
диким и домашним животным. Так, у
некоторых африканских народов
и сегодня глубоким почитанием пользуются
змеи, включая ядовитых, которым
издавна приписывается
Нередко хозяева хижины или дома ставят внутри либо у порога плошку с молоком специально для змей. На вопрос о том, не опасны ли змеи, в таких случаях часто следует ответ: "Змеи созданы для того, чтобы сеять смерть за плохие поступки людей, поэтому мы не убиваем эмей. Змеям хорошо — и нам спокойно..."
Следы тотемизма проступают в ушедших или ещё сохраняющихся родовых названиях. Известны народы, носящие имя своего тотема: у йоруба — слона, обезьяны, змеи, барана; у мандинго (группа народов в Западной Африке) — питона, крокодила, черепахи, питона, пчелы; у бушменов — кузнечика-богомола. С тотемизмом связаны мифы о предках, в которых фигурируют образы полудерева-получеловека или полуживотного-получеловека; запреты на охоту и на употребление в пищу тотемных животных; почитание животных определённых видов (львов, леопардов, крокодилов и др.), которые, как верили африканцы, имели собственных духов.
Черты тотемизма обнаруживаются в сохранившейся наскальной живописи (изображения людей с головами фантастических животных и т. п.), в ритуальных играх и обрядах.
Анимизм
Анимизм (от лат. animus — "душа") - вера в одушевленность предметов – является неотъемлемой частью каждой древней культуры. На заре человечества наличие души приписывалось небу и солнцу, радуге и зарнице; стихийным явлениям — грому и молнии, дождю и граду; окружающей природе — морю, рекам, озёрам, водопадам, источникам и ручьям, горам, холмам, скалам, пещерам и отдельным камням, лесам, рощам, деревьям и т.д. Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевлённость природы — аниматизм (от лат. апimatus — "одушевленный").
Аниматизм - Представление о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей, распространено у всех древних народов. С этой Силой связывались всякая удача человека, плодовитость скота и урожай. Впрочем такие верования живы и сейчас. А поклонение духам не только в древности, но и в наше время является важным элементом верований разных народов. К примеру, многие племена Центральной Индии верят в много численных духов, которые населяют джунгли, горы, водоёмы. Эти духи (бонги) бывают добрые и злые. Им приносятся многочисленные жертвоприношения, для их умилостивления проводятся ритуалы и церемонии.
У жителей Андаманских островов распространена вера в духов, олицетворяющих различные силы и явления природы (ветры, морские течения, месяц, солнце). Чаще всего эти духи представляются андаманцам злыми и опасными, они олицетворяют враждебные человеку силы природы. Так, дух леса Эрем-чаугала способен ранить или убить невидимыми стрелами; злой дух моря Джуру-вин может поразить внезапной болезнью; духи Чол посылают невидимые копья во время дневного зноя (скорее всего, речь идёт о солнечном ударе). Из сонма духов особенно выделяется Пулугу, олицетворяющий разрушительный муссон. За несоблюдение некоторых запретов (особенно связанных с пищей) он насылает на людей бурю.
Духи природы считались
И главным, и "местным" духам (богам) воздавали почести и приносили жертвы, сооружали ритуальные хижины и храмы. Святилищами, предметами поклонения могли быть священные столбы из дерева или камня, отдельные деревья, поляны, водоёмы, участки реки и т. д. У многих духов были свои жрецы или жрицы, колдуны, прорицатели и знахари, выступавшие как посредники между ними и их почитателями.
Фетишизм
Фетишизм — она из самых ранних форм древней культуры, известная практически всем народам нашей планеты. Фетиш – иначе — талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Фетишем иногда становилась частица почитаемого объекта, например камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного (фигурка кита, тигра, медведя, птицы, змеи и т. д.). Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок, татуировка на теле, также - любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека.
До наших дней дошло множество
фетишей в форме амулетов-
Помимо личных фетишей существовали
и общие для всего племени
или страны. Обычно ими становились
какая-либо большая гора или красивое,
сильное дерево. У общих фетишей
могла быть и своя "специализация":
один управлял временами года, другой
ведал здоровьем, третий — охотой,
рыбной ловлей и т. д. Особая группа
фетишей связана с
Яркой иллюстрацией фетиша, связанного с культом предков, являются алэлы енисейских кетов. Алэл представляет собой деревянную куклу с большой головой, с руками, ногами, глазами из бусин или пуговиц, одетая в традиционную кетскую одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно куклы изображают старух, которые призваны помогать семье во всех её делах. Они охраняют дом, следят за детьми, за оленями и собаками. Алэлы переходят от родителей к детям. При перекочёвках их возят в специальном берестяном туеске. По понятиям кетов человек должен о них заботиться, кормить, одевать, почтительно с ними обращаться. В противном случае членам семьи грозит гибель.
Фетишизм в Африке распространён
в форме культа обожествляемых материальных
предметов — от деревянных столиков,
брусков, раковин, камней, деревьев, скал
до предметов традиционного
Среди многообразия африканских фетишей учёные выделяют несколько условных групп. Это фетиши, предназначенные для семей и родов; для общин, племён и племенных объединений; так называемые общенародные или общегосударственные фетиши и, наконец, фетиши личные.
Семейные и родовые фетиши появились на заре человеческой истории. Такими фетишами были, например, каменные топоры, почитавшиеся в глубокой древности как окаменевшие молнии божества воды и грома Фаро у народа бамбара (Мали) и божества грома и молнии Шанго у йоруба. У бамилеке (Камерун) можно перечислить около 20 общеплеменных фетишей, в том числе священные камни, барабаны и гонги, табуретки и троны предков, глиняные трубки, слоновьи бивни, шкуры леопардов, кожи питонов и т.д.
В средневековом государстве
К числу наиболее известных и
значительных фетишей, призванных обеспечить
контакты между земным и священным
мирами, между живущими, с одной
стороны, и духами и богами — с
другой, относятся статуи, статуэтки,
маски и тамтамы (барабаны). И сегодня
они являются непременной принадлежностью
многих ритуальных церемоний и обрядов.
Статуи и статуэтки предназначены
для воздействия на участников церемоний
своей торжественной
Роль барабанов не сводится к
простому ритмическому сопровождению
религиозных шествий, танцев и песнопений.
"Они, — пишет французский
Широко были распространены в Африке и личные фетиши. Чаще всего их получали или покупали у колдунов, знахарей и прорицателей, которые освящали фетиши и "отвечали" за их действенность. Фетиши должны помогать своим обладателям, оберегать от врагов, болезней и других напастей. Некоторые фетиши могли действовать самостоятельно, без посредничества колдунов, но самыми сильными считались фетиши, которые подчинялись им. Поскольку поведение фетишей часто непредсказуемо, их побаивались и старались задобрить. Обладатель фетиша ублажал его, совершая определённые ритуалы и делая подношения. Если же приобретённый фетиш или вообще не действовал, его возвращали изготовителю. Иногда провинившиеся фетиши даже наказывали.
Интересен африканский обычай истязания фетишей, причём не только для наказания их, но и для побуждения к действию. Например, прося о чём-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращённые к нему просьбы и обязательно выполнит их.
Заключение
Понятие первобытное общество подразумевает
- общество охотников и собирателей,
уровень технико-экономического развития
которого в основном соответствует
каменному веку. Жизнеобеспечение этого
общества опиралось на охоту и собирательство,
местами рыболовство, а основной ячейкой
социальной интеграции являлась первобытная
земледельческая община.
Общества этого типа еще недавно сохранялись
в разных частях земного шара. Этнография
изучает эти общества как целое. Иначе
говоря, всё без исключения в жизни этих
обществ, в их культуре она рассматривает
как свой законный предмет исследования.
При изучении культурной жизни этих обществ
она обращается и к другим формам общественного
сознания, искусству, первобытной этике,
первобытной науке, с которыми культура
связана теснейшим образом. Более того,
подлинное понимание места и значения
культуры в жизни первобытного общества
возможно лишь в том случае, если первобытная
культура изучается в тесной связи и взаимодействии
с жизнью общества в целом.